16.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
16.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Не оказаться бы за бортом

В 2020 году в нашей стране обращалось чуть более 100 молекул инновационных, защищенныхпатентами лекарственных препаратов. Это порядка 257 наименований на фоне 7,5 тысяч на российском рынке.

На пресс–конференции в МИА "Россия сегодня" эксперты подняли вопросы доступности инновационных лекарств для пациентов в РФ.

Зам. председателя Комитета СФ по социальной политике Юрий Архаров напомнил, что сегодня в нашем законодательстве нет понятия "высокотехнологичные препараты", что противоречит праву ЕАЭС и автоматически создает барьер для обращения таких препаратов у нас в стране.

Глава кабмина М.В. Мишустин по итогам заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России в октябре этого года дал поручение профильным органам исполнительной власти проработать вопрос о внесении изменений в законодательство по вводу инновационных ЛП в гражданский оборот.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев привел данные опроса о доступности инновационной помощи. Большинство экспертов (от 58 до 69%) оценили инновации как недоступные или малодоступные.

Жулев Юрий

"Инновационныепрепараты несут всебе новые возможности спасения жизни, ее качества и продолжительности. Вопросдоступности – это не только их регистрация, а погружениев программугосударственных гарантий. Они дорогие, пациент не может ихкупить. Или для этого должен продать все, что у него есть. Доступность — это возможность бесплатно получить такие препараты, а также лечебное питание, новые технологии лечения", — сказал Ю.А. Жулев.

Новые разработки ЛС

Эксперт подчеркнул, что для обеспечения доступности необходима не только поддержка государства разработки инновационных ЛП, но и изменения в подходе к их регистрации. Существующие критерии и методы оценки просто не подходят к новым технологиям. "Дорогостоящий препарат не может не увеличивать бюджет. Это уже барьер. Сейчас можем потерять статус орфанного ЛП в связи с переходом на общий рынок ЕАЭС. А этот статус позволяет проводить регистрацию препарата без клинических исследований в России. Мы разработалидорожнуюкарту пациентоориентированных инноваций, разослали органам власти и Президенту РФ предложения от экспертного сообщества. Мы должныспасти жизни пациентов, которые оказались за бортом современного лечения", — отметил Юрий Александрович.

Директор Благотворительного фонда "Люди–маяки" Лилия Цыганкова рассказала историю маленькой пациентки с раком крови, которую пришлось в период пандемии переправить для лечения в Израиль. Клиника выставила счет в 45 млн. рублей, еще несколько миллионов потребовалось родителям на покупку билетов на самолет и проживание. На вопрос, почему в России невозможно было провести CAR Т–терапию (это одна из самых перспективных и эффективных технологий. Ее принцип состоит из того, что из крови пациента выделяют Т–лимфоциты, размножают и генетически модифицируют для распознавания опухоли, затем возвращают их пациенту в виде инфузии уже биомедицинского клеточного препарата, который найдет и уничтожит опухоль), пояснила зав. отделением трансплантации костного мозга РДКБ Елена Скоробогатова, что этот случай особенный, врачи не добились ремиссии. Но ежегодно в стране около 20 пациентов с острой лимфобластной лейкемией получают CAR Т–терапию. "Этот метод потихоньку развивается. Потребность (около 60–70 пациентов в год) превышает наши возможности. Масштабировать эту практику мешает сложность производства препаратов для такого лечения", — сказала врач.

Эту тему продолжил проректор по научной работе РНИМУ им. Н.И. Пирогова Денис Ребриков: "Каждый год 20 детей в течение последних пяти лет в Центре им. Д. Рогачева получают CAR Т–терапию, такуюже, как в Израиле, и стоит она у нас меньше. Если бы еще появились два центра производства CAR Т, потребность была бы по стране покрыта", — сказал Д.В. Ребриков. Но запрет регулятора на массовое производство препаратов для инновационной терапии (только в экспериментальном режиме) останавливает врачей, которые могут просто сесть за это в тюрьму. "Почему так туго с легализаций инновацийв нашей стране, это общий вопрос к системе регуляторики. CARТ–терапия — только один пример. Весь мир в диагностике использует незарегистрированные инновационныеметоды. Унас нет законодательной поддержки в этом вопросе", — подчеркнул проректор.

Омельяновский Виталий

Отечественная регуляторика настроена на массовое производство химических лекарственных средств. К тому же производителям тоже нужна регуляторная определенность. Генеральный директор ФГБУ "Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи" Минздрава РФ Виталий Омельяновский согласен, что надо менять законодательство для внедрения инновационных технологий, но при этом четко понимать последствия применения новейших методов лечения. "CAR Т или клеточная терапия — это прорыв. Здравоохранение должно быть готово их внедрять, но они не гарантируют 100% эффективность. Ведутся баталии между гематологами, онкологами, чтобы самим производить молекулярные тесты для своих клиник. Ноесли разрешить всем, любая клиника будет делать их на коленке. Надо определить, какие мед. учреждения могут ихделать и проводить. Если мы не уверены в эффекте, мы не можем платить колоссальные деньги производителю", — сказал глава Центра. Он добавил, что все дорогостоящие технологии должны финансироваться исходя из их эффективности, с применением риск–шеринга. "Но у нас бюджетный кодекс и 44–й закон это запрещает. Чем больше будет развиваться персонифицированная медицина, тем меньше доказательных данных, и тем больше мыдолжны говорить "плачу за улучшение", иначе мыразвалим наше здравоохранение", — резюмировал В.В. Омельяновский.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Медицинские кадры: как сохранить доступное лечение

Национальное здравоохранение испытывает колоссальный кадровый голод. Сегодня стране не хватает врачей, фельдшеров, медицинских сестер.

Как повысить доступность АРВ-терапии

В марте к министру здравоохранения М.А. Мурашко и главе ФМБА В.И. Скворцовой обратились участники "Пациентского контроля" — движения, защищающего интересы пациентов с ВИЧ и иными серьезными заболеваниями.

Минздрав отчитался и наметил перспективы

Министр здравоохранения М.А. Мурашко на минувшей неделе отчитался перед депутатами Комитета по охране здоровья Государственной думы, рассказав о результатах и направлениях работы, в том числе в сфере фармацевтической помощи.

Службу "03" нужно срочно спасать

"Скорая помощь" задыхается от нехватки кадров. Решить эту проблему предложено посредством организационных мер, а именно — уточнения профстандарта для врача скорой медпомощи. Проект соответствующего документа подготовил Минтруд.

Дополнение перечней лекарств одобрено Минздравом

На заседании специальной комиссии МЗ РФ по вопросам составления ключевых списков лекпрепаратов одобрено предложение дать статус ЖНВЛП всем заявленным наименованиям. Некоторые препараты для лечения пациентов с рассеянным склерозом — дивозилимаб (в форме концентрата) и сампэгинтерферон бета-1а (в виде раствора) — предложено внести в состав списка "четырнадцати нозологий".

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция