24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Правомерны ли ограничения при проведении акций в аптеках

Аптечной организацией проводится акция при продаже лекарственных препаратов для медицинского применения. При условии приобретения двух единиц товара второй товар предоставляется со скидкой. Во избежание скупки большого количества товара в одни руки по акционным условиям, в результате которой товар может попасть в перепродажу, акция предусматривает ограничения по количеству товара.

По условиям акции допускается продажа не более четырех единиц товара одному покупателю, то есть покупатель вправе получить не более 2–х единиц товара со скидкой. Правомерно ли такое ограничение?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В российском законодательстве вопрос проведения маркетинговых акций продавцами товаров не урегулирован, вместе с тем законодательством не устанавливается запрета на проведение продавцом, в том числе аптечной организацией, маркетинговых акций, включая предоставление скидок на отдельные товары.

Продавец свободен в установлении маркетинговых акций и вправе самостоятельно определять их условия, включая такие условия, как ограничение по количеству товара, продаваемого со скидкой. Однако данное условие не должно нарушать право покупателя на приобретение товара в необходимом ему количестве, в том числе в большем количестве, чем это предусмотрено условиями маркетинговой акции. По этой причине продавец обязан довести до покупателя всю необходимую информацию, в том числе цену на товар без скидки.

Важным условием проведения маркетинговых акций являются прозрачность их условий и доведение сведений об условиях маркетинговой акции до покупателей в порядке, установленном законодательством о защите прав потребителей.

Обоснование вывода:

Из п. 35 ст. 4 и ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" следует, что аптечными организациями осуществляется розничная продажа и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Согласно ст. 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (ст. 426 ГК РФ).

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Таким образом, договор купли-продажи товаров, в том числе если продажа осуществляется аптекой, является публичным договором, а отношения между аптекой и гражданином, использующим, приобретающим, заказывающим либо имеющим намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются нормами ГК РФ, Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее — Закон №2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 786 ГК РФ.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны.

Из п. 2 ст. 494 ГК РФ следует, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети Интернет признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В силу п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

В п. 4 ст. 445 предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Пунктом 1 ст. 1 Закона №2300-1 установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 1 Закона №2300-1 Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 утверждены правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи (далее — Правила), которыми регулируются вопросы в том числе продажи лекарственных препаратов.

Из п. 10 Правил следует, что введение ограничений и запретов на продажу товаров допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом ни федеральные законы, ни Правила, ни приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 №647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" не устанавливают возможности для аптечной организации ограничить по количеству приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения в одни руки.

Ограничение количества лекарственных препаратов для медицинского применения касается не продажи лекарственных препаратов, а их отпуска, то есть реализации лекарственных препаратов для медицинского применения по рецептам в количестве, установленном в рецепте, либо в предельно допустимом количестве лекарственного препарата (п. 13 правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава РФ от 24.11.2021 №1093н).

О недопустимости введения ограничений на продажу товара в одни руки свидетельствуют, в частности, решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 24.09.2021 по делу №2-3139/2021, решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 24.09.2021 по делу №2-3120/2021. В мотивировочной части обоих судебных актов суды приходят к выводу о том, что установление ограничений на розничную продажу недопустимо. Вместе с тем покупателю отказано в исках, поскольку в одном случае организации розничной торговли удалось доказать, что покупателю предлагалось продать требующееся ему количество товара, однако провести товар двумя операциями, но покупатель ответил отказом на это предложение, требуя продать ему товар одной операцией. Во втором случае организации торговли удалось доказать, что товар в требующемся покупателю количестве отсутствовал, а в меньшем количестве покупатель приобретать товар отказывался.

В решении Жердевского районного суда Тамбовской области от 07.04.2011 по делу №2-162/2011 суд признал нарушением прав потребителя отказ в продаже товара в количестве, требуемом покупателю.

Вместе с тем в рассматриваемом случае речь идет не об ограничении количества продаваемых покупателям товаров, а о проведении маркетинговой акции, по условиям которой покупатель имеет право на приобретение аптечного товара со скидкой в ограниченном количестве. Отмечаем, что в российском законодательстве проведение маркетинговых акций не урегулировано, при этом организации торговли не лишены права проводить различные маркетинговые акции, самостоятельно регулируя их условия.

В соответствии со ст. 10 Закона №2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы и информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 №14-П констатируется право продавцов проводить различного рода маркетинговые акции, устанавливая различные скидки, в том числе при комбинированном приобретении покупателем товара с различного рода услугами, однако отмечается необходимость добросовестного поведения продавца и прозрачности для покупателя условий получения скидок.

Таким образом, важным, с учетом вышеприведенных нормативных правовых актов, является тот факт, что установление скидки на ограниченное количество товара не должно лишать покупателя права на приобретение товара в необходимом ему количестве, в том числе в количестве большем, чем это предусматривают условия маркетинговой акции. В этом случае продавец отпускает покупателю товар сверх количества, предусмотренного акцией, по общей цене, которая также должна быть доведена до покупателя.

О свободном праве продавца устанавливать маркетинговые акции свидетельствует и судебная практика. Так, в решении Дзержинского городского суда Нижегородской области от 05.09.2023 по делу №2-5507/2023 суд указывает на то, что продавец вправе устанавливать маркетинговые акции и их условия. В этих случаях в обязанности продавца входит надлежащим образом доводить до покупателей условия акции, в том числе размещать их на своем сайте в сети Интернет.

В решении Октябрьского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 07.03.2018 по делу №2-1199/2018 суд также не усматривает нарушений прав потребителя в установлении маркетинговых акций, а также изменении их условий, если до потребителей надлежащим образом доведены необходимые сведения.

В апелляционном определении Гатчинского городского суда Ленинградской области от 16.01.2023 по делу №11-5/2023 суд не находит нарушения прав потребителя в установленном ограничении на продажу товара в объеме не более 12 кг в одни руки, вместе с тем усматривает нарушение прав потребителя в том, что до покупателя такая информация не доведена надлежащим образом, в частности, на ценнике отсутствует какая-либо информация об имеющихся ограничениях.

Анализ приведенных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что продавец, в том числе аптечная организация, вправе организовывать маркетинговые акции на товары, включая предоставление скидок на отдельные товары, в том числе условия о том, что скидка предоставляется на ограниченное количество товара.

Обращаем внимание, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Василевицкий Александр, эксперт
Материал подготовлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ

ГАРАНТ Справочно-правовая служба

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор на вебинаре обзор нарушений аптечного отпуска, хранения и ценообразования.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия