Статьи подрубрики государственное регулирование:

 
Digital_06
Казань_июнь
АПТЕКА_баннер
 
   
   

ОТ БУМАГИ К ЦИФРЕ: КАК IT ИЗМЕНИТ МЕДИЦИНУ?

Сейчас данную область в медицине разделяют на три ветви развития — электронный документооборот, телемедицину, позволяющую получить помощь в любой точке нашей страны, искусственный интеллект и другие математические методы обработки медицинских данных. Как проходит их внедрение и разработка на практике?

Для новых технологий — новые навыки

Директор Центра развития здравоохранения МШУ "Сколково", профессор Марина Велданова считает, что цифровизация необходима, чтобы повысить доступность медицинских услуг за счет цифровых форматов взаимодействия, в т.ч. в удаленных местах, сокращение времени ожидания получения услуги за счет электронной записи на прием и вовлечение населения через таргетированную коммуникацию также расширит охват медицинскими услугами.

Велданова Марина

Второе преимущество цифровизации — улучшение качества лечения. Это станет возможным благодаря снижению вероятности ошибок во время лечения при помощи цифровых помощников, развитию квалификации врачей и медперсонала с помощью доступа к медицинским базам с рабочего места, персонализированным планам и новым форматам обучения. Кроме того, повысится скорость разработки и внедрения инноваций, а затраты снизятся, но при этом расходование средств станет эффективнее с помощью фокусировки управления здоровьем населения на основе риск–профилей и сокращения затрат на рутинные операции за счет автоматизации. В системе здравоохранения будут исключены неэффективные расходы, поскольку ее прозрачность и контроль за ней повысятся. Успешный опыт цифровизации здравоохранения показывает, что новые технологии позволяют существенно снизить смертность, число госпитализаций и хирургических осложнений.

Библиометрический анализ управленческих компетенций в цифровизации здравоохранения, в ходе которого была проанализирована база данных журнала Scopus, выявил четыре основных блока в данной области:

  • коммуникации в телемедицине;
  • уход за пациентом и компетенции медсестры;
  • влияние цифровизации на эффективность оказания медицинской помощи;
  • развитие цифровых компетенций персонала.

Что выяснилось в ходе исследования?

Среди барьеров коммуникации в телемедицине выделена разная эффективность консультаций в зависимости от технологии, ее удобства, наличия камеры, поведения врача и т.д. Наиболее успешными признаны консультации со специалистами в психологии и психотерапии, которые имитировали стандартный процесс офлайн–приема и предварительно рассылали памятку о подготовке. Исследования в области ухода за пациентом и компетенций медсестры позволили выяснить, что грамотная цифровизация позволяет наладить контакт с пациентом в отсутствие врача, однако это возможно только при включении медсестер в команду врача и построении соответствующей интеграционной системы.

Как цифровизация влияет на эффективность оказания помощи? Исследования в данной группе фокусировались на изучении эффективности работы отдельных типов технологий на результат оказания помощи. К примеру, существуют подтверждения позитивного влияния VR–технологий на процессы реабилитации пациентов, а также улучшение точности диагнозов при помощи больших данных. Однако здесь обнаруживаются препятствия: низкий уровень доверия к цифровым технологиям у большой доли пациентов, обеспечение безопасности данных пациентов и нехватка персонала, умеющего реализовывать цифровые проекты на всех этапах.

ИТ в здравоохранении

Исследования в группе развития цифровых компетенций персонала показало важность формирования направления онлайн-обучения, поскольку оно делает образование кастомизированным и экономит время, а это важные факторы при массовой учебе персонала с высокой загруженностью и разным уровнем владения цифровыми технологиями. Исследования отмечают серьезность включения таких дисциплин, как медицинская информатика и управление клиентским опытом на основе данных в обязательный перечень при подготовке управленцев клиниками. Небходимо, чтобы важность цифровизации осознавала сама клиника, ведь если ее подход к ее внедрению в учреждении будет формальным, то и результат оставит желать лучшего.

Эксперт отмечает два важных тренда в цифровом здравоохранении — работу с пациентом как с партнером и повышение эффективности лечения за счет технологической оснащенности. Для первого из них характерна трансформация коммуникативных навыков и развитие лабораторных тестов на дому, самодиагностики и мониторинга, телемедицины и чат–ботов по поддержке коммуникации с клиентом. Для второго тренда важен фокус на инновации и цифровые навыки врача. Здесь на первый план выходят портативное диагностическое оборудование, 3D–печать органов, лекарства и оборудования, искусственный интеллект для принятия врачебных решений.

Но вместе с тем цифровизация и глубокая вовлеченность пациентов вызывают обеспокоенность врачей ростом некорректной самодиагностики и числа некомпетентных "специалистов", готовых заниматься интерпретацией результатов, что в итоге может нанести вред здоровью пациентов и негативно отразиться на формировании доверия как к медицине в целом, так и к использованию цифровых технологий, в частности. Другие зоны риска — "выгорание" врачей при избыточном общении на цифровых платформах, недостаток компетентных специалистов для обучения диалогу между сферой информационных технологий и врачами, что вызывает дисбаланс цифровых и лечебных компетенций, и, наконец, игнорирование необходимости обучения среднего медицинского персонала.

Практические решения

Сегодня в нашей стране многие цифровые решения уже стали реальностью, например, медицинский диагностический центр (MDDC), разработанный SberMedAI. По словам директора по продажам SberMedAI Артура Газиева, он помогает врачам быстрее ориентироваться в базе данных, однако было бы ошибкой считать искусственный интеллект заменой врача.

Газиев Артур

Основные задачи MDDC — поддержка принятия врачебных решений на основе первичного приема и диагностики. Также он позволяет снизить число врачебных ошибок, ускорить процесс постановки диагноза, автоматизировать рутинные процессы и восполнить недостаток квалифицированных специалистов. Сейчас решения на базе MDDC используются в 24 регионах России.

Так, в Нижегородской области был запущен сервис Cardio для расшифровки ЭКГ во всех машинах скорой помощи и фельдшерско–акушерских пунктах. ИИ расшифровывает кардиограммы, а в единую сеть подключено более 600 приборов. В Карачаево–Черкесской республике запущен усовершенствованный сервис "КТ Легких", который выявляет онкологию на ранней стадии. Отметим, что в период пандемии данный сервис был интегрирован в регионе для выявления на снимках симптомов COVID–19. Собранные изображения были проанализированы искусственным интеллектом повторно уже для выявления онкологических заболеваний. Таким образом, проведение ретроспективного анализа позволило осуществить массовый скрининг пациентов без проведения дополнительных КТ–исследований.

Внедрение цифровых технологий в сети клиник — процесс кропотливый, однако от него зависит здоровье пациентов, качество оказания помощи, а значит, и развитие за счет повышения доверия людей и прибыли. Как происходит переход в цифру на практике, рассказал директор по цифровой трансформации группы компаний "МЕДСИ" Александр Пилипчук.

Пилипчук Александр

Цифровая трансформация "МЕДСИ" включает три основных программы, касающиеся лечения пациентов, работы врача и организации внедрения цифровизации. Для пациентов важны новые форматы оказания медицинской помощи, омниканальность и комплексная забота о здоровье, врачам для повышения качества лечения необходимо автоматизировать рутинные действия и создать четкую систему принятия решений. Внедрение цифровых технологий также подразумевает уход от бумажного документооборота и замену его электронным, создание единого цифрового контура.

Сегодня большая часть нагрузки врача приходится на рутинные операции, также ему сложно самостоятельно принимать решения на основе данных и не всегда есть возможность удаленно контролировать состояние пациента. Поэтому запущенная в компании программа "Врач 2.0" разрабатывает для врачей современный эргономичный интерфейс (в т.ч. мобильный), решения на базе искусственного интеллекта в качестве систем поддержки принятия врачебных решений. Программа уделяет большое внимание телемедицине, сбору обратной связи о состоянии здоровья пациента и информированию о критических отклонениях.

Другая программа — "Организация 2.0" — позволяет решить сразу несколько проблем: низкую степень автоматизации планирования ресурсов и управления потоком пациентов, большой объем бумажного документооборота, нехватку квалифицированного персонала и низкую степень интеграции с другими информационными системами. Программа предусматривает переход на электронный документооборот, автоматизированное планирование расписания работы врачей с учетом онлайн–анализа загрузки, создание единой информационной системы во всех активах вне зависимости от формата и референсных центров, а также интеграцию с государственными информационными системами.

Кроме того, запущена цифровая платформа Smartmed, насчитывающая более 180 тыс. активных пользователей в месяц.

Отбираем перспективных

Новым цифровым проектам требуется поддержка, и в области здравоохранения в столице этим вопросом занимается Московский центр инновационных технологий в здравоохранении. Директор Центра Вячеслав Шуленин подчеркивает, что основная задача учреждения — поиск перспективных проектов и их последующее внедрение в практическую медицину. Главные внештатные специалисты Департамента здравоохранения Москвы обозначают потребность в тех или иных решениях, а также оценивают поступившие в Центр проекты. Кроме того, сейчас 21 компания оттачивает алгоритмы искусственного интеллекта. В. Шуленин считает, что такие программы на современном этапе должны будут не только определять заболевание, но и назначать терапию. Особенно это востребовано в таких областях, как кардиология, онкология и эндокринология. Помимо этого цифровые технологии понадобятся для производства отечественных лекарств в рамках импортозамещения. Искусственный интеллект позволит подбирать молекулы, заранее определяя их токсичность, и сократить время для вывода препарата на рынок на 3–5 лет.

По материалам сессии "Цифра в российском здравоохранении: вызовы и возможности, тренды и технологии" в рамках форума InfoSpace

Ирина Обухова
11.04.2022
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Услуга Публикации прайс-листа аптеки

 
Digital_06
Казань_июнь
АПТЕКА_баннер
 
   
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться