18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Локальные законы и глобальная сеть: что влияет на фармрынок

Сегодня развитие российского фармрынка определяют не международные тренды, а отечественные законы. По данным исследований Synovate Comcon, сегодня фармацевтические рынки в большей степени локальны, чем глобальны. Локальные факторы влияют на них сильнее мировых тенденций, а национальные компании растут быстрее международных. Так что проанализируем особенности национального фармсектора…

ГДЕ ВЗЯТЬ КОМПАС ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?

Когда профессиональная деятельность поставлена в рыночные условия, она во многом развивается по «законам рынка». «Законодателями» на рынке выступают все его участники, от производителя до потребителя. Российский фармацевтический рынок — рынок нетипичный. «Рыночные законы» играют на нем не очень значительную роль. Большую часть правил игры определяет регулятор — главный игрок отечественного фармрынка. В зависимости от действий законодателя этот факт может играть как положительную, так и отрицательную роль. В нашей стране и аналитики рынка, и профессиональные ассоциации отмечают: у российского здравоохранения, а значит, и у фармацевтической помощи в стране — нет «дорожной карты». Ориентиры, обозначенные лишь формально, не позволяют определить, каким должно быть развитие медицины и фармы. Попытки регулятора упорядочить взаимодействие на рынке разнообразны, но несистематизированы. Поэтому нет четкого ответа на вопрос, как должен развиваться отечественный фармсектор, и его участники не в состоянии ставить себе стратегические цели. Ведь никто не гарантирует, что фармацевтическое законодательство не изменится в ближайшие несколько месяцев.

КАК СТАНДАРТЫ ЛЕЧЕНИЯ ПОМОГЛИ НОРМЕ О МНН

мж_ВРАЧИМеняется формат общения производителя с врачом и аптекой. Привычные схемы деятельности медпредставителей больше не работают, и фармпром ищет новые методы взаимодействия с мед– и фармработниками. Задачу «обойти всех врачей» перед medreps больше не ставят — это неэффективно, затратно и незаконно. Компании тщательно выбирают целевую аудиторию и обращаются к лидерам мнений, организаторам здравоохранения и составителям стандартов медпомощи. Сделать так, чтобы препарат попал в стандарт — теперь одна из главных задач фармпроизводителя. А она требует новых, еще не привычных отечественной фарме методов продвижения.

Еще одним «драйвером рынка» стала норма о выписке рецептов по МНН. Не в последнюю очередь — благодаря лечению по стандартам. Федеральная антимонопольная служба полагает, что новое требование защитит пациента от препаратов, назначенных врачом не по медицинским показаниям, а по соглашению с фармкомпанией. Защитники же пациентов предупреждают: норма о рецептах по МНН опасна для жизни! Ведь законодатель фактически передал право лечащего врача на выбор препарата провизорам, фармацевтам и пациенту. То есть тем, кто не имеет медицинского образования и не может с точностью определить состояние здоровья больного человека. А значит, от ошибки в выборе одного из 10–20 «взаимозаменяемых» препаратов никто не застрахован.

Однако из многих правил бывают исключения: новое требование о выписке рецептов по МНН оставляет врачу возможность подбора индивидуальной терапии, если хотя бы один из «взаимозаменяемых» препаратов пациенту противопоказан. По жизненным показаниям можно отступить и от стандарта лечения. В этих исключениях — спасение для больного человека, ведь взаимозаменяемость лекарственных средств — понятие весьма условное.

Как же повлияла на фармацевтический рынок норма о рецептах по МНН? В первую очередь, она увеличила роль провизора и фармацевта в формировании спроса на лекарственные средства. Теперь аптека может и должна рекомендовать не только безрецептурные, но и рецептурные препараты. Однако участвовать в процессе продвижения ЛС фармация не стремится. Лишь 9% российских аптек, принявших в октябре 2013 г. участие в исследовании Pharma–Q «Мнение провизоров, фармацевтов», предпочитают формировать ассортимент препаратов одного МНН по соглашению с фармкомпаниями. Большинство учреждений фармации ориентируются на полные списки лекарств или же ограничиваются теми, которые до вступления в силу «нормы о МНН» врачи рекомендовали чаще всего.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФАРМА ПРОБИВАЕТСЯ В ТОР–10

Впрочем, несмотря на приоритет законов здравоохранения, законы фармацевтического рынка никто не отменял. Кто понимает и соблюдает их, тот и наиболее успешен. Попробуем проанализировать по данным компании Synovate Comcon успехи представителей российского фармсектора.

Начнем с фармкомпаний с самым широким охватом российских аптек. На первом месте — «Берлин Хеми», на втором — «Байер», на третьем — КРКА. Остальные места в первой десятке заняли «Тева», «Такеда–Никомед», «Фармстандарт», «Пфайзер», «Гедеон Рихтер», «Джонсон и Джонсон», «Новартис Консьюмер». Как видно, решающую роль играет доверие (или же сила привычки): большинство участников «десятки лучших» — далеко не новички на российском фармацевтическом рынке. Многие из них известны пациентам страны еще с 1990–х гг. А вот компания «Фармстандарт», основанная в 2003 г., оказалась единственным отечественным производителем в первой десятке.

