Локализация фармрынка России
До текущего момента деление на импортные и отечественные препараты осуществлялось по месту расположения головного офиса производителя. Но за последние 5 лет иностранные компании провели большую работу, которая привела к изменениям на рынке. Производители выбирали одну из возможных стратегий, которая позволила развить "локализацию": строительство собственных производственных мощностей в России, заключение соглашений о локализации препаратов от упаковки до полного цикла с отечественными компаниями, а также приобретение российских заводов для переноса производства лекарственных средств.
По итогам 2018 г. доля "локализованных" препаратов составила 19,6% в стоимостном выражении и 5,6% в упаковках. Видно, что в большей мере локализуются лекарственные средства, которые участвуют в государственных закупках. Поэтому в государственном сегменте доля таких препаратов выше, и составляет 34%, хотя в упаковках на них приходится только 4,7%.
Влияние "локализации" на аптечном рынке меньше: только 13% в стоимостном выражении импортных препаратов производится на территории России (в упаковках 5,8%).
Таким образом, в 2018 г. доля препаратов, произведённых в России, составила 49,7% в руб. и 66,9% — в упак.
|
2018 год
|
Рынок в целом
|
Доля, руб. (%)
|
Доля, упак., (%)
|
Импортные
|
50,3
|
33,1
|
Локализованные
|
19,6
|
5,6
|
Отечественные
|
30,1
|
61,4
|
Розница
|
|
|
Импортные
|
58,9
|
35,9
|
Локализованные
|
12,9
|
5,8
|
Отечественные
|
28,2
|
58,3
|
Госсегмент
|
|
|
Импортные
|
31,3
|
19,5
|
Локализованные
|
34,3
|
4,7
|
Отечественные
|
34,4
|
75,8
|