НУЖНО АНАЛИЗИРОВАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ
Во время прошедшей (а может быть все еще продолжающейся) пандемии в ряде аптечных сетей не испытывали недостатка ни с лекарственными препаратами, ни даже с масками, если говорить о выходящих потоках. С отправкой тоже трудностей не было. Почему? Ответ прост. Руководители логистических служб мониторили рынки и прогнозировали развитие ситуации. И начали готовиться к трудностям пандемии заблаговременно — за месяц до ее официально объявленного начала.
Вторая волна пандемии может случиться, а может и не случиться. Но на всякий случай нужно принимать все меры, чтобы логистика работала без сбоя. Это касается и закупок, и отгрузок.
НО ПРОБЛЕМЫ МОГУТ ВОЗНИКАТЬ
В релизе оперативных лизинговых компаний 95% заказов отгружается текущим днем или через сутки. Но есть и те 5% препаратов, которые необходимо ждать, — это редкие и дорогостоящие лекарства. И аптечным сетям нужно иметь в виду такую "накладку".
Опыт логистических компаний показывает, что бывают и технические ошибки аптек. Например, неправильно указанные адреса.
Случается, что не читается маркировка на упаковке лекарственного препарата. Поэтому наличие в аптечных сетях определенного запаса препаратов — правильный ход.
МАРКИРОВКА НА ПУТИ У ЛОГИСТА
Самых разных опасений по поводу маркировки лекарственных препаратов было немало. Одни из них не оправдались. Другие все еще вселяют объективную тревогу.
"Система мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП) проблем на данном этапе не вызывает. Хотя технические трудности встречаются. Несмотря на то, что большинство из них было отработано на стадии пилотного проекта в тестовом режиме. Да и рынок немаркированной продукции еще достаточно большой.
Цель маркировки достигнута. Обеспечивается прозрачность сети, товаропроводящей цепочки, поставлен барьер контрафактной продукции и поступлениям в коммерческий сектор лекарственных средств, выделяемых бесплатно в медицинские учреждения по государственным программам", — отмечает директор по развитию бизнеса компании "Авеста Фармацевтика" Олег Купленский.
Есть инициатива партии "Единая Россия" о распространении маркировки на биологически активные добавки (БАД). Многие считают это довольно правильной инициативой, потому что позволит отсечь контрафакт БАД. И это так же важно, как и с лекарственными препаратами. Ведь некоторые препараты, ранее зарегистрированные в качестве лекарств, потом прошли перерегистрацию как БАД. При этом их воздействие на организм человека никак по своей сути не изменилось.
"Да, маркировка в перспективе — очень нужна и важна. Но любой технический сбой в передаче сведений в систему МДЛП приводит к тому, что аптека, получив партию лекарств, рискует, — предупреждает генеральный директор лекарственной экосистемы PharmaSpace Герман Иноземцев. — А если сведения не передаются, то вся партия товара помещается на арбитраж. У аптеки идет кредитный период, а огромная поставка не может быть выставлена на продажу, т.к. система не подтвердила валидность этой партии лекарств". Такая возможность не может не настораживать…
Кстати, такая же история может произойти и у дистрибутора. В результате он может перевезти партию товара из 1–й точки в промежуточную. Но дальше продолжить путь товар уже не может.
АКЦКПТ ПРЯМОЙ ИЛИ ОБРАТНЫЙ?
В связи с маркировкой лекарственных препаратов нельзя не сказать о прямом и обратном акцепте. В чем разница? Регистрация сведений об обороте лекарственных препаратов в ФГИС МДЛП предполагает подтверждение информации о совершении операции обеими сторонами — и продавцом, и покупателем.
При выборе прямого порядка передачи и подтверждения сведений (прямой акцепт), поставщик регистрирует сведения в ФГИС МДЛП об отгрузке лекарства, а аптека осуществляет подтверждение зарегистрированных поставщиком сведений.
При выборе обратного порядка передачи и подтверждения сведений (обратный акцепт) аптека регистрирует сведения о приемке препарата на склад, а поставщик осуществляет подтверждение сведений о приемке лекарства на склад аптеки.
При так называемом обратном акцепте возрастет нагрузка на персонал, требуется его увеличение, т.к. процесс сканирования весьма затратный по времени. Есть опасения, что не все помещения могут соответствовать цели маркировки, т.к. разместить и отсканировать продукцию может не позволить конфигурация данного помещения. Есть опасения, что нечитаемость кода или ошибка в комплектации поставки вызовет дополнительную работу с отправителем и торможение выкладки в торговый зал. А аптека должна отчитаться в системе мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП) о полученной поставке в течение одного дня. В противном случае первостольник может быть оштрафован. Может увеличиться срок со дня поставки лекарственного препарата в аптеку до момента его поступления в продажу. Это обстоятельство может ухудшить финансовый цикл аптеки, т.к. отсрочка платежа начинает отсчитываться с момента попадания лекарства в аптечную сеть.
"Прямой акцепт для аптек наиболее предпочтителен, т.к. всю информацию для отчетности в системе МДЛП предоставляет поставщик. Мы предпочитаем именно такой путь. И мы готовы к его осуществлению и призываем к этому производителей лекарственных средств. Недавно мы обратились с открытым письмом к производителям, где предлагали компенсировать складские затраты, которые понесем как дистрибуторы, для того чтобы мы могли в дальнейшем поставлять товары в аптеки по прямому акцепту", — рассказывает Олег Купленский.
В письме компания выразила обеспокоенность возросшей нагрузкой на аптечный сегмент товаропроводящей цепочки в связи с вступлением в силу требований мониторинга движения лекарственных средств (МДЛП). По убеждению авторов обращения, максимальная нагрузка на работу аптек возникает при поставке лекарственных средств по процедуре обратного акцептирования.
Обратный порядок акцептования подразумевает, что сведения о приемке лекарственных средств во ФГИС МДЛП регистрирует получатель (в нашем случае аптека). Отправитель (дистрибутор) лишь подтверждает правильность таких сведений.
Уровень экспертизы позволяет определить для аптек ряд проблемных аспектов в работе по процедуре обратного акцепта:
- в аптеке возникает дополнительная нагрузка на персонал, связанная с необходимостью сканировать каждую упаковку лекарственных средств. В отдельных случаях может потребоваться привлечение дополнительного персонала для этой операции;
- возникает риск дополнительных работ, связанных с ошибками при сканировании кодов маркировки или несоответствиями в поставке, при обратном акцепте все это может привести к корректировке документов на поставку или к полному возврату поставки дистрибутору;
- помещения некоторых аптек фактически не приспособлены для сканирования из-за особенностей конфигурации или ограничений по площади;
- риск штрафных санкций при несоблюдении сроков передачи информации во ФГИС МДЛП. При работе по процедуре обратного акцепта вероятность таких нарушений существенно повышается;
- увеличивается время с момента получения лекарственных средств до начала их продаж. По условиям договора, отсрочка оплаты за поставку считается с даты доставки товаров в аптеку. Фактически лекарственные средства могут поступить в продажу только после сканирования кодов маркировки, регистрации сведений в системе МДЛП и подтверждения этих сведений отправителем. Такое увеличение сроков негативно сказывается на финансовом цикле аптеки.
Большинство дистрибуторов обязывают аптеки работать по процедуре обратного акцепта. "Авеста Фармацевтика" полностью готова к работе с маркированной продукцией по процедуре прямого акцепта. "Мы призываем компании — производителей лекарственных средств — поддержать нас в стремлении облегчить работу аптек. Уверены, что производители лекарственных средств заинтересованы в доступности препаратов для конечных потребителей. Как дистрибутор мы также заинтересованы в этом и со своей стороны готовы оказать всяческое содействие. Прямой акцепт позволит не только снизить нагрузку на аптеку, но и обеспечит своевременное и бесперебойное поступление лекарственных средств в продажу", — обещает Олег Купленский.
КУРЬЕР — ЕЩЕ ОДНО ЗВЕНО ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ
Сегодняшний рынок — это рынок не только вызовов, но и возможностей. И нововведение по доставке лекарств потребителю — тому подтверждение. Да, курьер тоже звено логистической цепочки.
"Мы предоставляем курьерскую доставку лекарств в 22 городах РФ. И на своем опыте сделали вывод — для клиентов в большинстве случаев нет срочности в доставке. Им очень важно, чтобы товар доставляли к определенному и заранее оговоренному времени. Тем не менее недавно мы запустили проект, по которому время доставки лекарства укладывается в 30 мин. Нужно отвечать требованиям пусть и немногочисленного сегмента рынка. С января 2021 г. могут разрешить доставку рецептурных препаратов. Компания готовится к этому уже сейчас", — рассказывает генеральный директор компании "Достависта" (Dostavista) Татьяна Борзых.
И, конечно, важно помнить — курьер — лицо компании; в конечном итоге именно он отвечает за то, как, когда и за какой промежуток времени осуществлена доставка.
Для эффективности курьерской доставки у нее должно быть определенное количество заказов на точку и сбалансированная нагрузка на курьеров.
Ну а наиболее дальновидные компании еще до введения разрешения на курьерскую доставку лекарственных препаратов подготовили макеты термолабильных сумок, а потом быстро подвели их к полному соответствию установленным нормативами требованиям. И процесс доставки пошел…
Бери сам!
В свою очередь, заместитель генерального директора по коммерции "Сберлогистика" Мария Зайцева обращает внимание на то, что интернет принес нам не только интернет–магазины, но и новые способы доставки интернет-заказов. Так, постамат (PickPoint) стал альтернативой Почте России и курьерской доставке. Такие почтовые автоматы удобны, т.к. работают в формате 24/7. А еще они обеспечивают единый сервис во всех городах.
Однако у постаматов в формате доставки лекарственных препаратов есть определенный недостаток — они не содержат специальных приборов для создания и поддержания определенного температурного режима и уровня влажности, которые необходимы по условиям хранения и доставки определенных фармгрупп. Возможно, следующим шагом в развитии этого способа доставки станет создание более совершенных постаматов с учетом указанных выше параметров.
У производителей есть выбор, но есть и претензии
Оказывается, канал классических дистрибуторов для производителей является самым комфортным. Дистрибуторы забирают большое количество товаров, распределяют его по конечным точкам продаж, отвечают за финансовую дисциплину этих точек, принимают на себя риски утраты товара и возвращают товар производителю только в том случае, если товар не качественный или о возврате была договоренность.
Так было на заре рыночных отношений, сохраняется такая ситуация и сейчас. Но не со всеми дистрибуторами. "Некоторые из них стали предлагать подписание маркетинговых контрактов, которые будут гарантировать лучшие условия по сравнению с другими производителями. Такие предложения далеко не всегда устраивают производителей. Поэтому у них появился канал прямого взаимодействия с аптечными сетями. И сегодня он является доминирующим", — описывает ситуацию генеральный директор ООО "Фармасинтез–ритейл" Александр Итин.
Крупные федеральные аптечные сети постарались, так сказать, достроить себя до полноценного партнера производителя. Развивают у себя логистическое звено, закупают со склада производителя товар или производитель везет его до распределительного склада сети. Потом сами работники аптечной розницы доставляют товар до конкретных точек продаж.
В этом случае сети претендуют и на дистрибуторскую маржу, и на розничную. Таких сетей пока немного, но с ними производители работают с большим предпринимательским удовольствием.
Самыми проблемными для производителей являются сети, в которых нет логистики. А также единичные аптеки.
"Эти точки покупают наш товар, а физическую логистику осуществляют через дистрибутора. При этом требуют от нас определенных инвестиций для того, чтобы продукция была не только представлена, но и предложена по всем законам мерчандайзинга, а также отрекомендована конечному потребителю. При этом такие аптеки норовят продать нам не только межполочное пространство, но и пространство межкатегорийного места в рамках МНН. Говорят: "Ваш товар ничем не отличается от прямых конкурентов и его может у нас вообще не быть. Наш покупатель этого не заметит. А хотите, чтобы заметили, — платите"! И нам приходится вступать в различные отношения с этой сетью. Пытаемся их обучать и всячески мотивировать", — делится наболевшим Александр Итин.
Это не единичный случай, многие отечественные компании тоже делятся этой проблемой как наболевшей.
Со слов гендиректора, производители оплачивают маркетинговые контракты за услуги пропорционально объему закупок. Но потом получают весьма туманные отчеты. Или почти не превышают обычные обязательства.
В других случаях аптеки покупают товар у дистрибуторов. Но и в этом случае производители лекарственных препаратов уверены, что система предоставления скидок должна и им оставить маржинальные интересы. Пока этого нет.
"Маркетплейсы интересны нам обещаниями объективной информации о конечных продажах. Аптеки же пока нам ее не только не предоставляют, но даже не обещают. Или только в виде платных и очень дорогих отчетов аптечных сетей. При этом они предоставляются с опозданием в квартал, и им мы, если честно, не очень доверяем", — констатирует ситуацию генеральный директор ООО "Фармасинтез–ритейл".
Что ж, аптечным сетям нужно задуматься о том, как взаимовыгодно выстраивать свои отношения с производителями и дистрибуторами. Может, действительно обзавестись собственным логистическим звеном? Правда, в финансовом плане это будет крайне сложно сделать…
По материалам мероприятия "Pharma Today: Логистика лекарственных средств 2020"