14.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
14.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок

Мы здесь как "скорая помощь" для населения

Одно из самых чудесных мест Южного побережья Крыма — Ливадия — поселок, расположенный всего в нескольких километрах от Ялты.

Особую прелесть Ливадии придает царский дворец, музей и парк, заложенный почти 150 лет назад. Здесь берет свое начало терренкур — Солнечная (Царская) тропа протяженностью 6700 м.
Более 10 лет (с 2007 г.) своеобразной местной достопримечательностью является и аптека-музей ООО "Югмедфарм–Ливадия" "Царский лекарь" с необычным старинным интерьером и современным сервисом. Она привлекает внимание туристов и у местных жителей пользуется любовью. О работе аптечного предприятия рассказывают заместитель директора Ирина Васильевна Хохлова и заведующая Наталья Александровна Шаповалова.

Вашу аптеку сложно не заметить, у гостей Ливадии она вызывает постоянный интерес не только с точки зрения, так сказать, специфики учреждения. Расскажите, как все начиналось? Имеет ли это место какие–то исторические корни?

Левад_дир
Хохлова И.В.: Начну с того, что наша аптека находится в историческом здании, построенном еще в 1878 г. В те времена здесь располагались каретный сарай и дом конюха. Если верить легендам, именно здесь принимал своих посетителей и царский лекарь. Считайте, что мы сохранили историческую преемственность.

Почти пять лет ушло на согласование документов и переоборудование помещения под аптечную деятельность, поскольку оно находилось в плачевном состоянии. Здание представляет историческую ценность, поэтому работать приходилось очень и очень бережно. Мы решили сохранить часть стиля помещения, оставить все, как было в те давние времена.

В этой связи хочется отдать должное одному из первых заведующих аптекой — Буге Александру Николаевичу, который вложил много сил в создание интерьера аптеки, ее внутреннего убранства. В нашем торговом зале можно увидеть картины, предметы аптечной утвари и другие экспонаты, создающие неповторимый колорит.

Левад_зав
Шаповалова Н.А.: И уже в 2007 г. ко дню празднования дня Ливадии в рамках проводимого конкурса на лучший объект розничной торговли и общественного питания на территории Ливадийского поселкового Совета наша аптека получила диплом победителя конкурса в номинации "Лучшая аптека".

Да, аптека действительно заслуживает внимания. А кто ваш покупатель?
Н.А.: Нашу аптеку хорошо знают не только жители поселка, которые не один год приходят к нам за советом, что для нас невероятно ценно. Но раньше нашим основным контингентом были отдыхающие и пациенты местных санаториев. Посетителей было так много, что мы работали круглосуточно, а очередь к первостольнику порой заканчивалась на улице.

На базе Ливадийского санаторного комплекса существовал знаменитый на всю страну центр по реабилитации кардиобольных. Также проводилось лечение людей с заболеваниями нервной системы и органов дыхания. По соседству работало еще два санатория. В последние годы в связи со сменой собственника санатории не так загружены, как раньше, а Ливадийский санаторный комплекс и вовсе приостановил свою работу. Вслед за здравницами проблемы с числом посетителей стали испытывать и мы. Во время межсезонья нам приходится рассчитывать лишь на местных жителей, которых очень мало. Аптека находится на грани выживания. Курортный сезон помогает.

Чем вы стараетесь привлечь посетителей? Какая ценовая политика у аптеки?

Н.А.: Посетители в основном приходят к нам утром и вечером. Для их удобства в летние месяцы мы увеличиваем график работы на один час. А для инвалидов и родителей с колясками мы оборудовали вход с небольшим пандусом.

Несмотря на трудности, мы стремимся создать условия для разных категорий посетителей, поэтому в ассортименте есть как дорогие, так и дешевые препараты, которых не найти в других аптеках. Раньше ассортимент формировался опять же с расчетом на пациентов санаториев. Большим спросом пользовались кардиологические, неврологические, пульмонологические препараты. Сейчас ситуация изменилась.

Левад_зал

Среди наших постоянных клиентов — много пенсионеров из числа местного населения, поэтому спрос на недорогие лекарства особенно высок. Поскольку большая часть нашего ассортимента — это препараты низкого ценового сегмента, дополнительных скидок при покупке не предоставляется. Зато в нашей аптеке можно купить такие популярные лекарственные средства, как цитрамон, уголь активированный, аспирин по ценам гораздо ниже, чем в городе. Я сама сравнивала цены в других аптеках, и особенно в Ялте. Там дешевые лекарства практически не найдешь.
И.В.: Поскольку наша аптека является самостоятельным предприятием, не относящимся ни к одной из аптечных сетей, закупка лекарственных препаратов происходит небольшими партиями, и на скидки от поставщиков рассчитывать не приходиться. Но, несмотря на достаточно высокие закупочные цены, в политике ценообразования стараемся не выходить за рамки среднего ценового сегмента.

За посетителей нам приходится бороться. Большинство жителей поселка Ливадия работают в Ялте, и все, что нужно, покупают там. У нас же они приобретают в основном то, что может потребоваться срочно, и конечно, никто не хочет, чтобы наша аптека закрылась.

А что еще пользуется спросом?
Н.А.: Среди отдыхающих спросом традиционно пользуются солнцезащитные кремы и мази, средства для лечения простудных и инфекционных заболеваний, в т.ч. от кишечных инфекций. Мы им нужны скорее как "скорая помощь". Ориентируясь на спрос, мы не закупаем препараты, которые не будут востребованы.
И.В.: В целом ассортимент аптеки кардинально изменился после перехода полуострова в состав Российской Федерации — в продаже в основном препараты российских производителей. Но хочу отметить, что многие посетители до сих пор интересуются украинскими лекарствами и витаминами. Увы, российские аналоги украинских препаратов пока стоят намного дороже.

Левад_3

Как вы относитесь к тому, что часть аптечного ассортимента может перейти в торговый ритейл?
Н.А.: Мое отношение к этой идее крайне отрицательное. Аптека должна оставаться аптекой, а ритейл — ритейлом. В продуктовых супермаркетах нет подготовленных специалистов, готовых оказать грамотную консультационную услугу по препаратам. В итоге покупатель сам делает себе назначение, самостоятельно выбирает лекарство, самостоятельно лечится. Условия хранения лекарств, да и БАД тоже, в ритейле вряд ли будут обеспечены. Кто в итоге будет отвечать в случае возникновения аллергических реакций или других нежелательных явлений?

Да, грамотные кадры в наше время — залог успешной работы аптеки. Согласны с этим?
Н.А.: В свое время у нас был очень хороший коллектив. Не без гордости могу сказать, что мы считались настоящей кузницей кадров. Некоторые молодые специалисты, которые начинали работать у нас, теперь сами заведуют аптеками. Получив у нас определенный опыт, молодые уходят в аптеку с большим оборотом, на более высокую зарплату. Мы с пониманием относимся к их стремлению повышать свой уровень и добиваться карьерного роста.

В сотрудниках я очень ценю такие качества, как взаимное доверие и способность в сложной ситуации поддержать друг друга. Я всегда с большой теплотой вспоминаю наших прекрасных сотрудников — Анну Комарову, Алену Акишеву и Людмилу Валентиновну Парийскую, с которыми у нас сложился настоящий триумвират. Мы не только слаженно работали, но еще знали, кто чем живет, делились своими трудностями и успехами, вместе проводили праздники. И до сих пор поддерживаем отношения.

Сегодня коллектив поменялся, работают два новых специалиста — фармацевт и провизор. И я надеюсь, со временем мы тоже станем одной семьей.

А как давно Вы сами работаете в аптеке?
Н.А.: В этой аптеке я работаю с 2014 г. Мой путь в профессии был долгим. В свое время я окончила Запорожский фармацевтический колледж, в течение 3 лет работала фармацевтом в больнице, а затем почти 25 лет — в лаборатории гистологии. После ухода из лаборатории окончила курсы, восстановила свою квалификацию и пришла работать в аптеку. Начинала фасовщиком, потом стала первостольником, а впоследствии и заведующей.

Очень необычная биография. С учетом такого опыта, как Вы думаете, может ли фармацевт в каких-то ситуациях заменить врача?
Н.А.: Очень часто пожилые посетители заходят просто поговорить. Мы их выслушиваем, разумеется, даем консультации по препаратам и особенностям их приема. Но по многим вопросам все же лучше обращаться не в аптеку, а к доктору. Мы не хотим вольно или невольно способствовать самолечению.

Очень часто посетители уверены, что фармацевт знает больше врача. И хотя внимание и искренняя благодарность с их стороны греют душу, мы стараемся объяснить, что изначально лучше обращаться к специалистам.

С другой стороны, нам иногда приходится стакиваться с недостаточной компетентностью врачей, плохо знающих ассортимент и номенклатуру современных лекарственных препаратов. К нам порой приходят пациенты с рецептами на лекарства, которых уже давно нет в продаже, или которые просто устарели. Все дело в том, что врачи выписывают не те препараты, которые лучше, а те, которые они знают с очень давних времен.

Как Вы относитесь к дистанционной продаже препаратов и доставке на дом?
И.В.: Дистанционная продажа в нашей аптеке не пользуется спросом. В нашем поселке много социальных работников, которые обслуживают пенсионеров и инвалидов, поэтому запросов на дистанционную продажу и тем более доставку на дом нет.

А какие дополнительные услуги или технологические решения могли бы, на Ваш взгляд, помочь в развитии аптечного предприятия?
И.В.: Если говорить о дополнительной "раскрутке" аптеки, в частности, в Интернете, то я не вижу в этом смысла. Нас и так все местные хорошо знают — поселок небольшой. Здесь своя специфика, мы находимся на виду. Наверное, все это востребовано в большом городе, где не каждый посетитель может добраться до аптеки и нуждается в помощи и дополнительной консультации.

Готова ли аптека к переходу на работу с системой обязательной маркировки с 1 января 2020 г.?
И.В.: Мы готовимся к нововведениям, к переходу на новое программное обеспечение и уже прошли соответствующую регистрацию. Как все будет выглядеть на практике, покажет время. Тем не менее, замечу, что небольшим аптекам тяжело в одиночку справляться с такой значительной финансовой нагрузкой. Было бы хорошо, если бы государство оказало нам поддержку.

Левад_4

Что, на Ваш взгляд, нужно аптеке, чтобы стать успешной?
Н.А.: Аптека — это предприятие розничной торговли. Финансовый успех ей может обеспечить удачное месторасположение (с большой проходимостью). Это, на мой взгляд, один из главных критериев. Чем больше посетителей — тем лучше. Наше благополучие напрямую зависит от количества туристов не только летом, но и зимой. И мы с нетерпением ждем, когда санатории начнут работать в полную силу, ведь раньше они обеспечивали нас посетителями круглый год. В Крыму благодатная природа, климат, полезный как для выздоровления, так и для укрепления здоровья. Приглашаю всех россиян, и не только их, к нам в Крым!

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг
 
Статьи рубрики фармрынок:
Лекарства онлайн: свобода выбора

Дистанционным заказом лекарств в нашей стране пользуются более трети ее населения. За десятилетие рынок e-com вырос с нуля до 13%. И в нем, как и во всем фармрынке, столкнулись две противоположности, которые необходимо совместить, — коммерческая выгода и социальная ориентированность.

Форум NOVAMED-2024

14-15 ноября 2024 года кластер «Ломоносов» в рамках IV Всероссийского Форума «Обращение медицинских изделий NOVAMED-2024» станет основной точкой притяжения для участников рынка медицинских изделий — представителей регуляторных органов и государственных организаций, научного, медицинского и бизнес-сообществ, образовательных учреждений, включая страны БРИКС и ЕАЭС.

Дело техники: о процедуре фармимпорта

Международная логистика в начале 2020-х гг. стала одной из главных тем фармацевтической повестки дня. Прежние модели поставок перестали работать и фармотрасли пришлось срочно находить новые инструменты, чтобы продолжить бесперебойно функционировать и сохранить доступность лекарственных препаратов для пациента.

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Как цифровизация влияет на фармрынок?

Термин «электронное здравоохранение» появился в нашей стране в 2010 году, а через семь лет было введено понятие «цифровое здравоохранение». Именно в этот период начинается работа по внедрению в медицинскую систему IT-инструментов и постепенному уходу от бумажного документооборота.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг