Не только ординатура:возможности переподготовки станут шире
Дополнительные ресурсы и оперативные подходы
При переходе к смежной профессии в области медицины и фармации профессиональной переподготовки иногда недостаточно. Зачастую специалист, меняющий направление деятельности, но остающийся в своей сфере, должен второй раз обучаться в ординатуре — уже по новому профилю. Это дает возможность полноценной подготовки, но требует значительных резервов, включая временной и финансовый. Возможно, остроту данной ситуации могла бы снять возможность переобучения специалистов в ординатуре, на бюджетной, а не на коммерческой основе. Здравоохранению, как стратегически важной отрасли, особо необходимы дополнительные ресурсы.
Решения требует и кадровая проблема — она является острой как для медицины, так и для фармации. Причин у сложившейся ситуации множество, а разрешить ее необходимо достаточно оперативно (не забывая при этом и о стратегических задачах). Один из вариантов такого оперативного подхода — разработанный Министерством здравоохранения проект поправок к постановлению Правительства России №2467 от 31.03.2020.
Напомним, что данное постановление затрагивает сферу обязательных требований, в том числе для медицинских и фармацевтических работников. Эти требования включены в "белый список" постановления, и Минздрав считает необходимым исключить их в целях оперативного решения вопросов о подготовке кадров в медицинской и фармацевтической сфере, а также предоставления специалистам дополнительных возможностей по расширению профессиональных знаний и навыков.
Если предложение регулятора будет принято, то специалист, уже прошедший обучение в ординатуре, при переходе к новой специальности сможет выбрать программу профессиональной переподготовки. Для многих врачебных специальностей такое уже возможно. Интересны возможности данной инициативы и для специальностей фармацевтических.
Разрешить коллизию в фармацевтическом регулировании
"Несомненно, исключение приказа о квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам из Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 позволит оперативно вносить в него изменения. Этих изменений фармацевтическая общественность ждет с большим нетерпением, — комментирует ситуацию Ирина Григорьева, доцент кафедры фармацевтической технологии Рязанского госмедуниверситета. — Ведь в приказе от 08.10.2015 № 707н "Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам" отсутствуют требования к должности "провизор" для тех, кто закончил вуз до первого января 2016 г. И многие уже столкнулись с этой проблемой при периодической аккредитации. Профессиональный стандарт "Провизор", к сожалению, тоже не решил эту проблему. Если знания и умения сегодняшнего выпускника вуза позволяют ему работать в должности "провизор", логично, что на этой должности может работать специалист — выпускник прошлых лет — с высшим фармацевтическим образованием и с любым "провизорским" сертификатом. Будь то "Управление и экономика фармации", "Фармацевтическая технология" или "Фармацевтическая химия и фармакогнозия". Для аптечных работников характерна вовлеченность практически во все процессы фармдеятельности. Сама профессия диктует многозадачность. В области фармации переход с одной специальности на другую (а тем более — с одной должности на другую) должен быть беспроблемным".
Разночтения в должностях
Эксперт обращает внимание и на другие изменения — корректировки в приказ Минздрава России от 20.12.2012 №1183н, утверждающий должностную номенклатуру для мед– и фармработников. Данные корректировки призваны устранить разночтения с профстандартами, а также с приказом МЗ РФ № 707н.
"Очень важно привести все нормативные правовые акты "к единому знаменателю", в том числе в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), — говорит преподаватель. — А разночтения есть. Например, в приказе Минздрава России № 83н, устанавливающем квалификационные требования к мед– и фармработникам со средним образованием, нет информации о том, что фармацевты вправе занимать руководящие должности. Между тем, в профстандарте "Специалист в области управления фармацевтической организацией" данная возможность указана. В приказе №707н нет требований к должности "провизор", к должностям специалистов организаций–фармдистрибуторов и др. Ряд должностей, необходимых для оптовой фармдеятельности, отсутствует и в профстандарте "Специалист в области управления фармацевтической деятельностью".
В регулировании допуска специалистов к фармацевтическим профессиям остается немало коллизий на различных уровнях — от аптеки до дистрибуции. Разрешить их — значит упорядочить цепочки лекарственного обращения и тем самым облегчить доступ пациента к лекарственной помощи.