18.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
18.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Здравоохранение

Наблюдается рост расходов из регионального бюджета

В соответствии с Федеральным законом о внесении отдельных изменений в законодательные акты РФ, связанных с усовершенствованием ограничения полномочий по организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ЛС) отдельных категорий граждан за счет федерального бюджета, переданным субъектам РФ, лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной помощи, распределяется в Москве по двум направлениям:

Кобец Владимир Вячеславович
Начальник управления фармации департамента здравоохранения города Москвы

  • 7 высокозатратных нозологий. Обеспечивается эта программа только из средств федерального бюджета, в 2010 г. на нее было израсходовано 4,1 млрд руб., выписка рецептов производится в специализированных центрах, а отпуск рецептов в аптеках, находящихся вблизи этих центров;
  • программа ОНЛС.

Общее количество льготников федеральных и региональных, обратившихся за лекарственным обеспечением, имеет тенденцию к уменьшению. Например, по сравнению с 2007 г. количество обратившихся в 2010 г. сократилось на 16%: с 994 тыс. человек до 836 тыс. человек. К сожалению, эта тенденция в 2011 г. сохраняется. За Iкв. 2011 г. количество обратившихся за лекарственным обеспечением за счет средств федерального бюджета уменьшилось на 4,6 %; за счет средств регионального бюджета уменьшилось на 7%. Следует отметить, что при незначительном уменьшении численности граждан, имеющих право на государственно-социальную помощь, стоимость затрат на лекарственное обеспечение увеличивается. Так, например, в 2010 г. стоимость затрат без учета программы по 7 высокозатратным нозологиям составила 13,8 млрд руб. – это на 41% больше, чем в 2007 г. (9,8 млрд руб.). Это происходит по причине роста стоимости затрат из регионального бюджета. Увеличение ежегодных расходов из регионального бюджета связано с ростом количества региональных льготников, в т.ч. за счет пациентов, отказавшихся от федеральных льгот, обеспечивающихся из средств регионального бюджета при наличии категории заболевания. Связано, во-первых, с появлением в списке пациентов, например, по нозологии полисахаридоз, жителей других субъектов, получивших право на временное или постоянное проживание и, соответственно, право на лекарственное обеспечение дорогостоящими препаратами. Во-вторых, с назначением федеральным учреждением препаратов, не включенных в федеральный перечень по 7 высокозатратным нозологиям. На Iкв. отпущено ЛС на сумму 2,9 млрд руб., что на 3% больше, чем за аналогичный период 2010 г. В 2010 г. затраты на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан из средств регионального бюджета составили 6,1 млрд руб., т.е. по итогам I кв. 2011 г. в сравнении с 2009 г. произошел рост на 39%. Наблюдается увеличение затрат на 17,2% по сравнению с прошлым годом. Стоимость затрат из средств регионального бюджета составила 1,24 млрд руб., включая следующие позиции: женщины в период беременности – 11,9 млрд руб., труженики тыла – 4,3 млрд руб., затраты с учетом всех имеющихся у пациентов категорий и всех форм оплаты – это 41,6 млрд руб.; пациенты, прикрепленные по разрешению департамента здравоохранения, – 13,1 млрд руб., изделия медицинского назначения и средства контроля и реабилитации – 225,5 млрд руб.

Для справки: количество рецептов, находящихся в досрочном облуживании, на 31 марта с.г. составляет 748. За Iкв. 2011 г. средняя стоимость рецептов увеличилась по сравнению с аналогичными периодом 2010 г. на 8% и составила 749 руб. Стоимость одного рецепта из регионального бюджета увеличилась в сравнении с аналогичным периодом 2010 г. на 15,2 % и составила 1454 руб. Стоимость одного рецепта из федерального бюджета увеличилась на 1,9 % и составила 558 руб. В I кв. 2011 г. выписка лекарственных средств для медицинского обеспечения льготных граждан осуществляется в 570 профилактических учреждениях, количество врачей, осуществляющих выписку льготных лекарственных препаратов, составляет 25,5 тыс. чел.

Отпуск лекарственных препаратов по льготным рецептам производится в 246 аптечных пунктах, расположенных по лечебным профилактическим учреждениям по месту жительства, и 112 аптечных организациях. Тем самым достигнута адресность и доступность предоставления лекарственной помощи, а также оперативное информирование и взаимодействие между врачом, аптекарем и пациентом. Второе направление – это лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Выписка лекарственных средств производится специализированными медицинскими центрами, отпуск осуществляется через утвержденный приказ департамента здравоохранения Москвы. Аптечные учреждения расположены в шаговой доступности от лечебного учреждения – это 21 организация.

Общее количество лиц, имеющих право на государственную социальную помощь по 7 программам в 2010 г.: например, количество получателей льгот по этой программе возросло на 68,8% в сравнении с 2008 г. В 2011 г. за I кв. общее количество лиц составило 11 тыс. чел., на 16% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Количество обратившихся в 2010 г. выросло на 30,5% в сравнении с 2008 г. Также в 2011 г. в I кв. количество обратившихся по 7 программам составило 4,9 тыс. чел. – на 14% больше, чем за аналогичный период 2008 г. Количество выписанных и обслуженных рецептов в 2010 г. выросло на 39,7% по сравнению с 2008 г. За I кв. 2011 г. выписано и обслужено 11,8 тыс. рецептов – это на 13% больше, чем за аналогичный период 2010 г. При наблюдающейся тенденции роста количественных показателей реализации программы по 7 нозологиям наблюдается снижение затрат и средняя стоимость одного рецепта. На 6,2% и 17,6% соответственно. Также в 2011 г. стоимость затрат за I кв. составила 710,8 млн руб. (на 10,9% меньше, чем в I кв. 2010 г.). Средняя стоимость одного рецепта в I кв. снизилась на 21,2% по сравнению с 2010 г. и составила 60 руб. В 2010 г. все рецепты на препараты по высокостандартным технологиям обеспечились в день обращения пациентов.

Департамент здравоохранения в полном объеме осуществляет обязательство по лекарственному обеспечению граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в соответствии с федеральными актами. Одной из основных проблем с лекарственным обеспечением при льготной категории граждан остается рост ежегодных расходов из регионального бюджета, связанных с увеличением потребности в дорогостоящих лекарственных препаратах.

По материалам конференции «Аптечная сеть России»

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг
 
Статьи рубрики здравоохранение:
Артериальной гипертензии нужны госгарантии

Артериальная гипертензия — основная причина ряда угрожающих сердечно-сосудистых состояний, включая ишемическую болезнь сердца, острую сердечную недостаточность, инфаркт и инсульт. Участники проведенного Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья заседания круглого стола «Артериальная гипертензия как социально значимое заболевание» обсудили меры, которые могли бы сделать болезнь более управляемой.

Что мы потеряли в здравоохранении

С критикой здравоохранения и повестки начавшегося сегодня III Национального конгресса «Национальное здравоохранение от Н.А. Семашко до наших дней», 26 октября выступил президент НМП Л.М. Рошаль. В своей пламенной речи он задался вопросом — насколько сегодняшняя Россия сохранила принципы здравоохранения, заложенные Н.А. Семашко? Приводим полный текст речи.

Производственным аптекам - быть!

Эксклюзив 

Недавно в фармацевтическом сообществе возобновилась дискуссия о необходимости возрождения производственных аптек. Всего на аптечное производство в России выдано около 1400 лицензий. Половина аптек ничего не производят, другая — производят в ограниченном количестве. 

Аптеке нужно менять ОКВЭД

Двойственный статус аптечных организаций стал одной из тем форума «ФАРМЛИГА: встреча лидеров». С одной стороны, согласно нормативным актам и требованиям, фармация принадлежит сфере здравоохранения. С другой, в соответствии с ОКВЭД, лекарственная помощь находится в области торговли, где-то рядом с киосками по продаже напитков или косметики.

Клинические рекомендации медицины - основа ОМС

Консалтинговая компания «Право на здоровье» опросила ведущих экспертов здравоохранения на предмет их восприятия роли клинических рекомендаций в системе здравоохранения. Подавляющее большинство считает, что соблюдение этих регламентирующих назначение лечения документов должно быть обязательным.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг