54 СТРАНИЦЫ ДОБАВИЛИ ДРАЙВА
Вопрос, в каком же глобальном тренде будет двигаться фармацевтический рынок, стал еще острее в связи с опубликованием "Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года", представленный Минпромторгом России. Разместившийся на 54 страницах документ затрагивает в т.ч. и возможное сокращение количества аптек, которых, по мнению создателей документа, сейчас слишком много. "Тут сразу вспоминается противоположная позиция Антимонопольной службы, которая заключается в том, что нужно увеличить количество аптек для поддержания свободной конкуренции", — сообщил Дмитрий Целоусов, исполнительный директор ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма".
Волнует авторов Стратегии и то, что аптечные сети настолько агрессивно себя ведут в плане получения маркетинговых бюджетов, что эту практику необходимо прекратить или, по крайней мере, видоизменить. Не нравится представителям государственных структур и то, что в городах-миллионниках очень большая плотность аптечных организаций. Это якобы влияет на доступность лекарственных препаратов на территории необъятной нашей страны. А еще, по мнению чиновников, хорошо бы ограничить процентное соотношение дистрибуторов на различных территориях.
Что еще может ударить по интересам аптечных организаций? "Полностью изменено формирование надбавок на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП. Теперь линейный способ (до 50 руб., до 500 руб. и более 500 руб.) не подходит и, по мнению законотворцев, нужен другой. Совершенствование порядка формирования этого перечня привело к тому, что производители стали снижать зарегистрированные цены на лекарственные препараты на 40–50%", — заметил Дмитрий Целоусов. Такая инициатива очень серьезно бьет по финансовому состоянию дел аптечных организаций, т.к. они вынуждены делать переоценку уже купленных товаров… за свой счет. А значит работать по этой группе товаров себе в убыток.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ В АПТЕКЕ — ОТДЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Тема телемедицины, а вслед за ней и тема выписки электронных рецептов, набирает обороты. Так, согласно сообщению Росздравнадзора, с 7 апреля 2019 г. врачи любых медицинских организаций имеют право выписывать электронные рецепты. Делать это можно на основании п. 4 ст. 6 Федерального закона №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". И все бы хорошо, правда? Да только незадача — у аптек пока нет права обслуживать электронные рецепты. Для них — это пока еще весьма туманная перспектива. "Несмотря на то, что для льготных категорий граждан электронные рецепты вроде бы есть, ситуация с ними фактически буксует на месте. Просто потому, что не налажена логистика таких рецептов между медицинской организацией, аптечным фондом ОМС и самой аптекой. Сейчас в нескольких регионах идут пилотные проекты по внедрению программного обеспечения, необходимого для прохождения электронных рецептов. Посмотрим, когда и как все это будет работать", — добавил руководитель ААУ. Между тем он обращает внимание на более насущную и совсем не новую проблему, которую никак не удается решить. Речь идет о том, что уже давно необходимо перевести все лекарственные препараты в единый перечень. Пока же в каждой аптеке они именуются по–разному — с разными кодами, и на рынке не унифицированы.
МАРКИРОВКА. НУЖНО СРОЧНО ЧТО–ТО ДЕЛАТЬ!
Но и это еще не все. Из частого общения с руководителями аптечных организаций в многочисленных командировках по стране Дмитрий Целоусов сделал вывод, что с маркировкой лекарственных препаратов аптеки по срокам никак не успевают. В ноябре 2019 г. это можно будет принять как констатацию факта. Многие представители аптечной розницы, несмотря на то, что о сроках предстоящей обязательной маркировки лекарственных средств знают, ничего не предпринимают — сидят и ждут. Чего? Либо того, что введение еще отложат на определенный срок, либо того, что ее вообще отменят. У большинства руководителей аптек в регионах нет еще даже электронной подписи. Адреса реального нахождения многих аптек не совпадают с адресами, указанными в лицензиях. "Коллеги! Нужно срочно что–то делать", — призывает Дмитрий Целоусов членов ассоциации. — Это крупные аптечные сети соберутся и в последний момент приобретут все, что нужно, и будут работать дальше. А вот у сотрудников остальных аптечных организаций есть риск 1 января 2020 г. просто не выйти на работу. Конечно, еще останутся те лекарственные препараты, которые можно будет продавать без маркировки до истечения их срока годности. Но для нормальной и рентабельной работы аптечной организации этого будет явно не достаточно".
ФАРМАЦЕВТ — ЭТО ЗВУЧИТ…
Повышение квалификации фармацевтического работника — важное звено безупречного функционирования аптечной организации. "Мы надеемся, что прошли те времена, когда «бумаги» о прохождении обучения просто покупали у организаций, имеющих лицензии на переподготовку специалистов фармацевтического профиля", — продолжил Дмитрий Целоусов, обращаясь к руководителям аптечных учреждений, но не у него одного возникает вполне понятное удивление относительно еще одной инициативы, исходящей от некоторых представителей законодательных органов. Дело касается перспективы дистанционного заказа лекарств и последующей их доставки... исключительно фармацевтами. Дмитрий Целоусов убежден, что такого допустить нельзя! "В стране и так в аптеках не хватает работников, ведущих отпуск за первым столом. Все говорят о дефиците кадров. В отдаленных регионах их функции порой выполняют люди, не имеющие специального образования. Теперь что же — фармацевтам предлагают выполнять курьерскую работу, — уж точно не для этого они получали образование", — выразил мнение членов "СоюзФармы" ее исполнительный директор. И, вообще, "СоюзФарма" вместе с "Аптечной гильдией" уже выходили с предложением о создании единого регистра фармацевтических специалистов, т.к. сейчас в стране количество аптек больше, чем дипломированных фармацевтов. Это позволит как–то определить необходимую численность специалистов, задействованных в розничном секторе фармрынка.
А еще, многие представители фармсообщества добиваются того, чтобы аптеки все–таки находились в ведении Министерства здравоохранения РФ, т.е. официально (и по кодам, и по статусу) стали работниками системы здравоохранения, с полным пониманием ответственности за здоровье населения. Пока же их рассматривают только как торговые учреждения, ищущие во всем исключительно прибыль. Кстати, что касается Минздрава России, то его представители обычно удивляются, а порой и возмущаются по поводу того, что аптечные организации пекутся о своей прибыли. "Вы же должны заботиться об обеспечении населения лекарственными препаратами. Именно это — ваша задача", — говорят они, видимо, забывая, что аптеки не состоят на бюджете у государства, им надо надеяться только на себя.
Дмитрий Целоусов уверен, что связь первостольников и врачей пошла бы на пользу всему нашему здравоохранению. Взять, например, недавний известный всем случай с запретом Росздравнадзора на продажу противокашлевого лекарственного препарата, у которого выявили серьезные побочные эффекты. Но есть и другие лекарственные препараты в обращении, в которых содержится то же самое действующее вещество, что и в запрещенном, но они по-прежнему продаются в аптеках, т.к. на них никто не наложил табу.
Надо сказать, что за рубежом практика отзыва лекарственного препарата весьма распространена. И вот тут–то помочь в деле отсечения препаратов с негативными побочными явлениями смогли бы именно первостольники. Пока в систему фармаконадзора не включились активно ни врачи, ни тем более аптекари. Последних понять можно: пока они относятся к торговым предприятиям — будут торговать.
Подготовлено по материалам региональной конференции ААУ "СоюзФарма" (Москва и Московская обл.)