По индексу роста охвата аптек показатели совсем другие. В тройке лидеров — «МСД», «Шрея», «Гленмарк». Остальные участники ТОР–10 — «АстраЗенека», «Эббот Лабораториз», «Актавис», «Эли Лилли», «Материа Медика», «Фармамед», «Валента». Несмотря на то, что в первую тройку не попала ни одна из отечественных компаний, в этой десятке представителей отечественного фармпрома уже двое: «Материа Медика» и «Валента». Оригинальный противовирусный препарат «Ингавирин», разработанный компанией «Валента», также попал в свою первую десятку топовых препаратов по темпу прироста охвата аптек и занял в ней девятое место. Вместе с Ингавирином в десятке оказались: Викс Актив Тотал, Динамико (дженерик Виагры с весьма запоминающейся рекламой), Орсотен Слим, Лазолван (рино или пастилки), Компливит кальций Д3 для малышей, Налгезин тотал, Кандид тотал и Санорин.

Кстати, компания «Тева» — производитель Динамико — оказалась на первом месте по активности в продвижении дженериков. Третья по охвату аптек компания КРКА — на втором. В тройке лидеров по этому показателю находится и холдинг STADA. C 4–го по 10–е места друг за другом заняли «Зентива», «Сандоз», «Верофарм», «Вертекс», «Акрихин» и «Озон». Как можно заметить, в этой десятке оказались уже четыре отечественных производителя. Напомним: на современном российском фармрынке быстрее растут национальные компании, и скромные для уровня ТОР–10 результаты могут смениться более серьезными достижениями.

ПРОДВИЖЕНИЕ В СЕТЯХ: ШПАРГАЛКА ДЛЯ ФАРМАЦЕВТА

Активными в продвижении оказались и аптечные сети, а также аптеки крупных городов. По данным социологов, именно в сетевых фармацевтических учреждениях чаще снабжают провизоров на кассе многочисленными подсказками. Здесь и комплексное предложение, и препараты, подлежащие первоочередной рекомендации, и лекарства, рекомендованные при обращении с рецептом по МНН, и товары дня, и спецпредложения. Единичные и сетевые аптеки единодушны в одном — все они информируют сотрудника на кассе о лекарствах с остаточным сроком годности.

ИЗ КАБИНЕТА — В ИНТЕРНЕТ

Медицинского представителя нередко называют главным источником информации о новых препаратах. Как для врача, так и для аптеки. Социологическое исследование, проведенное среди фармработников, показало: визиты сотрудников фармкомпаний остаются наиболее значимым для провизора и фармацевта способом получить знания о лекарстве (сегодня с этим согласны 55% опрошенных). Однако в ближайшем будущем ситуация может и измениться. На второе место среди источников информации фармацевты и провизоры поставили Интернет (ему отдают предпочтение 42% респондентов). На третьем месте — с очень малым отрывом от Интернета — справочники лекарственных препаратов (им доверяет 41% участников исследования). Однако доверие к Интернету (как среди россиян в целом, так и среди фармацевтов в частности) растет с каждым годом, а стремление пользоваться справочниками лекарств — падает. Вместе с доверием к Сети растет и средний возраст ее пользователей: Интернет перестает считаться «изобретением для молодых». Возрастные стереотипы уходят в прошлое, и даже специалисты с многолетним опытом уже не стесняются прибегать к новым компьютерным технологиям.

Доверяют фармацевты и таким источникам информации, как специализированные издания, образовательные семинары, официальная информация органов здравоохранения, почтовая корреспонденция и визиты представителей дистрибуторов. Однако к сведениям из этих источников аптеки прибегают достаточно редко.

Все чаще пользуются Интернетом и врачи. Сегодня в сети зарегистрировано 210 тыс. врачей. На сайте «Доктор на работе», например, каждые 16 секунд публикуется новая медицинская статья. А вот в профессиональной сети для провизоров и фармацевтов smartpharma.ru пока зарегистрировано лишь 3100 фармацевтических работников. Доступ в профессиональные сети открыт только для настоящих врачей, фармработников и студентов медвузов.

В чем же притягательность социальных сетей для врачей, у которых и так нет времени?

Главное для врача в Интернете — вовсе не материальная выгода, а возможность отстоять свою точку зрения. И доказать всем, что именно она — единственно правильная. За написание статьи на сайте «Доктор на работе» на виртуальный счет врача начисляется 100 руб. — однако участники сети, как правило, не желают пользоваться этими деньгами. И оставляют свои счета нетронутыми. Для них имеет значение лишь победа в дискуссии профессионалов.

Быть может, главный двигатель любого продвижения — интерес?

По материалам заседания РАФМ

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг