БУДЬ ГОТОВ!
Сегодня практически все страны мира все еще борются с пандемией Covid-19. Но социологи, экономисты, врачи, фармакологи и психологи уже думают о поствирусном будущем. Не рано ли? По мнению генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерия Федорова,уже сейчас надо думать не только про завтрашний день, но и следующий.
Людям придется приспосабливаться. Но делать это нужно будет с учетом сегодняшних реалий. А они, согласно опросу ВЦИОМ, таковы. Абсолютное большинство россиян заявило о достаточности информации относительно ситуации с коронавирусом в мире, а также путях его передачи и методах профилактики (86%).При этом большинство россиян (77%) опасаются заболеть коронавирусом. Из них доля тех, кто очень боится, — 22%.
Среди жителей Москвы и Санкт–Петербурга доля опасающихся составляет 82 и 79% соответственно. В то же время 10% россиян уверены, что ни они, ни их близкие не заболеют коронавирусной инфекцией.
ПТИЦА СЧАСТЬЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
Все с нетерпением ждут окончания пандемии. При этом у всех разные представления о будущем. Одни видят его в радужном цвете. Другие не очень верят в нормализацию жизни и ее возврату в прежнее русло. Конечно, ситуация будет меняться. Но в какую сторону?
Многие аналитики считают, что мир уже не будет прежним. А вот руководитель Центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов не видит убедительных оснований для этого.
Ему последствия пандемии не кажутся такими существенными, чтобы говорить о радикальной трансформации в мире. Да, закрыли границы. Люди стали работать не в офисе, а дома. Значительно сократилось потребление. Публичные пространства «сжались». В стадии коллапса оказались целые отрасли промышленности и сервиса. Медицинская модель показала свою неэффективность. Ну и что! Фирсов считает, что не появилось ничего принципиально нового, достаточного для того, чтобы говорить о новом мире. Эксперт уверен, что по ряду позиций произойдет возврат к докоронавирусному времени.
А вот, по мнению Алексея Чеснакова, научного руководителя Центра политической конъюнктуры, 70% россиян вернутся к прошлому, а новую жизнь начнут оставшиеся 30%.
И перемены ощущаются уже сегодня. Происходит переосмысление взаимоотношений власти и человека. В плане структуры управления. Поэтому в будущем должна возникнуть новая стратегия борьбы с эпидемиями. Пока сохраняется старая, буквально с XV в. А нужна инновационность, считают эксперты.
Произошло и осознание особой хрупкости мира. Если раньше полагали, что угрозы исходят от самих себя, то теперь работает внешний фактор. В связи с этим всем нам предстоит переоценка своих возможностей.
В БУДУЩЕЕ С ГРУЗОМ ПРОШЛОГО
И оптимисты, и пессимисты сходятся в одном, в том, что многие привычки и опасения общество возьмет с собой из периода пандемии. Но это и не плохо. Так, глава исследовательской группы "Циркон" Игорь Задорин обращает внимание на то, что процесс пандемии был все-таки не стихийный, а управляемый. Это значит, что структуры здравоохранения работают. Ну а те недостатки, которые были, проанализируют и исправят.
Да и первичные опасения по поводу гибели глобализации не оправдываются. Напротив, была продемонстрирована согласованность действий фактически всех стран. Поэтому и в будущем разделения не произойдет. Скорее, нас ждет дальнейшая консолидация.
Безусловно, к положительным последствиям можно отнести и возросшую ответственность людей за свое здоровье, и безопасность близких. Как никогда обыватели стали интересоваться таким понятием, как иммунитет. Многие задумались об отказе от вредных привычек и переходу к здоровому образу жизни. А уж что говорить о соблюдении санитарно–эпидемиологических мер. Они теперь для большинства станут привычкой. И это тоже хорошо!
Председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба "Валдай" Андрей Быстрицкий полагает, что коронавирус обострил те явления, которые были и до пандемии.
Мир не очень готов к координации своих усилий. Между тем всем нужно будет внимательнее относиться к информационным технологиям, в т.ч. к развитию СМИ.
СЛОВО ЗА БОЛЬШОЙ ФАРМОЙ
Эпидемия коронавирусной инфекции нанесла сокрушительный удар по идеологии антипрививочников, отрицающих необходимость прививаться. Теперь большинство населения планеты только и ждет, когда же появится вакцина от COVID-19! И с надеждой смотрит на фармацевтические компании, работающие над ее созданием. Ждут и инновационных лекарственных препаратов, помогающих уже зараженным коронавирусом пациентам.
Конечно, создание и инновационной вакцины, и лекарств — дело затратное. И по финансовым вложениям, и по временным срокам. И тут эпидемия пошла на пользу развитию фармацевтической отрасли. Так, многие государственные и частные структуры уже объявили о желании "вложиться" в фарминдустрию. Но и это не все. До "сильных мира сего" дошло, что пора делать серьезные финансовые вливания в фундаментальные разработки. В частности, в биотехнологии и генетические исследования. Не дожидаясь, пока "гром грянет". Кажется, и в этом направлении дело идет на лад. В том числе и в России.
Немало людей хотели бы приобрести и препараты, укрепляющие иммунную систему человека в целом, и непосредственно по отношению к COVID–19. Хотя, конечно, в аптечной сети большое количество торговых наименований препаратов, относящихся к данной группе. Уже не говоря о БАД и фитопрепаратах, пользующихся сейчас повышенным спросом. Но, заметим, таких препаратов, которые имели бы доказанную клиническую базу именно как средство профилактики от конкретного вируса, пока только ждут.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ К ПСИХОЛОГУ!
Большую тревогу у различных экспертов вызывает сознание людей и их реакции на пандемию. У многих в постэпидемиологический период может возникнуть вопрос "Что это было?". И уже предвидится раскол на тех, кто включен в эмоции страха, и тех, кто не верит в пандемию. Всем им придется оценить случившееся и переоценить свое отношение к коронавирусу, включая скептиков и диссидентов.
Чтобы избежать психологического дискомфорта, а он, по мнению экспертов, возникнет у многих, нужно расширить сеть психологической помощи населению и всячески пропагандировать ее. С тем, чтобы люди не дожидались перехода психологической проблемы в психическую.
Практически во всех странах пожилых окружили заботой. Но им будет сложно оказаться потом, после эпидемии, опять "один на один" со своими повседневными проблемами. И тут нужна будет помощь психологов-гериатров.
ПРИВЫЧКА СВЫШЕ НАМ ДАНА
Управляющий партнер агентства "Социальные сети" Денис Терехов обращает внимание на то, что после завершения периода самоизоляции многие начнут испытывать дискомфорт, выходя из дома.
Дело в том, что сначала люди не хотели сидеть "взаперти", а теперь привыкли. И у обладателей лабильной психики может возникнуть так называемый стокгольмский синдром. Усугубиться ситуация может и тем, что работа в формате "удаленки" немалому числу россиян просто пришлась по вкусу.
ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕРСПЕКТИВУ
После завершения пандемии коронавируса нужно будет проанализировать политику государств во время роста заболеваемости. И выяснить, что было сделано правильно, а что нет. Так, все европейские страны вводили либо карантин, либо различные ограничительные меры… кроме Швеции и Беларуси. Как это отразится на итоговых показателях заболеваемости? Время покажет, насколько правильной была шведская и белорусская модели поведения.
Коронавирус стал катализатором международных противоречий. В частности, США и Китая. Многие предприниматели намериваются убирать свое производство из Азии и возвращать в Европу. Не исключено, что это приведет к повышению цен, в т.ч. и на медицинскую технику.
Новое понятие безопасности — пандемия отодвинула на второй, а может быть, и третий план другие важные глобальные проблемы: климата, миграции, терроризма, атомного оружия. И, если еще недавно все боролись, например, за экологическую упаковку, то сейчас об этом никто и не вспоминает.
Делаются попытки покупки компаний, работающих над разработкой вакцины. При этом уже сейчас все громче говорится об отсутствии денег на помощь странам «третьего мира». А ведь именно оттуда могут прийти новые эпидемии. И не все, включая развитые государства, смогут ответить на грядущие вызовы. "Да, есть Германия, в которой 43% бюджета уходит на социальные нужды. Но это — скорее исключение, чем правило. А усиление инвестиций в здравоохранение и фармацевтику необходимо повсеместно", — предупреждает политолог, руководитель проектов Германо–российского форума Александр Рар (Германия).
ПЕССИМИСТИЧЕСКИЕ ИТОГИ
Как считает глава экспертного совета Экспертного института социальных исследований, политолог Глеб Кузнецов,пандемия поколебала уверенность в надежности мирового порядка.
Как в мире, так и в России, по мнению эксперта, рухнули надежды:
1. На медицину и фармотрасль. По мнению политолога, мы возвратились в эпоху, предшествующую открытию антибиотиков. Ведь в ситуации с коронавирусной эпидемией у нас фактически нечем и некому было лечить.
2. На сбалансированность системы здравоохранения. Вирусология привлекла повышенное внимание. Что касается других болезней, а вместе с ними и больных, то они ушли на второй, а то и на третий план. Сформировалась ориентация на массовую медицину и еще больше сократилось внимание к орфанным заболеваниям, что недопустимо.
3. На цифровые технологии. Пока ни цифровая медицина, ни просто онлайн–коммуникации не смогли реально помочь в период пандемии.
4. На экономические убежища. Эпидемия стала пандемией мирового масштаба — ни в одной стране мира не получилось бы спрятаться от нее.
5. На "добрые" государства. Правительства стран фактически не справились с оказанием мер поддержки населению и здравоохранению. Большинство из них откровенно объявили о таком ударе по бюджетному сектору, который может стать роковым.
6. На мораль. Обедневшие слои населения не смогут существенно опереться на благотворительность тех, кто входит в число богатейших людей мира. Это может подтолкнуть к развитию идеи "взять и поделить".
В некоторой степени избежать негативных последствий пандемии COVID–19, по мнению руководителя Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталия Куренного, сможетусиление государственных структур и дисциплинарного контроля. Просто рассчитывать на поведенческую сознательность населения недостаточно!
Многих стал привлекать «советский» взгляд на благополучие. А он предусматривал наличие квартиры, машины и дачи. Оказалось, что именно эта триада наиболее приспособлена для выживания в условиях эпидемии. Скорее всего, этот тренд будет развиваться и дальше. Возрастет и роль семьи. Перечисленное помогает оптимистично смотреть в будущее.
По материалам заседания Научного совета ВЦИОМ