16.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
16.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Бизнес-портрет

«МосФарма»: там, где старейшие сотрудники опекают новичков

Свою историю Московская фармацевтическая фабрика («МосФарма») начала в 30–х гг. прошлого века. Сегодня объем выпуска продукции составляет 60 млн упаковок в год, благодаря чему «МосФарма» входит в список крупнейших фармпроизводителей в России. Компания гордится своей многолетней репутацией в профессиональном сообществе.
Руководит этой огромной державой профессионал своего дела, приятная собеседница и просто обаятельная женщина Мария Дмитриевна Дулькис. В интервью она поделилась рецептами своего успеха.

Как позиционирует себя компания «МосФарма»? Как изменилось за 80-летнюю историю фармацевтическое производство?

— Слоган нашей компании — «Опыт поколений для здорового будущего», тем самым мы подчеркиваем давнюю историю существования предприятия на фармацевтическом рынке. Фабрика была основана в 1932 г. при Аптечном управлении города Москвы. Ему подчинялись все 500 столичных аптек, склады и непосредственно фабрика, поставлявшая продукцию во все городские аптечные учреждения Москвы.

Дулькис

Если сравнивать трудности, с которыми приходилось сталкиваться в те далекие времена и сейчас, то, пожалуй, в централизованном подчинении можно найти свои плюсы. Да, мы были лишены инициативы принимать самостоятельные решения, но получали поддержку в реализации своей продукции, ведь никто, кроме нас, не имел права поставлять в Москву ту номенклатуру, которую выпускала наша фабрика. Сегодня наравне с нашей настойкой пустырника в ассортименте московских аптек может оказаться аналогичная продукция любого другого производителя, мы никаких преференций как московский производитель не имеем. Рынок диктует свой выбор. Оптовые организации, выступающие посредниками, заинтересованы взять продукцию по более низким ценам, невзирая на качество и эффективность продукции.

Кроме того, в качестве конкурентов на рынке имеют сильные позиции крупные западные компании, у которых и бюджет, и возможности гораздо выше. Лекарственное средство с одним и тем же действующим веществом западного бренда быстрее найдет своего покупателя, чем отечественный препарат с аналогичными свойствами, благодаря возможностям обеспечить сильную рекламную поддержку, которую мы себе позволить не может из–за ее дороговизны.

Или такой момент. Если мы приобретаем субстанции, выпускаемые по стандартам GMP в Китае или Европе, они обязательно должны быть зарегистрированы в России. То есть нас вынуждают за свой счет выводить иностранных производителей субстанций на российский рынок фармпродукции.

Кто–то скажет, есть субстанции, выпускаемые на российских химических заводах по ГОСТу. Согласно современным требованиям Минздрава, сырье, выпущенное по ГОСТу, не может быть использовано при производстве лекарственных средств в России, хотя его качество может быть на порядок выше импортного аналога. На мой взгляд, для развития отечественной промышленности было бы полезно разрешить использовать сырье наших химических заводов, при условии соответствия его качества требованиям государственной Фармакопеи.

Какие нозологии представлены в продуктовом портфеле компании?

— В номенклатуру предприятия входят лекарственные препараты (рецептурные и безрецептурные), БАД, медицинские и косметические изделия, ветеринарные препараты. Мы выпускаем лекарства в следующих нозологиях: гастроэнтерология, педиатрия, неврология, стоматология. Особое место занимает группа гомеопатических и фитопрепаратов на основе лекарственного растительного сырья. Нашу компанию можно назвать пионером промышленного выпуска гомеопатических средств в России. В настоящее время на предприятии выпускаются следующие лекарственные формы: твердые — таблетки, порошки, капсулы, жидкие — капли, растворы, настойки, сиропы и мягкие — мази, суппозитории, гели.

Как обстоят дела с качеством выпускаемой продукции?

— Как я уже упомянула, мы стараемся идти в ногу со временем. Еще в 2006 г. на предприятии было начато внедрение системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9001, что обеспечивает выпуск качественной, эффективной и безопасной продукции. В 2008 г. нами получен сертификат ГОСТ 52249-2009 «Правила производства и контроля лекарственных средств (GMP)» на производство мягких лекарственных форм.

Проведение регулярных аудитов системы менеджмента качества является важнейшим фактором, подтверждающим выпуск качественной продукции, конкурентной западным препаратам. Соответствие системы качества продукции подтверждается внешними аудитами, проверками лицензионных требований контролирующими органами Росздравнадзора, а также внутренним аудитом и самоинспекциями. Система менеджмента качества «МосФарма»  проходит ежегодную ресертификацию, подтверждая соответствие требованиям сертификационных органов.

В рамках системы качества на предприятии функционирует отдел контроля качества, включающий в том числе лабораторию физико–химических методов анализа, микробиологическую лабораторию. Специалисты системы качества обеспечивают контроль на всех этапах производства, начиная с отбора проб исходного сырья и заканчивая контролем готовой продукции. Мы используем сырье и материалы строго в соответствии со стандартами качества.

Что Вы можете сказать любителям импортных препаратов — насколько ваша продукция конкурентна?

— Производственные цеха компании оснащены современным оборудованием от ведущих европейских производителей и нами используются современные технологии производства, что гарантирует высокий уровень качества. Производимый на «МосФарме» Валосердин, традиционное седативное средство, ничуть не хуже качеством иностранного аналога, а по цене более доступен конечному потребителю. Также, например, наш раствор Бронхоксол по качеству вполне сопоставим с иностранными препаратами, содержащими амброксол.

Расскажите о разработках лекарственных препаратов, возможно, их новых формах.

— Совместная наша разработка с государственным НИИ колопроктологии — препарат «Лавакол» — эффективное слабительное средство для глубокого очищения кишечника перед исследованиями и операциями. Он в 4 раза дешевле импортного аналога, при этом клинически доказано, что их эффективность сопоставима, и наш продукт имеет даже определенные потребительские преимущества.

Планируется к расширению серия «Парадонтоцид» (область применения — воспалительные заболевания десен и полости рта).

В разработке сейчас находится ряд новых продуктов. Однако современные требования к регистрации новых препаратов не позволяют быстро внедрять их в производство.

Какие маркетинговые подходы в продвижении лекарств использует компания?

— В современном мире важно донести до конечного потребителя информацию о качестве и преимуществах нашей продукции. Сделать это достаточно сложно, потому что наши ресурсы несопоставимы с возможностями международных компаний, работающих на российском фармрынке.

Мы участвуем в профильных мероприятиях — выставках, конференциях, симпозиумах и т.п., используем и дистанционные каналы продвижения.

Очень дорожим нашими лояльными потребителями и клиентами, которые знают и любят продукцию «МосФармы»  за ее проверенные временем качество и эффективность.

Почему было принято решение выходить в розницу, открыв аптеку? Есть ли в планах развитие аптечной сети?

— Аптека «Мосфарма» на 4-м Войковском проезде была открыта 15 лет назад и зарекомендовала себя как аптека с широким ассортиментом готовых ЛС и собственным производственным отделом. За гомеопатической продукцией в нашу аптеку приезжают со всех концов Москвы и даже из других регионов страны. В нашей аптеке потребитель всегда имеет возможность приобрести продукцию «МосФармы», поставляемую в аптеку непосредственно с предприятия.

Из–за стоимости аренды торгового помещения, которая с каждым годом растет, мы пока не можем позволить себе развитие аптечной сети. Не исключено, что в Московской обл., где можно арендовать помещение по сходной цене, и будет открыто несколько аптечных киосков. Скажем так, варианты будем рассматривать, но не в ближайшее время.

Каким образом осуществляется подбор кадров?

— На предприятии «МосФарма»  в настоящее время работают более 250 человек. Кадровая политика нацелена на обеспечение производства высококвалифицированными кадрами, создание благоприятных санитарно-гигиенических условий труда для сотрудников, повышение результатов работы на всех уровнях, обучение и развитие кадрового состава.

Кадровая политика «МосФармы» ориентирована, главным образом, на собственный персонал (профессиональных менеджеров и специалистов), обученный и сформированный на предприятии, что способствует преемственности поколений. На предприятии поощряется инициатива сотрудников, предоставляется возможность для карьерного роста в разных областях.

Студенты Первого МГМУ им. И.М. Сеченова на нашей производственной базе проходят практику по специализации «Заводская технология». Мы стараемся привлекать выпускников Санкт–Петербургской и Пятигорской медицинских академий, есть даже специалисты из Республики Беларусь.

Руководство предприятия систематически освещает цели и задачи, чтобы каждый сотрудник четко осознавал результаты своей деятельности, добиваясь понимания, поддержки и ответственного отношения к делу со стороны каждого сотрудника.

Расскажите о социальной политике предприятия.

— Основные направления нашей кадровой политики — мотивация сотрудников, обучение и своевременная подготовка кадров, повышение квалификации, развитие наставничества, соблюдение прав и обеспечение социальных гарантий работников в соответствии с требованиями действующего законодательства, развитие корпоративной культуры.

Социальная политика «МосФармы» строится на поддержании финансового благополучия сотрудников, мы ежеквартально осуществляем доплаты неработающим пенсионерам, каждому, кто имеет стаж работы на фабрике 10 лет и более, оказываем материальную помощь по семейным обстоятельствам, оплачиваем лечение и госпитализацию работников, а также их детей, находящихся на иждивении родителей, осуществляем дотации на питание.

Как Вы считаете, существуют ли проблемы кадров для фармпроизводства? Ваш взгляд на фармобразование, введение новых специальностей в учебный процесс.

— Проблемы, конечно, существуют, и немалые. В настоящее время «МосФарма» нуждается в производственных специалистах-технологах.

Столичное учебное заведение среднего звена, где готовят фармацевтов, возможно, будет реорганизовано, хотя коллективы аптек, как правило, пополняются специалистами именно среднего звена, а в аптеках и так существует дефицит квалифицированных кадров.

Какие существуют проблемы у предприятия? Что хотелось бы изменить во взаимоотношениях с госструктурами?

— Нам как московскому предприятию хотелось бы иметь определенные преференции на московском рынке, при госзакупках, так как мы обеспечиваем рабочими местами жителей города, налоги платим в московскую казну.

Можно дать «зеленую линию» для внедрения разработок российских предприятий и НИИ, осуществлять кооперацию научно–исследовательских институтов с производственными базами, бороться с бюрократией, которая зачастую препятствует внедрению нового.

Также мы пытаемся попасть в социальную государственную программу, которая позволит нам приобретать или снимать недорогое жилье для наших иногородних сотрудников.

Мария Дмитриевна, видно, что Вы неравнодушный человек. Что значит для Вас «Мосфарма»?

— Я посвятила «МосФарме» 40 (!) лет своей трудовой деятельности. Работала технологом в цехе, в химической лаборатории, в производственном отделе. Постепенно доросла до начальника производства. С 1991 г., а это уже более 20 лет, я руковожу предприятием.

Работу я свою полюбила с первых дней на фабрике. Здесь своя особая атмосфера доброжелательности. Держала меня здесь не только стабильная заработная плата, возможность проявить инициативу, желание расти и совершенствоваться в своем деле. Фабрика для меня — второй дом, где все родное, где проблемы и успехи всех работников общие, где старейшие сотрудники опекают новичков, развито новаторство. Свой успех на «МосФарме»  я разделяю с нашими сотрудниками, которыми по праву горжусь. Как бы трудно ни было, я с оптимизмом гляжу в будущее.

Мария Дмитриевна, от всей души желаем Вам здоровья, и чтобы оптимизм действительно подкреплялся успешным развитием руководимого Вами предприятия.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики бизнес-портрет:
Денис Глядяев: верю, что возможности часто создаем мы сами

В ноябре из международной группы "Ацино Интернешнл" выделилось отечественное подразделение. Обретя самостоятельность, новая российская фармкомпания получила и новое название — "Алцея", планируя при этом сохранить проверенные годами подходы к деятельности на национальном фармрынке.

"АКРИХИН": Успех и лидерство компании — заслуга людей

Изменения, происходящие на российском фармацевтическом рынке, активное развитие коммерческого сектора и каналов продаж, в том числе e–comm, актуализируют внедрение современных, принципиально новых бизнес–практик и управленческих решений.

От АФС до ГЛС: многоплановый опыт развития фармпроизводства

Сегодня перед отечественной фармацевтической отраслью стоят глобальные задачи по достижению суверенитета в области производства лекарств, и этому важнейшему направлению уделяется особое внимание со стороны государства. Получив большой опыт работы в годы реализации стратегии "Фарма–2020", сегодня производители приступили к реализации задач, поставленных в рамках новой программы "Фарма–2030".

"Обновление": когда эпоха перемен становится временем роста

Быстрее, выше, сильнее — этот олимпийский принцип применим и в повседневности. Даже если на дворе сложные времена: для "эпохи перемен" ударные темпы и активное наращивание мощностей порой являются необходимостью. Особенно в такой жизненно важной для каждого отрасли как лекарственная промышленность.

Сентисс: "Превосходное качество, вовремя, всегда!"

Одним из крупных поставщиков офтальмологических препаратов на российский рынок является фармацевтическая компания "Сентисс Фарма". На протяжении многих лет девиз компании — "Превосходное качество, вовремя, всегда!".

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция