21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Здравоохранение // Здравоохранение Москвы

Как лечить системное недомогание здравоохранения

Для успешного решения задач управления системой здравоохранения необходимо, как и в медицинской практике, не только поставить точный диагноз, но и назначить эффективное лечение. «Начало исполнения Национального проекта «Здоровье» обнажило не только успехи и перспективы, но и всю глубину системного недомогания отечественного здравоохранения», – заявила Швецова Л.И., заместитель Мэра Москвы, открывая юбилейную V Московскую ассамблею «Здоровье столицы». Помочь поставить диагноз, выйти на практические решения задач столичного здравоохранения и сделать Москву городом здоровья была призвана ассамблея, собравшая представителей московской медицины.

Швецова Л.И.
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы

Сделать Москву городом здоровья

Никогда еще в истории страны не предпринималось ничего ни организационно, ни финансово подобного Национальному проекту «Здоровье». Никогда не было такого ясного и ответственного осознания всей критической сложности проблемы.

Начало исполнения Национального проекта обнажило не только успехи и добротные перспективы, но и всю глубину системного недомогания отечественного здравоохранения.

И не только здравоохранения как такового, но и, в частности, деятельности исполнительных механизмов и «навесных орудий» здравоохранения в виде головного министерства, подведомственных и родственных ему структур, различных фондов и распределяющих контор.

Президентом России поставлена задача коренной смены положения дел в области здравоохранения. Подчеркнута необходимость уделить особое внимание развитию первичной медицинской помощи, финансового усиления, в том числе в части зарплаты, медицинской отрасли, профилактической направленности здравоохранения, обеспечению населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Финансирование столичного здравоохранения увеличилось с 42,8 млрд руб. в 2003 году до 78,4 млрд в 2006-м. Рост заработной платы медицинского персонала только в этом году составил 45 %.

С 1998 года уделяется особое внимание профилактике здоровья граждан путем диспансеризации, укрепляется материально-техническая база отрасли, ее кадровый потенциал. Особое внимание отводится лекарственному обеспечению льготных категорий населения. Действует хорошо проработанная городская целевая Программа на 2006-2007 годы «Столичное здравоохранение».

Сумма этих мер позволила остановить отток врачей из амбулаторно-поликлинических учреждений, стабилизировать кадровый костяк отрасли. 245 квартир по договору субаренды выделено молодым специалистам в рамках московской программы «Молодой семье – доступное жилье».

В рамках Национального проекта «Здоровье» в 127 поликлиник города поставлено 325 единиц медицинского оборудования, а общая сумма поставок составила 272 млн руб. В 2006 году за счет средств городского бюджета проводится оснащение оборудованием и предметами длительного пользования на сумму 1,48 миллиарда рублей.

2007 год в Москве объявлен Годом ребенка. Правительством города разработана Комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания, развитию медицинской службы материнства и детства. Каждый ребенок должен проходить диспансеризацию. Население Москвы должно увеличиваться за счет рождения сотен тысяч маленьких москвичей, а не только за счет явочного прибытия детей в составе миграционного прилива. Мы направили на нужды женских консультаций и родильных домов дополнительные денежные средства в объеме 396 млн руб., что позволило поднять зарплату врачей-гинекологов до 24 193 руб.

В прошлом году было осмотрено 1 млн 450 тыс. детей, а 87 % детей с заболеваниями прошли комплексную реабилитацию. С 13 до 8,7 % уменьшилось количество детей с хроническими заболеваниями. В московских стационарах в 2005 году пролечено 202 тыс. детей, из них 13,2 % – иногородних.

Должен быть абсолютно гарантированный порядок получения родовых сертификатов, который сейчас (в соответствии с приказом МЗСР РФ No 5 от 10.01.06) нарушен таким образом, что иностранные и иногородние граждане не могут оформить сертификаты при условии, что им оказывается медицинская помощь в условиях стационаров и родильных домов. Необходимо, чтобы это нарушение было устранено.

Есть проблемы с лекарственным обеспечением отдельных льготных категорий граждан. В прошлом году список льготных лекарств изменялся 8 раз, в текущем – 3 раза. Надо сказать, что диагнозы у больных людей изменяются все-таки не с такой частотой.

Целым рядом городских учреждений здравоохранения оказывается около 60 видов высокотехнологичной, а, следовательно, дорогостоящей медицинской помощи. Выполнено более 10 тысяч высокотехнологичных лечебно-диагностических вмешательств, закупка соответствующих препаратов и материалов профинансирована в объеме свыше 600 млн руб. Минздравсоцразвития и здесь занимает уклончивую позицию по проблеме финансирования.

Есть и еще одна острейшая проблема, к которой надо привлечь максимальное внимание. Речь идет о сердечно-сосудистых заболеваниях. Существующих в Москве мощностей не хватает для полного обеспечения кардиохирургической помощью.

Перед А.П. Сельцовским поставлена задача проработать вопрос создания Московского детского кардиохирургического центра с тем, чтобы каждый ребенок с врожденной или приобретенной патологией мог быть обеспечен самой современной и эффективной помощью.

Больничная смертность от острого инфаркта в стране составляет 16-18 %, в то время как в государствах с наиболее развитой медициной 6-8 %.

В столице число зарегистрированных заболеваний системы кровообращения среди взрослых составляет 23,3 % и имеет тенденцию к увеличению за счет роста регистрации артериальной гипертензии, выявляемой при диспансеризации. Эта патология является ведущей причиной смертности – 56 %, и более чем в три раза превышает страшные последствия злокачественных новообразований.

Большая работа ведется по онкологическим заболеваниям, это для нас направление главного удара, но, смотрите, какие страшные результаты дают сердечно-сосудистые болезни.

Показатели вылечивания зависят от степени развития высокотехнологичных видов помощи, а уровень смертности – от скорости оказания помощи. Необходимо оснащение бригад «скорой помощи» современными медицинскими препаратами, а стационаров – самой современной аппаратурой. Только препараты-растворители тромба способны снизить летальность на 3 %. Да, это дорогие препараты, но они никак не дороже затрат на дальнейшее обычное лечение.

Современное оборудование и препараты высшего качества производятся в большинстве своем за рубежом, хотя у нас есть свои достойные наработки, научная и производственно-технологическая база. Это тот случай, когда надо не переплачивать бесконечно долго, а развивать собственное производство.

Больные острым инфарктом миокарда поступают в стационары в любое время суток, но рентгенохирургические круглосуточные службы работают не во всех стационарах. Если оказывать медицинскую помощь в первые 6 часов от начала обострения, то процент летальности снижается до 3-4.

Мы видим тут целый комплекс проблем, разрешить которые можно исключительно в рамках принятия и реализации специальной городской программы по кардиологическим заболеваниям детей и взрослых. Можно опереться на принятую ранее 2-годичную программу «О мерах по дальнейшему улучшению оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями в г. Москве», но пусть она будет лишь элементом более совершенной социально-врачебной конструкции.

Работники здравоохранения лучше других знают, что очень многое в жизни, если не вообще все, обессмысливается и теряется, когда человека настигает тяжелая болезнь.

Даже обычная простуда, банальный грипп, бытовая травма способны уложить человека на больничную койку. В их руках – физическое, а во многом и социальное здоровье миллионов москвичей. Правительство города делает все необходимое, чтобы столичная медицина развивалась опережающими темпами, чтобы Москва была городом здоровья, а люди в белых халатах не знали проблем с повышением квалификации, с оборудованием, препаратами и медикаментами, с финансированием медицинских учреждений, с вопросами социального порядка.

Мы на это твердо настроены и видим хорошие перспективы развития столичной отрасли здравоохранения.

 

 

Иванов С.О.
Начальник управления фармации Департамента здравоохранения города Москвы

Приоритетность доступности лекобеспечения населения

Система лекарственного обеспечения столицы объединяет деятельность по обеспечению населения ЛС и ИМН учреждениями здравоохранения всех форм собственности.

Одной из приоритетных задач, поставленных Правительством Москвы перед Департаментом здравоохранения, является формирование государственной системы в области лекарственного обеспечения населения и ЛПУ столицы и осуществление контроля за ее исполнением.

В настоящее время на первое место выступает проблема экономической доступности лекарственного обеспечения населения, для чего из средств городского и федерального бюджетов обеспечивается бесплатный и льготный отпуск ЛС и ИМН отдельным категориям населения, имеющим право на меры социальной поддержки, а также производится лекарственное обеспечение ЛПУ города.

Обеспечение ЛПУ ЛС и ИМН осуществляется по трем основным направлениям:

1. Поставки специфических лекарственных препаратов по заявкам ЛПУ через ГУП города Москвы «Столичные аптеки».

2. Поставки лекарственных средств в рамках централизованных закупок, осуществляемых Департаментом здравоохранения города Москвы через ГУП города Москвы «Столичные аптеки».

3. Закупки неспецифических лекарственных препаратов в ГУП города Москвы «Столичные аптеки» и у других фармацевтических фирм.

С 01.01.2006 г. в связи со вступлением в действие Федерального закона от 21.07.2005 г. No 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» изменен порядок осуществления закупочной деятельности учреждениями в рамках городского заказа.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.12.2005 г. No 1030-ПП лекарственные средства отнесены к государственным заказам первого уровня вне зависимости от начальной цены государственного контракта. Размещение заказов первого уровня осуществляется Тендерным комитетом.

В связи с тем, что действие Федерального закона от 21.07.2005 г. No 94-ФЗ распространяется на размещение заказов на сумму от 60 тыс. руб. (ст.1, ч. 2), закупка одноименной продукции на сумму менее 60 тыс. руб. осуществляется без конкурса.

Закупка на сумму от 60 до 250 тыс. руб. (например, дорогостоящих лекарственных препаратов для индивидуальных схем лечения) в соответствии с действующим законодательством должна осуществляться по котировкам цен.

Неотъемлемой частью социальной политики, проводимой Департаментом здравоохранения города Москвы, является льготное лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.

В связи с введением в действие с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22.08.04 No 122-ФЗ произошло разграничение полномочий по льготному лекарственному обеспечению декретированных групп населения между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

На основании соглашения между ФФОМС, Росздравнадзором, Департаментом здравоохранения города Москвы и МФОМС по реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, льготное лекарственное обеспечение осуществляется в рамках существующей в Москве системы по Перечню лекарственных средств, утвержденному МЗСР РФ.

При этом изменен принцип ценообразования. Росздравнадзором установлены торговые надбавки к указанным ценам. При этом для г. Москвы установлена самая минимальная торговая надбавка из всех регионов России – 20 %.

В целях сохранения достигнутого уровня лекарственного обеспечения жителей Москвы распоряжением Правительства Москвы от 10.08.05 No 1506-РП «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50 % скидкой» были учтены все группы населения и перечень категорий заболеваний, имевшие право на оказание мер социальной поддержки до 2005 года.

Для сохранения государственной аптечной сети, повышения конкурентоспособности госаптек на фармрынке, а также во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 31.12.04 No 2693 создано ГУП «Столичные аптеки». ГУП «Столичные аптеки», претворяя в жизнь государственную политику в области розничного лекобеспечения москвичей, позволит оказывать доступную лекарственную помощь населению, не имеющему льгот.

Департаментом здравоохранения города Москвы проводится работа по реализации приоритетного Национального проекта «Здоровье» в Москве, фармацевтический аспект реализации проекта выполняется, в частности, по блокам «Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ», «Иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа».

 

Ремизов М.В.
И.о. генерального директора ГУП «Столичные аптеки»

Мы – успешно развивающаяся аптечная сеть

Первого декабря 2005 года, в соответствии с постановлением Правительства города Москвы No 2693-РП от 31.12.04 «О реорганизации государственных унитарных предприятий города Москвы: аптечных предприятий и предприятий оптовой торговли лекарственными средствами», было зарегистрировано государственное унитарное предприятие «Столичные аптеки», в которое путем слияния были объединены 288 аптек и 2 аптечных склада.

На момент слияния общая сумма убытка по аптечным подразделениям составляла 33 млн рублей. Некоторые аптеки находились на грани банкротства. Закупка товара аптеками производилась самостоятельно более чем у 80 поставщиков. Из-за недостаточности оборотных средств ассортимент ряда аптек не превышал 300 позиций. К 1 декабря 2005 года не более 50 % аптек вели автоматизированный учет движения товара. В остальных аптеках были установлены 13 разнообразных видов программ учета движения товара. Отдельную проблему представляла ветхость материально-технической базы большинства предприятий.

Основная цель объединения, поставленная Правительством города Москвы, – повышение экономической эффективности деятельности государственной аптечной сети города Москвы.

Для достижения поставленной цели за истекший период были сделаны следующие шаги:

  1. Внедрена система централизованных закупок товара аптечными подразделениями через офис ГУП «Столичные аптеки». Доступный для заказа ассортимент составляет более 13 000 наименований.
  2. Оптимизировано число поставщиков.
  3. Упорядочены условия поставки.
  4. Из средств предприятия закуплено необходимое для автоматизации компьютерное оборудование. Все аптечные подразделения автоматизированы.
  5. Налажена система обучения персонала аптечных подразделений.
  6. Увеличена заработная плата персоналу предприятия.
  7. Проведены значительные ремонтные работы.

К настоящему моменту ГУП города Москвы «Столичные аптеки» представляет собой предприятие оптово-розничной торговли, основными задачами которого является:

  1. Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
  2. Развитие рецептурного производства.
  3. Отпуск кислорода.
  4. Обеспечение ЛПУ города по следующим направлениям:

– обеспечение специфическими препаратами по профилям: онкология, эндокринология, фтизиатрия, анестезиология, гемофилия, хроническая почечная недостаточность, СПИД и ВИЧ;

– обеспечение неспецифическими препаратами (в т.ч. наркотическими, сильнодействующими и психотропными);

– обеспечение лекарственными препаратами по целевым программам (кардиология, иммунология, акушерство и гинекология, рентгеноконтрастные препараты, инфузионные растворы, препараты для парентерального питания и др.);

– обеспечение лекарственными препаратами, полученными в рамках федеральных программ «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» подпрограммы – «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», иммунобиологические препараты в рамках национального календаря прививок.

В 2006 году впервые осуществляются поставки в рамках реализации мероприятий приоритетного Национального проекта «Здоровье». По данной программе будут поставляться антивирусные препараты, вакцины для дополнительной иммунизации населения, диагностические средства, применяемые для диагностики ВИЧ-инфекций, гепатита В и С.

Особое внимание уделяется усилению социальной функции предприятия. Совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы был разработан и успешно реализован план по введению во всех аптечных предприятиях сети 5 % скидки по «Социальной карте москвича».

Мурадова Л.И.
Директор фармацевтического училища No 10 г. Москвы

Повышение квалификации специалистов фармсектора

Основными задачами отделения повышения квалификации фармацевтов являются:

  • удовлетворение потребности специалистов в получении знаний о новых достижениях в фармацевтической науке и практике;
  • обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится в соответствии с Госстандартом ВУНЦ МЗ РФ, согласованным с Департаментом здравоохранения города Москвы и ММА им. И.М. Сеченова.

По завершении курса (144 часа) слушатели получают сертификат специалиста и свидетельство о повышении квалификации.

Тематика циклов:

  1. Современные аспекты работы фармацевтов.
  2. Изготовление лекарственных форм.
  3. Отпуск лекарственных средств.
  4. Безрецептурный отпуск лекарственных средств и техника продаж.

Хотя для таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, должны утверждаться индивидуальные стандарты с учетом специфики работы крупнейших мегаполисов страны или давать право профессиональным центрам, ОПК по корректировке программ в соответствии с требованиями времени до утверждения нового стандарта (1 раз в 5 лет).

Повышение квалификации проводится в соответствии с действующими учредительными документами, лицензией, аккредитацией и аттестацией училища.

Основной целью сообщения является не констатация самого процесса, а его перспективы, задачи, современные подходы к усовершенствованию методики проведения занятий, актуальности преподаваемых тем, с учетом статуса аптечного предприятия, перспектив развития фармации, т.е. все это мотивация на успешную работу.

Используем аутсорсинговые связи, как в основном учебном процессе, так и при проведении повышения квалификации фармацевтов.

Как стараемся решать эти проблемы?

  1. За счет интегрированных занятий с преподаванием по 2-3 дисциплинам.
  2. Проведение интегрированных занятий с приглашением специалистов ММА, других специалистов на основе аутсорсинга.
  3. Использование мультимедиа и компьютерных технологий.

С этого года мы ввели в программу обучения слушателей ОПК интегрированные занятия по клинической фармакологии, а также лекции по основам права и трудовому законодательству.

Аудитория, в которой проводятся занятия, оснащена компьютерами с тестовыми заданиями, ситуационными профессиональными задачами, с возможностью демонстрации мультимедийных фильмов, справочной литературой по всем действующим приказам МЗ РФ, справочной литературой.

Учитывая, что в составе лекарственных средств 50-60 % извлечения из лекарственных растений, мы даем возможность слушателям познакомиться с лекарственными растениями в нашем ботаническом саду, в котором произрастает около 65 лекарственных растений. В настоящее время фармацевт отпускает свыше 1300 наименований лекарств без рецепта, консультирует посетителя о способах применения, приема, фармакотерапевтической совместимости и о многом другом, должен хорошо владеть клинической фармакологией.

Проводим тренинги по искусству продаж и мерчандайзингу, где слушатели обмениваются опытом, рассказывают своим коллегам эпизоды своей работы, успешное решение возможных проблем в общении с посетителем аптеки.

Для слушателей разработана система домашних заданий с последующим маркетинговым исследованием.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики здравоохранение москвы:
Столица "экзаменует" онкологов. И не только их

С 16 октября Департамент здравоохранения города Москвы начинает проверку знаний по двадцати четырем врачебным специальностям. Восемь из них относятся к онкологической помощи.

Нейросети нуждаются в КТ

Более десятилетия столичные власти внедряют ИТ во все области жизни. И медицинская сфера — не исключение. Помимо того, уже три года в московском здравоохранении активно применяется так называемый "электронный интеллект". Есть мнение, что компьютер (а точнее, ИИ) ставит диагноз быстрее и точнее, чем врач, и поэтому может назначить лучший вариант лечения.

Московская скорая медицинская помощь — самая быстрая в мире

В октябре 2019 г. исполнилось 100 лет Московской службе скорой медицинской помощи. Отрадно, что московская "скорая" впереди по целому ряду очень важных показателей.

Эндокринологическая помощь в Москве — что нового?

Эндокринологические заболевания относятся к тем недугам, которые требуют длительного лечения, а при несерьезном к ним отношении сильно снижают качество жизни пациентов. Именно поэтому столичное здравоохранение уделяет им особое внимание. 

Нагрузка на региональный бюджет растет

Департаментом здравоохранения города Москвы лекарственные препараты приобретаются централизованно, как за счет средств регионального, так и федерального бюджетов.

Специализированные
мероприятия