Наблюдается рост расходов из регионального бюджета
Кобец Владимир Вячеславович
Начальник управления фармации департамента здравоохранения города Москвы
- 7 высокозатратных нозологий. Обеспечивается эта программа только из средств федерального бюджета, в 2010 г. на нее было израсходовано 4,1 млрд руб., выписка рецептов производится в специализированных центрах, а отпуск рецептов в аптеках, находящихся вблизи этих центров;
- программа ОНЛС.
Общее количество льготников федеральных и региональных, обратившихся за лекарственным обеспечением, имеет тенденцию к уменьшению. Например, по сравнению с 2007 г. количество обратившихся в 2010 г. сократилось на 16%: с 994 тыс. человек до 836 тыс. человек. К сожалению, эта тенденция в 2011 г. сохраняется. За Iкв. 2011 г. количество обратившихся за лекарственным обеспечением за счет средств федерального бюджета уменьшилось на 4,6 %; за счет средств регионального бюджета уменьшилось на 7%. Следует отметить, что при незначительном уменьшении численности граждан, имеющих право на государственно-социальную помощь, стоимость затрат на лекарственное обеспечение увеличивается. Так, например, в 2010 г. стоимость затрат без учета программы по 7 высокозатратным нозологиям составила 13,8 млрд руб. – это на 41% больше, чем в 2007 г. (9,8 млрд руб.). Это происходит по причине роста стоимости затрат из регионального бюджета. Увеличение ежегодных расходов из регионального бюджета связано с ростом количества региональных льготников, в т.ч. за счет пациентов, отказавшихся от федеральных льгот, обеспечивающихся из средств регионального бюджета при наличии категории заболевания. Связано, во-первых, с появлением в списке пациентов, например, по нозологии полисахаридоз, жителей других субъектов, получивших право на временное или постоянное проживание и, соответственно, право на лекарственное обеспечение дорогостоящими препаратами. Во-вторых, с назначением федеральным учреждением препаратов, не включенных в федеральный перечень по 7 высокозатратным нозологиям. На Iкв. отпущено ЛС на сумму 2,9 млрд руб., что на 3% больше, чем за аналогичный период 2010 г. В 2010 г. затраты на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан из средств регионального бюджета составили 6,1 млрд руб., т.е. по итогам I кв. 2011 г. в сравнении с 2009 г. произошел рост на 39%. Наблюдается увеличение затрат на 17,2% по сравнению с прошлым годом. Стоимость затрат из средств регионального бюджета составила 1,24 млрд руб., включая следующие позиции: женщины в период беременности – 11,9 млрд руб., труженики тыла – 4,3 млрд руб., затраты с учетом всех имеющихся у пациентов категорий и всех форм оплаты – это 41,6 млрд руб.; пациенты, прикрепленные по разрешению департамента здравоохранения, – 13,1 млрд руб., изделия медицинского назначения и средства контроля и реабилитации – 225,5 млрд руб.
Для справки: количество рецептов, находящихся в досрочном облуживании, на 31 марта с.г. составляет 748. За Iкв. 2011 г. средняя стоимость рецептов увеличилась по сравнению с аналогичными периодом 2010 г. на 8% и составила 749 руб. Стоимость одного рецепта из регионального бюджета увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2010 г. на 15,2 % и составила 1454 руб. Стоимость одного рецепта из федерального бюджета увеличилась на 1,9 % и составила 558 руб. В I кв. 2011 г. выписка лекарственных средств для медицинского обеспечения льготных граждан осуществляется в 570 профилактических учреждениях, количество врачей, осуществляющих выписку льготных лекарственных препаратов, составляет 25,5 тыс. чел.
Отпуск лекарственных препаратов по льготным рецептам производится в 246 аптечных пунктах, расположенных по лечебным профилактическим учреждениям по месту жительства, и 112 аптечных организациях. Тем самым достигнута адресность и доступность предоставления лекарственной помощи, а также оперативное информирование и взаимодействие между врачом, аптекарем и пациентом. Второе направление – это лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Выписка лекарственных средств производится специализированными медицинскими центрами, отпуск осуществляется через утвержденный приказ департамента здравоохранения Москвы. Аптечные учреждения расположены в шаговой доступности от лечебного учреждения – это 21 организация.
Общее количество лиц, имеющих право на государственную социальную помощь по 7 программам в 2010 г.: например, количество получателей льгот по этой программе возросло на 68,8% в сравнении с 2008 г. В 2011 г. за I кв. общее количество лиц составило 11 тыс. чел., на 16% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Количество обратившихся в 2010 г. выросло на 30,5% в сравнении с 2008 г. Также в 2011 г. в I кв. количество обратившихся по 7 программам составило 4,9 тыс. чел. – на 14% больше, чем за аналогичный период 2008 г. Количество выписанных и обслуженных рецептов в 2010 г. выросло на 39,7% по сравнению с 2008 г. За I кв. 2011 г. выписано и обслужено 11,8 тыс. рецептов – это на 13% больше, чем за аналогичный период 2010 г. При наблюдающейся тенденции роста количественных показателей реализации программы по 7 нозологиям наблюдается снижение затрат и средняя стоимость одного рецепта. На 6,2% и 17,6% соответственно. Также в 2011 г. стоимость затрат за I кв. составила 710,8 млн руб. (на 10,9% меньше, чем в I кв. 2010 г.). Средняя стоимость одного рецепта в I кв. снизилась на 21,2% по сравнению с 2010 г. и составила 60 руб. В 2010 г. все рецепты на препараты по высокостандартным технологиям обеспечились в день обращения пациентов.
Департамент здравоохранения в полном объеме осуществляет обязательство по лекарственному обеспечению граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в соответствии с федеральными актами. Одной из основных проблем с лекарственным обеспечением при льготной категории граждан остается рост ежегодных расходов из регионального бюджета, связанных с увеличением потребности в дорогостоящих лекарственных препаратах.
По материалам конференции «Аптечная сеть России»