18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Медпред, Интернет и… образование, которого нет

Медпредставителя называют главным источником знаний для врача, забывая при этом о фармацевте. Считается, что общение с ним — единственно возможный вариант последипломного обучения доктора в нашей стране. Между тем, данные опроса, проведенного компанией Top of Mind, свидетельствуют совсем о другом…

ЗА НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ — К МЕДПРЕДСТАВИТЕЛЯМ

Ответить на вопросы экспертов–аналитиков о различных способах получения информации о лекарственных средствах (ЛС) согласились 237 врачей и 208 фармацевтов и провизоров. Первый вопрос касался наиболее распространенных источников сведений о рецептурных препаратах. Мнения мед– и фармработников совпали лишь частично: и те, и другие поставили на последнее место государственную систему последипломного образования. Лишь 6,3% опрошенных врачей и 5,3% фармацевтов сообщили, что курсы повышения квалификации — источник, из которого они чаще всего получают сведения о лекарствах «по рецепту». Разговор с медицинским представителем признали главным способом получения знаний лишь работники аптек. 45,7 % опрошенных провизоров и фармацевтов (и только 17,7% врачей — почти в три раза меньше) сообщили, что получают новую информацию о рецептурных ЛС большей частью в ходе общения с сотрудниками фармацевтических компаний.

Врачи ставят на первое место чтение профессиональной литературы: главным источником получения информации ее считают 30% докторов, принявших участие в исследовании, 24,5% врачей предпочитают общение в рамках специализированных симпозиумов и конференций, а другие не прочь и перелистать странички Интернета (21,5%).

При этом доктора пояснили: информация, которую дают медпредставители, — как правило, «второй свежести». Грамотный медицинский работник получает ее из профессиональной литературы значительно раньше общения с сотрудником фармкомпании.

А вот фармацевтические работники предпочитают получать информацию при непосредственном общении с медицинскими представителями — 45,7, почерпнуть для себя что-то новое из профессиональной литературы согласились 24,5%, в Интернете в свободное от работы время будут образовываться 21,5% провизоров/фармацевтов. Корреспонденту «МА» представители розницы пояснили: на посещение конференций и семинаров (в особенности продолжительных) часто не бывает времени.

Два источника информации о безрецептурных препаратах – общение с медицинскими представителями (32,1% — врачи и 57,7% — фармацевты) и профессиональную литературу противопоставлять не следует. У врачей, правда, на этот вопрос самый популярный ответ — получают информацию из Интернета — 35,9%.

Визит сотрудника фармкомпании нередко бывает самым доступным способом приобрести новые знания с дополнением в виде наглядных пособий, включая книги, журналы и брошюры по интересующей теме. Чаще всего так происходит в аптеках. И даже, несмотря на наличие специализированной литературы, фармацевты и провизоры предпочитают получать знания от медицинского представителя. На самообразование – будь то поиск информации в Интернете или чтение научных статей — необходимо искать время. На общение с медицинским представителем время выделят обязательно. Например, в часы фармкружка. Пока один провизор консультирует покупателя, другой будет слушать сообщение о новых препаратах. Затем фармработники поменяются местами. А медпредставитель по очереди расскажет о лекарствах каждому сотруднику аптеки.

Еще один «плюс» визита медицинского представителя — живое общение и возможность задавать вопросы. Провизоры и фармацевты убеждены: дистанционное обучение проигрывает очному приобретению знаний, независимо от того, конференция это или фармкружок.

Что удивительно, и врачи, и фармацевты не очень жалуют курсы повышения квалификации; проходят они слишком редко и, по мнению многих фармработников, стали формальностью.

Есть и другой фактор, объясняющий популярность представителей фармацевтических компаний среди провизоров и фармацевтов. После того как вступил в силу Закон №323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медпредставители стали чаще ходят по аптекам, ограничивая свою работу в больнице или поликлинике общением с заместителем главврача и заведующим отделением.

Фармкомпании меняют формат общения с медиками и организуют их взаимодействие с медицинскими представителями в рамках научных специализированных мероприятий.

КАК И ПРЕЖДЕ, МЕДПРЕД ИЛИ ВСЕ ЖЕ ИНТЕРНЕТ?

Среди врачей поиск сведений в сети, как уже было отмечено выше, стал самым популярным источником информации с точки зрения удобства — его назвали 51,9% опрошенных докторов и 26,9% фармацевтов. Правда, и первые, и вторые уточняют: интернет–сайты должны быть проверенными.

А вот курсы повышения квалификации вновь оказались на последнем месте: в их пользу высказались только 3,4% специалистов ЛПУ и 1,49 % специалистов аптек. Получается, что приобретать знания раз в несколько лет и врачу, и аптечному работнику не имеет смысла.

Специалисты фармации замечают, что качество образования на курсах повышения квалификации снизилось. Но, несмотря на это, сотрудники аптек уверены: стремиться к знаниям необходимо всегда — независимо от способа их передачи.

Тем не менее, следует признать: государственной системе последипломного образования необходима реорганизация в срочном порядке.

ФАРМПРОМ ОЦЕНИЛИ НА ЧЕТВЕРКУ

Об оценке, которой достойна современная система последипломного образования, ни врачей, ни фармацевтов не спрашивали: ответ был бы слишком очевидным. Вместо этого мед– и фармработникам предложили поставить фармкомпаниям отметки за передачу знаний врачу и фармацевту. Фармпроизводитель в своей деятельности на ниве просвещения удостоился оценки «хорошо» от 47,7% медиков и 55,8% сотрудников аптек. Поставить «кол» фармпрому решили 1,7% медработников, ни один фармацевт не посчитал, что работа фармы достойна «единицы».

табл4 

Сотрудники аптек ставили производителям хорошие оценки чаще, чем врачи. Фармпром дал фармации жизненно необходимую возможность: получать знания прямо на работе. Достоверны ли знания, которые дает фармкомпания? Отделять полезную информацию от рекламы ЛС фармацевты и провизоры в состоянии. Догадаться, какие сведения о препарате скрывают, — тоже. Ограничивающий фактор времени и фактическое отсутствие государственного последипломного образования научили сотрудников аптеки грамотно вести диалог с медпредставителем и критически оценивать литературу, которую он приносит. Единственный источник знаний всегда остается лучшим, даже если у него есть крупные недостатки.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг