А сегодня производственные аптеки дарят надежду и здоровье там, где возможности фарминдустрии ограничены. Маленький ребенок или пациент с хроническими болезнями зачастую нуждаются в персональной дозировке лекарства и других возможностях аптечного изготовления. Но…
В ближайшие годы целая отрасль — лечение экстемпоральными препаратами рискует уйти в историю. Ведь число уникальных специалистов — провизоров-технологов и провизоров-аналитиков — стремительно близится к нулю.
Почему? И как сохранить те профессии, без которых лекарство аптечного изготовления просто не будет существовать?
На вопросы МА отвечает руководитель производственной аптеки, функционирующей в одном из регионов страны, провизор Михаил Степанов.
Успеть спасти аптечное изготовление
Когда я слышу выражения "дефицит кадров", "кадровый вопрос", "мотивация сотрудника" и т. д., в душе — горькая ирония: если трудную ситуацию, существующую десятилетиями и имеющую четкую тенденцию к ухудшению, описывать таким вот образом, мы так и будем "топтаться на месте". А точнее — деградировать и скатываться в пропасть. Тем временем на дворе уже 2023-й год.
Подлинную ситуацию в производственных аптеках верно опишут совсем другие слова. Караул! Помогите! Услышьте нас! Завтра изготавливать аптечные препараты будет уже некому.
Почему?
Сегодня среднее фармацевтическое образование навязало конкуренцию высшему. Обучение в колледже по специальности "Фармация" длится всего год и десять месяцев. Университетский или институтский курс составляет пять лет. Сотрудник со средним образованием может сразу же работать и "за первым столом", и в изготовлении лекарственных препаратов. А через пять лет у него уже есть право на заведование аптекой.
Что же выпускник ВПО? Ему прямая дорога только «за первый стол», но мы же говорим о производственных аптеках. Поэтому остается три варианта:
- Хочешь быть провизором-технологом и изготавливать лекарства? Иди в ординатуру и учись два года за свои деньги (от 120 до 200 тыс. рублей).
- Мечтаешь быть провизором-аналитиком? Иди и учись те же два года, опять же на собственные средства. Стоимость обучения в ординатуре та же.
- Стремишься быть заведующим производственной аптекой? (Думаю, ответ вам уже понятен). Два года ординатуры, от ста двадцати до двухсот тысяч. А еще после получения документа о квалификации — два года отработки по специальности для подтверждения стажа.
Зарплатная математика
В нашем регионе средняя "стартовая" зарплата фармацевта и провизора составляет около 35 тысяч рублей в месяц. Такой заработок вчерашний выпускник школы — а сегодня аптечный работник со средним образованием – начинает получать, когда студенту–провизору остается учиться еще три года. За эти три года фармацевт заработает 35 000 рублей*12 месяцев*3 года обучения = 1 260 000 рублей.
Но это еще не все, мы помним: чтобы изготавливать лекарства или быть провизором-аналитиком либо заведующим аптекой, нужна ординатура. За те два года, пока выпускник–провизор проходит обучение в ней, практикующий фармацевт получит заработок в размере еще 960 тысяч рублей.
Общий итог за эти семь лет будет впечатляющим. Специалист со средним образованием заработал два миллиона двести двадцать тысяч рублей и приобрел пятилетний опыт работы про профессии. Теперь он вправе заведовать аптекой. А выпускник–провизор только–только закончил ординатуру и вынужден конкурировать за место с уже опытными фармацевтами.
Как вы считаете, какой выпускник-провизор пойдет в ординатуру? Хотя правильнее уже задавать вопрос, какой выпускник школы — будущий абитуриент — пойдет учиться на провизора?В чем смысл в нынешних экономических реалиях обучаться на провизора, а не на фармацевта? Есть ли перспективы у такого выбора для будущего специалиста?
Депрофессионализация фармации
Престиж обучения профессии провизора упал "ниже плинтуса". Точнее сказать, его уронили. А еще не прозвучало твердое слово маркетплейсов. Неаптечный ритейл не может не быть заинтересован в том, чтобы "продвинуть" замену традиционного фармацевтического образования на полугодовые или девятимесячные курсы подготовки по такой специальности, как, например, "фармацевт–консультант без права занимать руководящие должности" или "дистанционный фармацевт" и т.д. О какой профессиональной квалификации и качественной фармацевтической помощи можно будет говорить в таком случае?
![Провизоры-технологи Провизоры-технологи](https://img.mosapteki.ru/images/media/26041)
Уже сейчас в регионах отмечен спад набора на специальность "провизор". Зачастую группа одна, и она едва набирается. Когда я обучался фармации, университетские выпуски провизоров составляли от трехсот до четырехсот человек. Сегодня — около восьмидесяти молодых специалистов… В такой ситуации велика вероятность, что на обучение по программе ВПО наберут даже неподходящих абитуриентов. И дай Бог, чтобы хотя бы половина этих студентов в будущем начала работать по специальности.
Зато у колледжей — очередь из абитуриентов на улице.
Сохранить региональные университеты
Производственные аптеки остро нуждаются в провизорах–аналитиках и провизорах–технологах. Данных специалистов выпускает только высшая школа. Но, как мы видим, их количество стремится к нулю, из–за искусственно созданной конкуренции внутри профессионального образования.
Кому это выгодно?
Налицо и еще одна тревожная тенденция: в региональных вузах сокращается прием будущих студентов. Региональные университеты проигрывают в столь же искусственной конкуренции с вузами центральными или федеральными. Ведь высококвалифицированные кадры необходимы каждому региону. Да, выпуск специалистов еще продолжается, но их становится меньше.
![Подготовка молодых провизоров Подготовка молодых провизоров](https://img.mosapteki.ru/images/media/26040)
Следовательно, высок риск сокращения преподавателей региональных университетов по специальности "фармация". Нет преподавателей — нет аккредитации факультета. Нет аккредитации факультета — нет специальности. Нет специальности — как результат, дефицит специалистов.
Круг замкнулся. Как при таких данных набирать полноценный штат производственной аптеки?
Недавний пример: производственная аптека вложилась в инфраструктуру. Капитальный ремонт здания и площади на соответствие санитарным нормам и правилам. Качественная материальная база (что, поверьте, очень и очень дорого). Обучение персонала. Но завтра провизор–аналитик увольняется: в коммерческой аптеке предложили больше зарплату, а человеку нужно кормить семью. Уже завтра производственная аптека "встанет" — некому проверять и титровать растворы. И кто в таких условиях будет рисковать?
Только не говорите, что настоящий аналитик — это призвание, и он должен работать за идею. У каждого человека есть жизненные потребности — и есть здоровье, которое в режиме жесткой экономии долго не выдержит. К сожалению, в условиях, когда при существующих издержках производственной аптеки у нее нет ни субсидий, ни льгот, отсутствует и возможность необходимого своевременного повышения зарплаты сотрудникам РПО.
Найти еще одного аналитика? Провизор–аналитик — это штучный специалист. Особенно сегодня.
Необходим диалог экспертов
Таким образом, критическая острота кадрового вопроса производственных аптек обусловлена несколькими причинами:
- потерей престижа высшего фармацевтического образования по специальности "провизор" в регионах;
- одинаковым уровнем зарплат фармспециалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием при серьезных различиях в их ответственности;
- отсутствием льгот и субсидий для производственной аптеки, а ведь ее издержки существенно превышают таковые у аптеки готовых форм;
- противоречивость ряда особенностей допуска к профессии по фармацевтическим специальностям, требующим высшего образования.
Включая, в том числе, НМиФО и процедуру периодической аккредитации специалиста. Сегодня организацию данной системы обучения крайне сложно назвать успешной: нужно честно признать, что она малоэффективна и требует скорейшей "перезагрузки". Процесс повышения профессиональной квалификации оказался направленным на набор баллов, то есть формально ориентированным. И это отсекает значительную часть высококлассных специалистов, в особенности провизоров в производственных аптеках, имеющих стаж работы от двадцати лет. Насколько комфортно им участвовать в процессе НМиФО в его сегодняшнем формате?
Какие решения по кадрам необходимы сейчас?
На мой взгляд, сегодня нужно организовать очную конференцию для производственных аптек нашей страны и пригласить к участию в ней одного-двух специалистов производственной аптеки из каждого региона, а также представителей регуляторных и контролирующих органов в области фармации. Каждому участнику необходимо дать возможность высказать заранее подготовленные конструктивные предложения. Люди, работающие в производственных аптеках, обладают прикладными знаниями и опытом. Важно просто их услышать. И тогда решения будут верными и применимыми. Сейчас остро не хватает именно такой обратной связи, что зачастую приводит к ошибочным подходам.
Как вернуть специалистов: варианты решений
Поделюсь несколькими своими предложениями.
Во-первых, ординатуру для провизоров–технологов, провизоров–аналитиков и специалистов в области УЭФ следует заменить профессиональной переподготовкой сроком не более чем на три месяца. Вспомним, что и в советскую эпоху ординатура провизорам-аналитикам не требовалась, а их уровень, тем не менее, был высочайшим.
Во-вторых, может быть полезен институт субсидируемых контрактов на обучение либо переподготовку для провизоров-технологов и провизоров–аналитиков, где обучающийся берет на себя обязательства бесплатно обучиться и отработать определенное количество часов или дней (что важно не смешивать с целевыми договорами). В рамках соглашения крайне необходимо предусмотреть также субсидируемую надбавку к зарплате — не менее 50% от оклада или дохода. Тогда условия работы в РПО станут уже конкурентоспособными в сравнении с аптеками готовых форм и помогут развитию производственных аптек.Данное решение станет "драйвером роста" как в зарплатных ожиданиях, так и в стимулировании возврата в отрасль специалистов, в свое время ушедших из экстемпорального изготовления.
В-третьих, нужно разработать и ввести дополнительное направление переподготовки "Косметология" для провизоров–технологов и провизоров–аналитиков. В рамках данной программы важно обучать специалистов изготавливать широкий спектр профессиональных индивидуальных косметических средств (на основе современных косметических рецептур): профессиональные косметические крема и мази, сыворотки, шампуни, скрабы и т.д., а также лечебную косметику первого выбора при различных дерматологических проблемах.
Персональная косметика и сегодня, и завтра будет популярна и возможность работать с ней привлечет в фармацию молодых специалистов с современным и даже инновационным взглядом на деятельность производственных аптек. Молодежь, активно пользуясь интернетом и соцсетями, будет рассказывать не только о досуге, но и о том привлекательном, чем она занимается в избранной профессии, включая уникальные косметические средства аптечного изготовления, тем самым рекламируя как продукцию РПО, так и собственно производственную аптеку. И тогда фармацевтическое направление в университетах вновь заинтересует широкую аудиторию абитуриентов.
В-четвертых, необходимо разграничить профессиональные права фармацевтов и провизоров: запретить фармацевтам право заведования аптеками до получения ими высшего образования, за исключением сельской местности и труднодоступных районов.
В-пятых, следует реформировать курс обучения на провизора:
- сделать акцент на прикладные дисциплины с заделом на будущее;
- сократить часы непрофильных предметов;
- освободившиеся часы направить на прикладные курсы, тем самым сократив срок обучения с пяти до четырех лет.