Надо отметить, что делегаты форума представляли различные структуры: коммерческие, государственные, общественные, поэтому и взгляд на понятие "пациентоориентированность" оказался разносторонним.
Свое видение пациентоориентированности у представителя власти. Андрей Сарана, первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Санкт–Петербурга, уверен, что это понятие "уже не миф, но к реальности еще всем нам надо стремиться, чтобы была выстроена идеальная система". По его мнению, идеальная система — это люди, производящие препараты и отправившие их в аптеки, дальше идет прослойка в виде органов власти, следующие — те, кто финансируют льготы, далее врач, не заточенный под конкретное ТН, которому неинтересна его стоимость, но интересен человек, и, наконец, пациент, который привержен лечению.
"У нас нет ответственности пациента за собственное лечение, хотя в ФЗ-323 говорится об этом. Человек выходит от врача и понимает: пока он лежал в окружении людей в белых халатах, он болел, а после выписки неважно, что нужно беречь себя, никто не требует этого от пациента. А вот когда все работают, все друг друга совмещают, все замечательно. Как орган власти, мы стараемся всех в этой цепи максимально соединить. Но в идеальной системе нет столько финансов, чтобы закрыть все потребности и лечить так, как хочет идеальный доктор. Ликвидировать этот дисбаланс и есть наша задача — максимально довести из имеющихся ресурсов до каждого пациента то, что ему нужно для лечения, реабилитации, — сказал А.М. Сарана. — Объяснить человеку, что дженерик, производимый в РФ, по эффективности лучше или на одном уровне с зарубежным аналогом – это и есть задача врача".
"Медицина и так ориентирована на пациента, а какой еще она может быть?", — присоединился к дискуссии Ян Власов, президент Общероссийской общественной организации инвалидов–больных рассеянным склерозом. К сожалению, далеко не все российские компании выбрали для себя пациентоориентированность, но значительная часть все–таки идет по этому пути, формируя программы, не предполагающие прямое продвижение ЛП, поддерживающие Школы пациентов, разрабатывающие информационные сайты, открывающие горячие линии. При этом пациентское сообщество не включается в бизнес–прогноз компании, не является участником бизнес–процесса. Он поблагодарил представителей властей Санкт–Петербурга за особое отношение к пациентам с рассеянным склерозом и предоставление им специализированной медицинской помощи на базе городской больницы №31.
Я.В. Власов считает, что на продвижение пациентоориентированности должна работать и социальная реклама, информирующая людей о профилактике, симптомах заболеваний и их правах на льготы. По его данным, 16% пациентов не получают препараты с учетом льготы, просто не зная, что имеют на нее право.
Об интересе к социальным проектам рассказал Сергей Демин, коммерческий директор розничного подразделения ГК "Аптечная сеть 36,6". Сеть участвует (совместно с Департаментом здравоохранения Москвы) в пилотном проекте по обеспечению льготных рецептов в коммерческих аптеках. Если до этого человек, получая рецепт, мог приобрести лекарство по МНН с зарегистрированной ценой, имеющееся в конкретной аптеке, то сейчас проект позволяет расширить доступность ЛП по льготным рецептам. При этом пациент имеет возможность, доплатив незначительную сумму, выбрать тот аналог (ТН), который, по его мнению, более эффективен и восприимчив организмом. В проекте участвуют 300 МНН.
"Аптеки обвиняли в попытке заработать на ажиотаже в марте–апреле, но мы тогда были заложниками сложившейся ситуации. Вынуждены были следовать за конъюнктурой рынка. Сегодня разворачиваем свою коммерческую деятельность больше в сторону социальной, но подобные проекты требуют детального обсуждения всеми участниками процесса, потому что Депздрав на своем уровне сформировал цены компенсации, которые для коммерческих аптек с точки зрения методологии не являются прозрачными. Мы не получили необходимую информацию, хотя запросы делали. ГК заинтересована в реализации таких проектов, потому что это первые шаги к программе лекарственного возмещения. Цены в марте повысились, при этом Департамент до сих пор не пересмотрел нам цены компенсации. Мы вынуждены по части продуктов идти в минус, но продолжаем поддерживать проект. Но мы организация коммерческая, поэтому вполне понятна наша заинтересованность в дополнительном трафике пациентов в аптеки", — рассказал Сергей Демин.
Максим Стецюк, первый заместитель ген. директора компании "НАНОЛЕК", директор дивизиона "Вакцины", подчеркнул, что пациентоориентированность для производителя — это понимание того, что нужно врачу для эффективной практики, пациенту — для безопасной и действенной терапии, и Минздраву РФ как заказчику. "Слышу в последние годы, что бизнес в фармацевтике имеет неодобрительный оттенок. Когда ругают бизнес, – а задача среднестатистического бизнеса за три года отбить инвестиции, – это не про нас точно. Инвесторы, приходящие в серьезные фармкомпании, — люди не случайные, они вложили средства на 10 и более лет. Нашей компании 11 лет, и мы до сих пор отдаем кредиты, взятые для постройки уникального завода", — рассказал Максим Стецюк. Компания выпускает вакцины для Национального календаря прививок. Из 700 сотрудников завода треть занимается контролем качества. Каждая серия проходит более 100 проверок. "Мы — пример открытости нашей деятельности, готовы рассказывать о производстве, его организации, контроле качества. И строим долгосрочные планы. Понимание потребностей указанных групп поможет создавать инновационные препараты", — отметил представитель фармкомпании.
Директор по стратегическому маркетингу "ГЕРОФАРМ" Марина Рыкова привела в пример программы их компании для детей с сахарным диабетом I типа. В 2017 году у компании стартовал проект "Дети тоже болеют диабетом", направленный на повышение информированности о симптомах СД I типа у детей. Программы "Диабет. Танцы. Дети" и "Диабет. Театр. Дети" ориентированы на детей с СД, которые хотят танцевать, заниматься творчеством, но которым это недоступно, потому что таким детям физическая активность дается сложно, а преподаватели боятся с ними работать, не хотят брать на себя ответственность. "Наши проекты дают возможность детям реализовать свои мечты. Там работают и эндокринологи, и психологи, и педагоги. Это не связано с нашей коммерческой деятельностью. Наоборот, мы инвестируем. Пациентоориентированность – это реализация мечты пациентов о качественной и хорошей жизни", — сказала Марина Рыкова.
Взаимодействие с пациентскими организациями считает важной частью работы компании и Беньямин Ковач, генеральный директор "Джи Ди Пи". "Дистрибутор — связующее звено между производителем и аптекой, в текущей ситуации санкций считаю, что на процесс социальной ответственности надо смотреть просторнее. Консолидация должна быть шире между регуляторами, производителями, поставщиками, аптеками и пациентским организациями", — отметил он. Глава компании считает пациентские организации зеркалом работы в государственном сегменте, ведь они знают проблемы пациентов и четко отражают свою позицию. Компания поддерживает благотворительные акции: это не только предоставление лекарственных препаратов, но и обеспечение больниц диагностическими средствами, организация образовательных курсов и многое другое.
В завершение сессии Ю.А. Жулев подчеркнул, что социальный бизнес — это не маркетинг, это крайне важная сфера, за которую пациенты благодарны.