19.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
19.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Фармрынок // Бизнес-портрет

Подобное лечит подобное: аллерген как средство от аллергии

«Если насморк не лечить, он пройдет через семь дней». Не пройдет: в особенности, если этот насморк — аллергический. Конечно, можно оставить аллергию без присмотра, но с каждым годом она будет набирать силу. Увеличится время недомогания, прибавятся новые аллергены…

Что значит «контролировать аллергию»? Многие искренне считают: достаточно принимать антигистаминные препараты, известные всем и каждому. Но они устраняют только симптомы болезни, а не ее причину, и со временем вообще перестают «помогать». К счастью, есть другой метод, способный выработать собственный иммунитет организма к самым сильным аллергенам. Лекарства для него выпускают лишь несколько фармпроизводителей в мире…

Корреспонденту «МА» удалось пообщаться с директором одной из этих компаний — ООО «Сталлержен Восток» (представительство французского фармпредприятия «Сталлержен») Алексеем Николаевичем Пятковым.

Сталлержен_рук

Алексей, как давно разработана стратегия лечения, в которой применяются ваши препараты? Чем она отличается от привычных методов «контроля» аллергии?

— Метод аллерген-специфической иммунотерапии (сокращенно – АСИТ), с которым мы работаем, изобрели в 1911 году. Суть его в том, что человека лечат тем самым веществом, которое вызывает у него болезненную реакцию. Сначала вводят небольшую дозу аллергена, затем дозы постепенно наращивают; и в те времена, когда не было стандартизированных препаратов и стандартных схем лечения, каждый врач самостоятельно разрабатывал схемы, порой сам делал экстракт из конкретного аллергена и лечил им больного, например, если у человека была аллергия на клещей домашней пыли (часто ее называют аллергией на пыль), он должен был собрать ее в своей комнате и принести доктору. Последний делал из принесенной пыли лечебный препарат. Поэтому иммунотерапию – отчасти с юмором, отчасти всерьез – раньше называли искусством. Сейчас, конечно, АСИТ отвечает совсем другим, современным требованиям доказательной медицины.

Когда производство препаратов для АСИТ перешло от медицины к фармпромышленности, сложно ли было врачам «перестраиваться»?

— Конечно же, нет. Все понимают преимущества стандартизированных препаратов. Врачи стали чувствовать себя намного более спокойно. Лекарства, произведенные по единым стандартам качества, безопаснее назначать пациенту. Эффективность таких препаратов предсказуема для всех, кто получает лечение. А не так: одному поможет, другому не поможет.

Как определить, кому необходимо лечение методом АСИТ?

— Аллерген-специфическая иммунотерапия показана больным с аллергическим ринитом и атопической бронхиальной астмой. Особенно тем, чье состояние плохо контролируется симптоматическим лечением. Чем выше тяжесть аллергического ринита, тем более показан метод иммунотерапии. Если у пациента легкое состояние (пару дней в году приходится капельки в нос использовать), вряд ли он захочет применять этот достаточно сложный и долгий метод. А вот тем, кто очень тяжело переживает сезон цветения, иммунотерапия даст значительное и быстрое облегчение.

А если у человека тяжелая степень астмы, что тогда?

— При совсем тяжелой бронхиальной астме показаны более серьезные, «тяжелые» препараты. В такой стадии заболевания иммунотерапия уже не применяется. Поэтому задумываться надо раньше. Аллергия опасна еще и тем, что часто, начавшись с какого-либо одного аллергена, постепенно распространяется и на другие (так называемая перекрестная аллергия). И человек испытывает симптомы уже при воздействии нескольких аллергенов. А потом все это может и в астму перейти.

Перекрестную аллергию тоже можно лечить иммунотерапией. Важно понять (но это уже сделает врач при помощи специальной диагностики), какой из аллергенов первопричина, на какой из аллергенов сильнее реагирует пациент. Рекомендуется назначать не более трех препаратов для АСИТ. Но тремя такими лекарствами одновременно лечиться можно.

Назовите аллергены, наиболее распространенные в нашей стране?

— Если говорить о респираторной аллергии, при которой и применяется АСИТ, то береза, луговые травы, полынь и амброзия, а также клещи домашней пыли – основные аллергены в России. Более 80% пациентов страдают именно от них. В числе остальных можно назвать различных животных. Например, на шкуре у кошек находятся аллергены, способные вызвать соответствующую реакцию организма. К счастью, аллергия не зависит от конкретного животного или от конкретного растения и места, где оно растет. На одинаковые аллергены реакция одинакова. Поэтому вещества, провоцирующие аллергию, собирают и делают из них лекарства для широкого круга пациентов независимо от того, где они живут. Препарат против аллергии на пыльцу березы одинаково эффективен как для больных в России, так и во Франции или в Канаде.

Завод «Сталлержен» выпускает около сотни препаратов и экспортирует их в самые разные страны. Например, во всех странах Средиземноморья люди страдают от аллергии на оливковое дерево, и «Сталлержен» производит лекарство из экстракта этого аллергена.

А много компаний в мире работают в этом направлении?

— Таких компаний не очень много. Сегодня более половины мирового рынка занимают две компании, одной из которых является «Сталлержен». Думаю, так получилось, потому что «Сталлержен» серьезно отнесся к этому направлению, став на путь инновационного развития. А создавать инновационные препараты – долго. Производство любого лекарства в наши дни занимает достаточно много времени, но если говорить об иммунобиологии, то времени необходимо даже больше, чем на создание обычного препарата.

«Сталлержен» сегодня присутствует более чем в 50 странах мира: как при помощи партнеров, которые помогают распространять наши препараты, так и в виде филиалов (они есть в 20 странах). И Россия – одна из ключевых стран. У нас в стране очень много пациентов, страдающих аллергией, кому может быть назначена АСИТ.

Что компания «Сталлержен» считает главным в своей деятельности?

— Приоритет компании «Сталлержен» – инновации. Являясь экспертами в узком направлении – иммунотерапии, мы стремимся всякий раз найти новый подход: придумать что-либо новое и сделать выбранный метод лечения более эффективным и удобным. Около шести лет назад компания провозгласила программу по разработке новых таблетированных препаратов. До этого «Сталлержен» выпускал только подкожные препараты и сублингвальные капли. В программе были четко определены те аллергены, для которых нужно сделать новые, таблетированные препараты. Луговые травы стали первыми – соответствующий препарат «Оралейр» зарегистрирован в европейских странах в 2009 году, а в октябре этого года был представлен в России. В процессе разработки таблетированные препараты аллергенов клещей домашней пыли и березы, что является актуальным для жителей России.

Сегодня в России есть наши препараты для трех главных аллергенов: березы, клещей домашней пыли, луговых трав. На каждый из аллергенов – по два лекарственных средства: один препарат – подкожный, другой – сублингвальный. Как я уже сказал, «Оралейр» (аллерген пыльцы луговых трав) – единственный на сегодня таблетированный аллерген, кроме него есть сублингвальные формы в виде капель: «Сталораль» – аллерген пыльцы березы и «Сталораль» – аллерген клещей домашней пыли.

Создание первого аллергена в таблетках – это наш самый главный успех, потому что создать аллерген в виде таблетки – непросто. На протяжении пятидесяти лет работы было много достижений, но то, чем компания особенно гордится, это, конечно, «Оралейр».

Каковы итоги первого года работы компании на рынке России?

— Открыв 15 декабря 2011 г.. представительство в России, мы столкнулись с тем, что тема иммунотерапии очень востребована врачами. Несмотря на то, что среди аллергологов нет врачей, которые не знали бы об АСИТ, мы получаем очень много вопросов и видим большую заинтересованность врачей в той информации, которую мы им приносим. Поэтому наше основное направление на современном этапе – информирование как можно большего числа врачей об АСИТ. На 2012 год были поставлены конкретные задачи – дать врачам возможность узнать о наших новых разработках и препаратах, чтобы пациенты уже в преддверии весеннего сезона 2013 года могли получить лечение методом АСИТ.

У нас есть образовательный проект – информационный сервис «Сталлержена» в аллергологии. Через наш профессиональный сайт и рассылки по почте мы информируем врачей об иммунотерапии и новостях аллергологии. Мы хотим, чтобы «Сталлержен» стал для врачей партнером, способным оказать информационную и научную поддержку.

Что наиболее интересно Вам в деятельности компании?

— Лично меня «Сталлержен» привлек и до сих пор привлекает тем, что это небольшая компания, где нет «заорганизованности», которая зачастую существует в больших корпорациях. «Сталлержен» дает возможность экспериментировать и быстро принимать решения. Корпоративная культура не делает компанию процесс-ориентированной, не уменьшает возможности ее развития. Человек здесь действительно в центре внимания, и его не воспринимают исключительно как способ достижения каких-то целей.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики бизнес-портрет:
Промомед: от идеи - к молекуле. От молекулы - к пациенту

Современную фармацевтику трудно представить вне тесного союза с медицинским и научным сообществом. Чтобы дать пациенту необходимую лекарственную терапию, фармпрому нужно уметь вовремя услышать и голос врача, и мнение ученого-исследователя. Ведь там, где идет речь о здоровье, точность выполняемых процессов должна быть высочайшей.

Денис Глядяев: верю, что возможности часто создаем мы сами

В ноябре из международной группы "Ацино Интернешнл" выделилось отечественное подразделение. Обретя самостоятельность, новая российская фармкомпания получила и новое название — "Алцея", планируя при этом сохранить проверенные годами подходы к деятельности на национальном фармрынке.

"АКРИХИН": Успех и лидерство компании — заслуга людей

Изменения, происходящие на российском фармацевтическом рынке, активное развитие коммерческого сектора и каналов продаж, в том числе e–comm, актуализируют внедрение современных, принципиально новых бизнес–практик и управленческих решений.

От АФС до ГЛС: многоплановый опыт развития фармпроизводства

Сегодня перед отечественной фармацевтической отраслью стоят глобальные задачи по достижению суверенитета в области производства лекарств, и этому важнейшему направлению уделяется особое внимание со стороны государства. Получив большой опыт работы в годы реализации стратегии "Фарма–2020", сегодня производители приступили к реализации задач, поставленных в рамках новой программы "Фарма–2030".

"Обновление": когда эпоха перемен становится временем роста

Быстрее, выше, сильнее — этот олимпийский принцип применим и в повседневности. Даже если на дворе сложные времена: для "эпохи перемен" ударные темпы и активное наращивание мощностей порой являются необходимостью. Особенно в такой жизненно важной для каждого отрасли как лекарственная промышленность.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban