15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Интернет–порталы мечтают о лекарствах

Пока законодательные акты об интернет–торговле лекарственными препаратами без участия в этом процессе стационарных аптек готовятся к принятию, крупные интернет–игроки уже готовы к работе с лекарственным ассортиментом в формате онлайн–рынка.

О серьезности своих намерений они рассказали и на секции в рамках Делового медико–фармацевтического форума выставки "Аптека 2019".

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ…

Аптечное сообщество сталкивается с большим количеством проблем и вызовов. Высокий уровень конкуренции на рынке требует от сетей постоянного развития и совершенствования бизнес–процессов в компании, информационных технологий, программ лояльности, систем бронирования и так далее. "При этом рынок намного шире, и многие его сегменты значительно опережают как по времени, так и по качеству реализации опций в аптечном сегменте. Вместо того, чтобы сравнивать приблизительно одинаковые решения у сетей, можно посмотреть, а как все это организовано в других сегментах, посмотреть лучшие решения. Именно поэтому мнения и предложения компаний, которые являются лидерами всего российского интернет–рынка, полезны и перспективны для производителей фармацевтической продукции. К тому же, у таких компаний более широкий взгляд на проблемы сбыта, т.к. они не "зашорены" особенностями, присущими фармацевтическому рынку", — считает Гарик Тадевосян, председатель Организационного комитета фармацевтической премии "Зеленый Крест".

Особенно важно, что обязательная маркировка лекарственных препаратов, которая должна вступить в силу с 1 января 2020 г., позволит практически полностью развеять подозрения представителей фармацевтической отрасли и потребителей ее продукции в том, что через интернет–магазины могут поставляться контрафактные лекарства и медицинские изделия, и тем более фальсификаты.

СПРОС БУДЕТ!

Скептики, которые есть и в фармсообществе, считают, что дистанционный заказ лекарств и их получение с доставкой на дом или в офис не будет востребован. Но они, скорей всего, ошибаются. Если уж любителей интернет-торговли одежды и обуви становится все больше и больше, то желающих приобрести по онлайн–каналу лекарственные препараты при набирающем темпы самолечении, будет не меньше. И это, как минимум. И этому есть объяснение. "Очень многие потребители, покупая ту или иную вещь, хотят ее сначала потрогать, померить, включить или даже понюхать. Тут все зависит от того, к какой товарной категории относится тот или иной продукт. А вот с лекарственными препаратами все гораздо проще, — замечает Николай Габелия, руководитель проектов Центра экспертизы электронной коммерции и работы с поставщиками компании Wildberries. — Ведь и в аптеке никто не обращает внимания на внешние дизайнерские достоинства или недостатки коробочки с таблетками. Главное, чтобы они оказывали нужное лечебное действие. Тем более что и в стационарной аптечной организации, и на интернет–площадке будут продаваться одни и те же препараты. И эта особенность лекарств очень "на руку" интернет–торговле". Он же добавляет, что уже не один год компания (а она работает на рынке с 2004 г.) осуществляет продажу продуктов сегмента БАД, витаминов, спортивного питания и косметических средств. Констатация факта топ–менеджера Wildberries: "Рост продаж товаров перечисленных категорий стремительно растет год от года. Так, рост продаж БАД составил 961%, витаминных комплексов — 595%, а спортивного питания и косметики — 406%. И это только за 2018 г. по сравнению с 2017–м. Что касается текущего года, то тут результаты еще не подсчитаны. Но уже понятно — они будут еще выше".

ЛекИнтернет

Конечно, со слов Николая Габелия, большую роль в достижении таких успехов, как это часто бывает, играет коллектив компании, а он немаленький (более 28 тыс. сотрудников). Оборот компании за 2018 г. составил 118 млрд руб. Он заверяет, что представляемый им интернет–ресурс будет интересен и покупателям, и производителям лекарственных препаратов (конечно же, безрецептурных). В частности, для поставщиков уже работает операционно–складской комплекс, предлагающий транспортно–логистические услуги.

"Конечно, наши склады большие, но не "резиновые". Поэтому, если у нас уже, например, будет представлен, условно говоря, анальгин от 5 разных производителей, то 6–й мы вряд ли согласимся размещать", — предупреждает Николай Габелия.

ДОСТАВКА — ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ, НО НЕОБХОДИМОЕ

С очень серьезными намерениями собирается выйти на рынок интернет–продаж лекарственных препаратов и компания "Утконос". Она входит в инвестиционную группу "Севергрупп" (основана в 2000 г.). "У нас сегодня активно продаются БАД, витаминные комплексы и оправы для очков", — говорит управляющий аптечным ассортиментом компании Максим Сухарев. Сам он — профессиональный провизор. И со всей ответственностью заявляет, что доставка лекарственных средств на дом или в офис клиента — неотъемлемая составляющая настоящего сервиса интернет–компании, какой является и "Утконос". "Я мог бы открыть стационарную аптеку, тем более что для этого у меня есть и специальное образование, и опыт работы в традиционном аптечном бизнесе. Но делать это в рамках онлайн-торговли просто абсурдно. Что касается доставки, то и тут не стоит беспокоиться. Так, в нашей компании доставкой занимаются штатные работники, проверенные и контролируемые нашей специальной службой", — уточняет Максим Сухарев. О соблюдении холодовой цепи тоже можно не беспокоиться. Продукты питания не менее, а порой и более требовательный товар, чем лекарственные препараты. В частности, в компании доставку заказов осуществляет более 500 автомобилей, снабженных контролем температурного режима. По итогам 2018 г. оборот компании составил 8,6 млрд руб.

ДоставкаЛС

"Плюсом уже работающих интернет-магазинов является их осведомленность о своих клиентах. Аналитики точно знают запросы более 1 млн человек, которые являются ежегодными клиентами магазинов. Мы даже знаем, что 51% заказов делается с мобильных телефонов", — рассказывает директор по закупкам компании "Утконос" Андрей Чичерин. Знают в компании и о том, что основными клиентами магазинов являются семейные женщины, люди с ограниченными возможностями и активно работающие мужчины, ценящие свое время. Важно, что более 800 тыс. клиентов дали свое разрешение на коммуникацию с ними через e–mail, SMS, Viber и push–уведомления. У большинства человек установлено мобильное приложение магазина. Да, такая информированность о рынке позволяет использовать все достоинства таргетированной рекламы.

Мы видим, что представители торгового ритейла, имеющие интернет–площадки, готовы и к дистанционной торговле ОТС–препаратами, и к их доставке адресатам. Что могут им противопоставить аптечные сети, и, тем более, единичные аптеки? У каждого свой рецепт и выживания, и развития своего бизнеса на современном меняющемся фармрынке.

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики ассортимент:
Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Представители фармы обсудили лекарства ex tempore

На встрече рабочей группы по выпуску экстемпоральных препаратов в Госдуме обсудили повышение доступности фармсубстанций из госреестра для реализации и дополнительных веществ по необходимой номенклатуре в небольших расфасовках для производственных аптек.

Специализированные
мероприятия
Omni farma