22.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
22.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Фармрынок // Информационные технологии

Организация аптечных онлайн-продаж

Современный покупатель избалован возможностями и уровнем сервиса e-com. Фармрознице при дистанционных продажах необходимо соответствовать запросам времени и привлекать покупателей не только приемлемыми ценами и широким ассортиментом, но и удобством своих цифровых сервисов. Которые при грамотном решении повысят ее финансовую эффективность.

 

Решения для аптечного бизнеса разного формата

Эффективное функционирование и развитие современных аптек и аптечных сетей невозможно представить без внедрения цифровых технологий. Информационные технологии и электронная коммерция стали неотъемлемой частью фармацевтической отрасли.

На форумном мероприятии директор по информационным технологиям портала AptekaMos.ru Василий Лактионов представил оптимальные решения как для аптек разного формата, так и для потребителей. Увеличение товарооборота аптеки и помощь в лекобеспечении населения — две неразрывные задачи портала. «Мы предлагаем все необходимые инструменты, чтобы упростить поиск медикаментов», — отметил спикер.

Аптекам-клиентам предлагаются, кроме основной услуги — публикации прайс-листа, услуги по мониторингу цен конкурентов и аналитика, направленные на оптимизацию процессов ценообразования. Услуга бронирования товаров, дополненная возможностью доставки, становится все более привлекательной для потребителей, что подтверждает рост этого направления в аптечном бизнесе.

Заказы потребителей для небольших сетей и единичных аптек обрабатываются операторами-фармацевтами AptekaMos.ru и демонстрируют высокую успешность выкупа — до 95%. Для крупных аптечных сетей предусмотрен автоматизированный процесс через API с 70% выкупа при неизменной комиссии.

Кроме того, AptekaMos.ru предлагает множество рекламных возможностей на всех платформах: в мобильном приложении и на сайтах для ПК и смартфонов. Формат рекламной кампании разрабатывается с учетом запросов клиентов и включает медийную рекламу, таргетинг, ротацию, контентные статьи и другие нативные форматы. Эти рекламные решения активно используются аптечными сетями, создавая синергетический эффект и повышая их общую финансовую эффективность.

Онлайн

У позднего старта есть преимущество

Как известно, аптечный рынок в сегменте e-com неоднороден. На нем представлены самостоятельные аптечные агрегаторы, маркеты крупных дистрибуторов и маркетплейсы онлайн-ритейлеров, сайты аптечных сетей и независимых аптек со своими онлайн-каналами продаж, а также сайты маркетинговых союзов и ассоциаций. Как отмечает основатель компании IT-разработки Digital sail Екатерина Безденежных, он находится в начале развития: многие инструменты для продвижения, которые применялись в онлайн-продажах других категорий товаров еще несколько лет назад, начинают использоваться только сейчас. Помимо этого, не у всех аптек есть функции онлайн-оплаты и доставки. Однако у позднего старта существует преимущество: отрасль может быстро набраться опыта у маркетплейсов и компаний-лидеров рынка. Также участникам рынка будет проще найти опытных технических специалистов для развития онлайн-каналов.

Важно, что покупатели фармтоваров зачастую либо избалованы уровнем развития сервиса в других сегментах e-com, либо консервативны — им проще получить заказ в аптеке и оплатить его там же. Поэтому при развитии онлайн-каналов продаж стоит поближе узнать аудиторию и делать ставку на удобство заказа.

Не следует думать, что аптеки в онлайне находятся в категории отстающих: другим игрокам стоит поучиться у них более сложному интерфейсу сайтов, продуманному поиску товаров и их фильтрации.

Чтобы успешно продавать ОТС-препараты, БАД, парафармацевтику и сопутствующие товары, следует руководствоваться классическими маркетинговыми методами и разрабатывать конкурентные сайты, приложения и программы лояльности. Техническим специалистам нужно научиться работать со средним и крупным бизнесом в аптечной отрасли — такое сотрудничество даст новый опыт обеим сторонам.

А чтобы продавать онлайн рецептурные препараты, следует полностью внедрить электронные рецепты, подключить к ЕГИСЗ аптеки, клиники и иных представителей рынка. При этом остаются актуальными вопросы безопасности хранения данных и образования всех участников рынка.

Внедрение цифровизации — всегда вызов, требующий ресурсов, при этом не всегда можно предугадать его рентабельность. Но сегодня такие технологии облегчают рутинные бизнес-процессы, например, искусственный интеллект может автоматизировать анализ витрин и аналитику продаж.

Не бояться монетизации трафика

В числе инструментов, которые пока неохотно применяются при продажах фармтоваров, — управление и монетизация трафика. По словам управляющего партнера в ритейл медиа платформе JustNow Вячеслава Новикова, компании не спешат пользоваться специальными платформами из-за боязни оттока собственной аудитории и перепродажи данных конкурентам. Другие причины – большая загрузка технической команды или желание создать свое решение. Также монетизация трафика может быть для компании новым процессом, и пока она не знает, как (и стоит ли) его внедрять.

Вячеслав Новиков советует тестировать данный инструмент на интернет-страницах со словами благодарности клиенту, которые появляются после того, как он сделал заказ. Пилотные проекты по монетизации трафика стоит проводить только с партнерами-продавцами. Также необходимо потратить время на аналитику, чтобы определить следующий шаг, и при необходимости консультироваться со специализированными агентствами.

Интерфейс приложений должен быть удобным

Мобильных приложений много, но пользователи устанавливают на свои устройства только самые важные и удобные. Чтобы их продукт набрал активную аудиторию и поспособствовал увеличению продаж, приложения должны быть комфортными и понятными.

Руководитель отдела продаж Coding Team Дмитрий Курашов подчеркивает, что чаще всего пользователей отталкивает сложный и запутанный интерфейс, недостаточное внимание к дизайну, несоответствие ожиданиям, а также отсутствие адаптивности и интуитивности. Чтобы этого избежать, достаточно соблюдать при разработке приложения ряд несложных правил.

Незарегистрированному пользователю нужно предоставить доступ в приложение и при этом не ограничивать для него функциональность. Регистрация должна быть с минимальным количеством данных, при этом необходимо объяснить, для чего надо их указывать. В будущем для составления портрета покупателя и формирования рекомендаций товаров можно будет попросить его указать дополнительные сведения. Также важна функция запоминания выбора клиента, так ему будет проще заказать товар повторно. Нельзя допускать ситуации, чтобы незарегистрированный пользователь положил товары в корзину, а после его регистрации они пропали. В большинстве случаев после этого потенциальному клиенту не хочется снова наполнять корзину, и он уходит искать другую онлайн-аптеку.

Большое внимание стоит уделить поиску и каталогам. У последних должна быть упрощенная структура, позволяющая быстро перемещаться по категориям. При работе над поисковой строкой следует учитывать, что не все люди запоминают названия препаратов, поэтому часто ищут по симптомам или действующему веществу. Если же пользователь знает, что ему нужно, то необходимо показывать больше фильтров, чтобы он сделал точный выбор.

На страницах препаратов не стоит размещать длинные тексты об их свойствах, лучше сделать структурированное описание товара, указав его общую характеристику, состав, способ применения, противопоказания и побочные эффекты – именно эту информацию ищут чаще всего. Помимо этого, необходимо показать аналогичные лекарства.

И на сайте, и в приложении следует определять геолокацию покупателя. Это необходимо не только потому, что он, к примеру, обычно делает заказ в одном городе или районе, но сейчас находится в другом месте, но и для того, чтобы определить, можно ли оперативно доставить ему все нужные товары.

И, конечно, приложение и сайт должны быть адаптированы для мобильных устройств.

Преимущества бесконтактной оплаты

Сегодня оплачивать покупки можно не только наличными и банковской картой. Активно внедряются цифровые способы оплаты, которые позволяют быстро и безопасно приобрести товары и онлайн, и в магазинах. Причем речь идет как осистеме быстрых платежей, так и о цифровых сервисах, например, Method. С их помощью покупатель выбирает удобный способ расчета, а продавцу не нужно возиться с чеками и платежными терминалами.

По мнению директора продукта Method в финтех-компании Paygine Артема Журавлева, интеграция цифровых платежных инструментов помогает ускорить процесс покупки и снизить нагрузку на персонал. С их помощью можно осуществлять быструю и удобную оплату через QR-коды и обеспечивать возможность оплаты частями, что стимулирует продажу дорогих товаров, а также проводить интеграцию с онлайн-сервисами для резервирования товаров. QR-коды в аптеках ускоряют процесс оплаты, минимизируют контакт при оплате, что особенно актуально в период гриппа и ОРВИ, и позволяют привязать программы лояльности, например, бонусы и кешбэк.

Интеграция цифрового сервиса с e-com и CRM помогает управлять лояльностью, обеспечивает связь онлайн-резерваций с физическими продажами, а автоматизация процессов при этом снижает затраты на обработку платежей. Для компании-пользователя предусмотрена единая система контроля всех платежей, благодаря чему обеспечивается прозрачность в управлении скидками и кешбэком. Кроме того, можно получить мгновенную отчетность и аналитику.

В будущем цифровой ритейл ждет развитие бесконтактных оплат и биометрии. Для улучшения клиентского опыта будет внедряться искусственный интеллект, а взаимодействие между онлайн и офлайн-каналами продаж укрепится через омниканальные стратегии.

По материалам 31-го Международного фармацевтического форума-выставки «АПТЕКА 2024»

Источники:

.

Лактионов Василий Алексеевич, директор по информационным технологиям портала AptekaMos.ru

.

Безденежных Екатерина Александровна, основатель компании IT разработки Digital sail

.

Новиков Вячеслав Михайлович, управляющий партнер в ритейл медиа платформе JustNow

.

Курашов Дмитрий, руководитель отдела продаж Coding Team

.

Журавлев Артем Дмитриевич, директор продукта Method в финтех-компании Paygine

Специализированные
мероприятия
 
 
ПрофМитинг
   
Статьи подрубрики информационные технологии:
Чем полезны фарме мобильные приложения

Мобильные приложения, давно вошедшие в нашу жизнь, используются в фармотрасли не только для заказа и продажи лекарств. С их помощью можно создать цифровую платформу для взаимодействия с медицинским и фарм-сообществом, прорекламировать компанию или повысить осведомленность общества о заболеваниях.

Онлайн-продажи фармы продолжают рост

Все больше покупателей фармтоваров предпочитают приобретать их через интернет, поскольку это быстро и удобно. Но помимо данных очевидных преимуществ на поведение потребителей влияют и другие факторы.

ОМНИ-пациенты и возможности телемедицины

Телемедицина уверенно вошла в нашу жизнь, и многие признают ее важность и удобство. Хотя дистанционный формат не заменяет живое общение, он предлагает широкие возможности для быстрой постановки диагноза и корректного лечения. Генеральный директор «Школы Медицинского Бизнеса», кандидат медицинских наук Анна Соломахина рассказывает о текущем использовании телемедицины и ее преимуществах при выборе «смешанного» формата консультаций и лечения.

Перспективы инновационных разработок на фармрынке

Об интересе банковских структур к фармацевтической отрасли говорили участники сессий «Передовая фармацевтика России: уникальные разработки, новые технологии и отраслевое лидерство» на прошедшем экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

 

Импортозамещение IT-технологий фармбизнеса

Конкурентоспособность и эффективность работы сейчас немыслимы без IT-технологий, предлагающих множество рабочих программ для реализации различных задач фармбизнеса. 

Специализированные
мероприятия
 
 
ПрофМитинг