25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Контраст с действительностью в борьбе с интернет–аптеками

На сегодняшний день интернет–аптеки получили свое развитие как за рубежом, так и в Российской Федерации. Некоторые из них работают как электронная витрина реально существующей аптеки, некоторые как полноценный электронный магазин, обеспечивающий дополнительный канал продаж.

Мазеин Владимир Тимофеевич
Юрист, независимый эксперт

Елисов Павел Петрович к.ю.н.
Болт Юлия Александровна
Сотрудникb ФГУ ВНИИ МВД России

Интернет–аптека не является аптечной организацией, т.к. в перечне видов аптечных организаций нет такой организационно–правовой формы, поэтому торговать лекарственными препаратами (далее — ЛП, лекарства) им запрещено (см. Федеральный закон от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.10 №553н "Об утверждении видов аптечных организаций").

При этом продажа лекарств, как и алкогольной продукции, дистанционным способом не допускается. Розничная торговля ими осуществляется только при наличии у продавца специальной лицензии, что невозможно проверить при покупке лекарств через Интернет, также как нет возможности проверить и их качество (см. Указ Президента РФ от 22.02.92 №179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена").

Кроме того, при осуществлении розничной торговли не допускается продажа лекарств при нахождении покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (см. постановление Правительства РФ от 19.01.98 №55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров").

Поэтому граждане, занимающиеся незаконным распространением лекарств в Интернете, чтобы как–то себя "легализовать", не называют свои сайты интернет-аптеками.

Тем не менее на практике организация не противоречащей закону продажи лекарств через Интернет может осуществляться на базе реально существующей аптечной организации, предоставляющей информацию о своем товарном ассортименте посредством сети Интернет. Покупатель оформляет заказ (бронирует) лекарство на этом сайте, что, отметим, не является дистанционным способом продажи лекарств, поскольку лекарства приобретаются в аптеке самим покупателем, а не посредством доставки курьером на дом или в иное место, им указанное.

О легальности интернет–торговли лекарствами свидетельствует следующий пример. Прокурор г. Пскова в своем заявлении просил суд признать информацию, размещенную на 16 сайтах в Интернете, информацией, запрещенной к распространению. Однако суд своим решением признал запрещенной информацию, размещенную только на 13 сайтах, исключивиз прокурорского списка 3сайта, на которых предлагалось резервирование лекарств, покупка которых в последующем потребителем производилась в аптечной организации, т.е. в установленном законом порядке. Свое решение суд направил для исполнения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор) с целью блокирования этих сайтов и размещения их в едином реестре.

Таким образом, через Интернет можно сделать лишь заказ лекарства, но не их дистанционную оплату и доставку на дом, поскольку такая торговля, как мы уже отметили, является незаконной. Существующая практика обращения лекарственных средств, включая их интернет-резервирование, по мнению авторов, достаточна для интернет-торговли лекарствами, поэтому об интернет-аптеках как новом виде аптечной организации не должно быть и речи.

Вместе с тем в Интернете распространяется много информации о дистанционной продаже БАД и лекарств, в т.ч. наркотических и сильнодействующих средств. Такая информация в Интернете признается запрещенной, а интернет-сайты подлежат блокированию (закрытию).

Работа по выявлению и блокировке интернет–сайтов, распространяющих запрещенную информацию, осуществляется государственными органами в соответствии с Федеральным законом от 27.07.06 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее — Закон об информации) и постановлением Правительства РФ от 26.10.12 №1101 (далее — Постановление №1101) "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно–телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно–телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее — Единый реестр).

Законом об информации установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

НЕЗАКОННАЯ ТОРГОВЛЯ ЛЕКАРСТВАМИ

За незаконную торговлю лекарственными средствами установлена административная и уголовная ответственность (ст. 6.33, 14.2, 14.4.2 КоАП РФ и ст. 171, 235.1, 238.1 УК РФ), применяемая правоохранительными и контрольно–надзорными органами.

Следует особо отметить, что постановление №1101 с 1 ноября 2012 г. — со дня вступления его в силу — положило начало полноценному законодательному закреплению оснований для блокирования интернет–сайтов, процедура которого осуществляется через Роскомнадзор и приводится в действие операторами связи.

Постановлением №1101 определены федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены принимать решение о блокировании интернет–сайтов, распространяющих запрещенную информацию и информацию о включении их в Единый реестр. К ним отнесены пять органов исполнительной власти: МВД России, ФНС России, Роскомнадзор, Роспотребнадзор и Росалкогольрегулирование (далее — уполномоченные органы).

Уполномоченные органы проводят мониторинг информации, содержащийся в Интернете, с целью обнаружения информации, относящейся к предмету их ведения, перечень которой содержится в Законе об информации и в постановлении №1101 и обозначенную как запрещенная к распространению (далее — перечень запрещенной информации). Обнаружив такую информацию, уполномоченные органы обращаются в Роскомнадзор с решением о блокировании обнаруженного интернет–сайта.

По инициативе этих органов за шесть прошедших лет по данным Роскомнадзора на 13 октября 2018 г. заблокировано 5 583 354 интернет–ресурсов, распространявших информацию, признанную запрещенной к распространению. Указанными федеральными органами проводится длительная и кропотливая работа, но эффективность этой работы пока низкая. Сайты блокируют, но люди, их открывшие, регистрируют новые и продолжают противоправную деятельность, оставаясь безнаказанными.

Иная информация, распространяемая в Интернете, в т.ч. и о продаже лекарств или БАД, может быть признана запрещенной решением суда по заявлению прокурора. По инициативе этих органов за прошедшие годы, по данным Роскомнадзора, заблокировано: судами — 4 594 956, прокуратурой — 769 194 интернет-ресурсов.

Указанную практику этих органов можно проиллюстрировать следующим примером. Прокурор Железнодорожного района г. Новосибирска обратился в суд с заявлением о признании информации о дистанционной продаже наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров незаконной. Суд своим решением признал информацию запрещенной и направил его для исполнения в Роскомнадзор с целью блокирования этого сайта и размещения его в Едином реестре.

По заявлению прокурора суд может признать информацию запрещенной и в том случае, если уполномоченный орган обнаружит в Интернете информацию, содержание которой отнесено к его ведению, и сочтет ее запрещенной к распространению, но она не содержится в перечне запрещенной информации, то орган обращается к прокурору с просьбой признать такую информацию запрещенной к распространению.

Указанный порядок признания информации запрещенной проиллюстрируем следующим примером.

Прокуратурой Центрального района г. Хабаровска по информации УМВД России по г. Хабаровску проведена проверка, в ходе которой установлено, что в свободном доступе на интернет–страницах содержится информация с аудиовизуальной записью, содержащей сцены жестокого обращения с несовершеннолетним, направленная на пропаганду суицида и доступная неограниченному кругу лиц, в т.ч. несовершеннолетним.

Прокурор в своем заявлении просил признать данную информацию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Суд своим решением признал информацию запрещенной и направил его для исполнения в Роскомнадзор с целью блокирования этого сайта и размещения его в едином реестре. (см. Решение №2–4211/2017 от 15.08.17 Центрального районного суда г. Хабаровска).

Борьба с продукцией, опасной для жизни и здоровья граждан, информация о продаже которой распространяется в сети Интернет, ведется сотрудниками прокуратуры и суда так же, как и в вышеописанном примере.

Так, прокурор г. Удачного обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной на интернет–сайте, информацией в сфере оборота продукции, представляющей угрозу жизни и здоровью населения, запрещенной к обороту на том основании, что жиросжигатель DNP (динитрофенол), предложения о продаже которого размещены на сайте, опасен для жизни и здоровья граждан. Данный продукт содержит химическое вещество — 2,4 динитрофенола, используемого при производстве красителей для дерева и тканей и не предназначенного для приема внутрь. Жиросжигатель не допущен к обороту как пищевой продукт, не зарегистрирован в качестве специализированного питания для спортсменов, лекарственного средства, биологически активной или пищевой добавки. Кроме того, Генеральный директорат Европейской комиссии по здравоохранению и защите прав потребителей 11 января 2018 г. проинформировал Роспотребнадзор о 8 смертельных случаях в Европе вследствие применения этого препарата. Суд своим решением признал эту информацию запрещенной и направил свое решение для исполнения в Роскомнадзор (см. дело № 2–AI-112/2018 от 8.05.18 Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия)).

Интернет2

Вместе с тем вопрос о лицах, дистанционно сбывающих лекарства и продукцию, опасную для жизни и здоровья граждан в сети Интернет, ни прокурором, ни судом не рассматривался. Вопрос о привлечении к какой-либо ответственности (административной или уголовной) не поднимался, поэтому данные лица могут безнаказанно продолжать свою противозаконную деятельность, зарегистрировав новый сайт в сети Интернет.

Совсем иначе с запрещенной информацией, распространяемой на интернет-сайтах, в силу своих полномочий, задач и возможностей работают сотрудники МВД России совместно с сотрудниками органов Росздравнадзора.

Например, сотрудники подразделения по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу, выявив в Интернете сайт, на котором в период с 15 апреля 2015 г. по 4 июля 2016 г. предлагались лекарственные препараты для лечения вирусного гепатита С (производство Республики Индия), не прошедшие в России государственной регистрации и не включенные в ГРЛС, установили и задержали преступную группу из трех человек, которыми был разработан, создан и зарегистрирован на имя одного из членов преступной группы сайт в сети Интернет.

Преступная группа была изобличена посредством проведения сотрудниками полиции контрольной закупки, в ходе которой у преступников были приобретены незаконные лекарства на сумму 135 тыс. руб.

В отношении задержанных было возбуждено уголовное дело по ст. 238.1 УК РФ. 16 февраля 2018 г. районный суд осудил их, назначив наказание в виде 5 лет лишения свободы условно каждому со штрафом в доход государства в размере 1 млн руб. с каждого. Кроме того, суд своим приговором конфисковал денежные средства в сумме 4 897 000 руб. и 3 автомобиля, принадлежащие подсудимым (см. приговор №1–1395/2017 1-281/2018 от 16.02.18 Приморского районного суда г. Санкт–Петербурга).

Вместе с тем следует отметить, что суд не рассматривал вопрос о признании запрещенным сайта в сети Интернет, которым пользовались преступники, и информации, размещенной на нем.

В 2018 г. за аналогичные преступления по материалам сотрудников МВД России было возбуждено 87 уголовных дел. Кроме того, по инициативе МВД России с 2012 г. было заблокировано 1 295 138 интернет–ресурсов.

Анализ практики борьбы с информацией о продаже лекарств и БАД, содержащейся на сайтах в Интернете, кроме сайта аптека.ру и аналогичных, убедительно показал, что вся информация содержит заведомо ложные сведения об этих товарах и направлена на незаконное завладение денежными средствами граждан, носит выраженный противоправный характер.

Принимая во внимание, что процент заблокированных сайтов, распространявших запрещенную информацию о продаже лекарств и БАД, составляет, по мнению авторов, не менее 20% от всех заблокированных, авторы считают целесообразным включить Росздравнадзор в список уполномоченных федеральных органов, принимающих решение о блокировании интернет–ресурсов, распространяющих запрещенную информацию.

Кроме того, авторы предлагают внести некоторые изменения в регулирующие указанную сферу деятельности нормативные правовые акты:

  • необходимо законодательно сформулировать понятие "информация, запрещенная к распространению", определить основные критерии оценки и создать единый список такой информации;
  • ввести правило для лиц, регистрирующих сайты, обязательно знакомиться с перечнем информации, которая относится к запрещенной, и принять на себя обязательство не распространять ее в Интернете.

В случае нарушения гражданином своих обязательств Роскомнадзор самостоятельно без судебного решения дает указание оператору связи блокировать данный сайт, а в отношении виновного лица решать вопрос о привлечении к административной ответственности;

  •  установить административное наказание за «распространение в Интернете запрещенной информации» с подробным описанием состава данного правонарушения и назначить штраф в размере от 100 тыс. руб.;
  • по фактам распространения запрещенной информации о продаже лекарств, БАД или продукции, опасной для жизни и здоровья граждан, имеющей содержание противоправного характера, сотрудникам МВД России во взаимодействии с органами Росздравнадзора либо Роспотребнадзора необходимо проводить доследственную проверку в соответствии со ст. 144 УПК РФ и по ее результатам решать вопрос о возбуждении уголовного дела.

Эти меры, по мнению авторов, позволят ограничить распространение в Интернете запрещенной информации.

Безусловно, ввиду перехода к экономике, основанной на использовании цифровых информационно–коммуникационных технологий, нас ожидает частичная отмена запрета на интернет–торговлю лекарствами.

Еще в декабре 2017 г. был принят в первом чтении проект Федерального закона №285949–7 "О… розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом", но дальнейшее его рассмотрение депутатами было своевременно перенесено на 2019 г. Согласно законопроекту предлагается разрешить дистанционную розничную торговлю лекарственных средств для медицинского и ветеринарного применения аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям. Будет это принято или нет? По нашему мнению, легальный фармацевтический рынок в дистанционной торговле лекарствами не нуждается.

Вместе с тем, по нашему мнению, к вопросу о дистанционной торговле лекарствами и вообще об интернет–торговле лекарствами следует вернуться только после 2020 г. После того как в рамках Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров в России будет осуществлена маркировка лекарств и только в том случае, если практика покажет, что фальсификат и другие незаконные лекарства с помощью этой системы будут выявлены и их будет невозможно продать.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия