Заседание, где присутствовали представители Администрации Президента, депутаты Федерального Собрания, представители Минздравсоцразвития и других министерств Правительства РФ, руководители исполнительной власти и органов управления здравоохранением субъектов Федерации, было посвящено разработке и утверждению «Национального проекта в сфере здравоохранения». Данный Проект определяет приоритетные направления развития российского здравоохранения в 2006-2007 гг., включая как основные принципы, так и конкретные мероприятия по их реализации.
Председатель Правительства РФ Михаил Ефимович Фрадков, открывая заседание коллегии, отметил, что сегодня именно здравоохранение является одним из важнейших приоритетов власти. Он положительно оценил деятельность по монетизации льгот, сказав, что «проделана большая работа, и, хотя перевод льгот в денежное выражение прошел не без проблем, зато стало понятно, как это делать и какими средствами».
Говоря о будущем, председатель Правительства указал, что «сейчас мы находимся на этапе, когда есть возможность реализовать конкретные меры по улучшению состояния здравоохранения. В этой ситуации необходимо консолидировать усилия, привлечь внимание всех заинтересованных в этом процессе людей на всех уровнях власти, включая также и широкую медицинскую общественность. Объединившись, нужно сосредоточить все силы и средства на решении вполне конкретных задач. И этот настрой перенести в ежедневную практическую деятельность и Минздравсоцразвития РФ, и субъектов Федерации.
Результатом работы коллегии должен стать утвержденный план действий, где вся нагрузка будет распределяться между конкретными исполнителями с указанием конкретных источников финансирования - т. е. необходимо создать организационную базу и обеспечить контроль за исполнением. Давайте ставить друг перед другом амбициозные, но выполнимые задачи!» - в заключительном слове призвал собравшихся М.Е. Фрадков.
С основным докладом на заседании коллегии выступил министр здравоохранения и социального развития Михаил Юрьевич Зурабов.
В первую очередь он озвучил основные показатели, которые сегодня характеризуют состояние здоровья жителей Российской Федерации. «По продолжительности жизни Россия занимает приблизительно 130 место в мире, в основном из-за большой смертности мужчин в трудоспособном возрасте. На фоне низкой рождаемости постоянно увеличивается нагрузка на экономику страны, т. к. более 11 млн. человек в России официально зарегистрировано в качестве инвалидов, количество пенсионеров также с каждым годов растет, и в результате трудоспособное население нашей страны – это всего около 50 млн. человек».
По словам министра «есть все основания считать демографическую ситуацию неудовлетворительной, и необходимо принимать меры по модернизации системы здравоохранения. Дискуссии и практические попытки реализовать различные подходы ведутся давно, но серьезного реформирования пока не произошло, и не в последнюю очередь из-за отсутствия необходимого финансирования. В 2004 г. доля расходов на здравоохранение по отношению к ВВП сократилась до 2,86 %».
«Реалии советского здравоохранения ушли в прошлое, - сказал М.Ю. Зурабов, - но осмысленной системы, которая учитывала бы требования сегодняшнего дня, создано не было. Мы по сути дела остались в прокрустовом ложе бюджетно-сметного здравоохранения. Необходимо действовать намного решительней и адаптировать систему здравоохранения к реальным рыночным условиям. Это потребует серьезной внутренней перестройки».
Министр здравоохранения обозначил три важнейших законопроекта, принятие которых должно обеспечить воплощение в жизнь тех обязанностей государства, которые декларированы Конституцией, а именно качество, доступность и эффективность медицинской помощи. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании», позволит завершить перевод системы ОМС и в целом системы здравоохранения на страховые принципы. ФЗ «О государственных гарантиях медицинской помощи» необходим, чтобы осуществить переход от государственного содержания ЛПУ на принципы финансирования бесплатной медицинской помощи по стандартам ее оказания вне зависимости от места ее предоставления. ФЗ «Об автономных учреждениях» позволит перейти к расширению организационно-правовых форм медицинских учреждений. Он должен способствовать уходу от сметной модели финансирования учреждений здравоохранения и расширению хозяйственной самостоятельности ЛПУ».
Однако, по слова М.Ю. Зурабова, «реализация обозначенных выше задач в сжатые сроки затруднительна, т. к. сейчас идет процесс совершенствования системы государственной власти в РФ: процесс разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и федерального центра, наделение дополнительными полномочиями муниципальных образований с передачей им соответствующих финансовых ресурсов. Федеральное Правительство находится в двойственной ситуации: в соответствии с законодательством федеральный центр по сравнению с субъектами Федерации и муниципальными образованиями в сфере здравоохранения имеет очень ограниченный объем обязательств, который составляет 5-7 % от общего объема медицинской помощи, которая сегодня оказывается на территории РФ. Но, как правильно заметил Президент России В.В. Путин на недавнем заседании Госсовета в Пензе, «нельзя передать муниципалитетам ту разруху, которую сегодня представляет собой российское здравоохранение». Поэтому в течение ближайших 2-х лет Правительство собирается осуществить за счет средств федерального бюджета попытку реализовать в регионах те подходы и принципы – единые социальные стандарты - которые, по закону, и должны быть реализованы в субъектах Федерации, где собственно и происходит оказание медицинской помощи населению.
В ближайшие 2 года только из бюджетных средств в регионы намечено направить свыше 145 млрд. руб., а с учетом средств, которые будут дополнительно поставляться в рамках общей системы социального страхования, эта сумма приближается к 165 млрд. руб. Это является уникальным для российского здравоохранения, да и для всего советского здравоохранения за последние 20 лет».
Говоря о конкретных мерах по совершенствованию системы здравоохранения, М.Ю. Зурабов выделил основные направления работы, предусмотренные в рамках «Национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения» на ближайшие два года.
Проект предусматривает укрепление первичного звена: амбулаторно-поликлинических учреждений, ЛПУ, службы «скорой помощи». Предусмотрены конкретные меры и финансовые ресурсы на улучшение материально-технического обеспечения, кадрового обеспечения, которое зависит от уровня зарплаты, и финансирование текущих расходов. При этом, по словам Зурабова, «переход на новую - отраслевую систему оплаты труда будет осуществляться не сразу. На первом этапе планируется платить медработникам дополнительно за конечные результаты их труда, и главная задача - научиться корректно оценивать эти результаты»
Другое направление деятельности – возрождение системы профилактических мероприятий: диспансеризации, иммунизации и вакцинопрофилактики. Из средств федерального бюджета выделено более 1 млрд. долл. на приобретение лечебно-диагностического оборудования для поликлиник и ЛПУ, в том числе и для проведения диспансеризации населения. «А в качестве стимулирующей меры, чтобы привлечь население к прохождению диспансеризации, - сказал М.Ю. Зурабов, - мы рассматриваем систему предоставления гражданам скидки на приобретение лекарственных препаратов при амбулаторном лечении в том случае, если они прошли 1 раз в 2 года диспансеризацию»
Министр здравоохранения также подчеркнул: «чтобы соответствовать растущему объему медицинской помощи предполагается постепенно перевести финансирование федеральных клиник в 2006 г. на реальный государственный заказ. Планируется разработка стандартов лечения, медико-экономических стандартов, тарифов, создание единой системы «листов ожидания госпитализации» по всей стране. Это потребует подготовки единых протоколов лечения, а также иной организации процессов долечивая».
Для успешной реализации «Приоритетного национального проекта» подготовлен пакет документов, где для каждого региона составлен подробный план мероприятий, сетевой график, чтобы, по словам Министра, была «максимальная стандартизация всех взаимодействий по всем направлениям». С каждым субъектом Федерации планируется заключать подробное Соглашение, в котором будут описаны не только объемы финансирования из федерального бюджета и системы социального страхования, но все регламенты взаимодействий, все ответственные за выполнение мероприятий как со стороны субъекта Федерации, так и со стороны федерального органа исполнительной власти или государственных внебюджетных фондов.
«Требовательность будет очень высокая, - подчеркнул М.Ю. Зурабов, обращаясь к присутствующим в зале руководителям из регионов. - Несогласованность наших действий, подобно той, которая была в начале этого года, мы больше не допустим. Нужно оправдать масштаб поставленных задач. Мы передаем вам деньги и полномочия по расходованию финансовых средств, и, если у ответственного за осуществление тех или иных мероприятий Проекта что-то не получится, будем апеллировать к губернатору соответствующего региона с требованием привлечь этого руководителя к административной ответственности или о снять с занимаемой должности. Разгильдяйство не должно помешать реализации данного проекта».