Аптечная сеть "Витис" работает в городе с 1997 года. Начиналась она с аптечного пункта, а сегодня компания насчитывает 9 аптек и 4 аптечных пункта. Сеть продолжает активно развиваться. Немного об истории и сегодняшнем дне "Витиса" мы поговорили с ее генеральным директором Татьяной Васильевной Семеновой.
Татьяна Васильевна, за 27 лет работы сети какие годы оказались самыми сложными, а какие прорывными?
— Трудные времена пришлись на дефолт 1998 года, тогда у нас функционировало всего 2-3 аптеки. Курс доллара взлетел, выросли цены на медикаменты, мы не имели денег их закупать. Это была катастрофа. В принципе, легко мы никогда не жили. Всегда были какие-то трудности.
Как удается выдерживать давление крупных федеральных сетей?
— Аптек много, конкуренция высокая. В Торжке живут более сорока тысяч человек, в городе уже открыта 41 аптека. Получается, одна на тысячу населения. В плане конкуренции нам непросто. Практически все федеральные аптечные сети пришли в город: "Планета здоровья", "Будь здоров!", "Здравсити", "ГорЗдрав", вот и "Апрель" открывается.
Если сравнивать с советским временем, когда я работала в муниципальной аптеке, не менялась так часто нормативная документация, работа была выстроена четко, да и аптеки находились одна от другой на расстоянии не менее 500 метров. Никто не открывался "дверь-в-дверь". А сейчас конкуренты "садятся" рядом с аптеками нашей сети и начинают демпинговать цены, предлагают большую зарплату сотрудникам. Мы — небольшая региональная сеть, и пусть мы маленькие, но все же гордые птички. Неоднократно к нам приходили представители федеральных сетей с предложением выкупа. Говорят, что мы должны представлять, что с нами будет. Но… поживем-увидим. Некрасиво в бизнесе так себя вести. Жизнь — это бумеранг, нельзя плохо делать другим, даже в деловой сфере. Знаю это на своем примере. В последнее время и дистрибуторы изменили поведение. Если раньше они радели за своих клиентов, у нас были хорошие отношения, то сейчас идет игра в одни ворота. Они все хотят для себя, а мы как бы и не нужны.
Каковы конкурентные преимущества сети "Витис"?
— Покупатель нашу сеть знает уже давно. Мы местные, родные. Если кто-то говорит, что в других аптеках цены ниже, я всегда отвечаю, что цена – не самое главное. У меня некоторые сотрудники по 20 лет работают, это такой необходимый опыт. Все они грамотные специалисты, но при этом постоянно учатся и развиваются. К сожалению, некоторые ушли за большой зарплатой, правда, жалея, что на новом месте работы нет такого человеческого отношения, как у нас. Мы своих сотрудников ценим, холим и лелеем.
Если говорить о привлекательности наших аптек для покупателей, то у нас действует программа лояльности. Один-два раза в месяц делаем 15% скидку от цены по бонусной карте. Тесно взаимодействуем с врачами, они приезжают к нам, демонстрируют новинки медизделий, глюкометры, например. Людям интересно. Наши покупатели редко уходят к конкурентам. Знакомятся с другими сетями, но возвращаются к нам.
Кто Ваши постоянные покупатели?
— В основном это пенсионеры с хроническими заболеваниями. Они ждут наши акции. Выручка в такие дни увеличивается в 3 раза. Мы никогда не обманываем. Не накручиваем цены перед скидками. А вот молодых семей, с детьми у нас не так много. Наш милый город находится между двумя столицами, Москвой и Петербургом. Эти города поглощают специалистов. Молодые уезжают. Такая тенденция наблюдается во всех малых городах, к сожалению.
Как обстоят дела с кадрами? Текучка существует? Приходят ли работать в аптеки молодые специалисты?
— На сегодняшний день в аптечной сети возраст сотрудников от 25 до 45-50 лет. Пенсионеры тоже есть, я и сама в пенсионном возрасте. Из декретов возвращаются на работу. Среди временных сотрудников — жены военных. Последних регулярно переводят из города в город. Небольшая текучка кадров есть, но такого, чтобы закрыть пункт или аптеку, когда фармацевт, например, болеет, не бывает.
Сейчас многие федеральные сети практикуют работу аптек без заведующих. Они есть, но кластерные, то есть одна на 4-5 точек. У нас такого нет. В каждой аптеке сети — своя заведующая. Хотя мне и говорят постоянно, что это затратно. У меня старая закалка: должен быть руководитель, он все процессы изнутри видит.
Какие учебные учреждения региона готовят фармацевтических специалистов?
— В Твери есть медицинский колледж с фармацевтическим отделением, провизоров готовит медицинский университет с фармфакультетом. В последние годы у них наблюдается недобор. Заканчивая обучение, выпускники уезжают в Москву и Санкт-Петербург.
Сейчас четыре мои сотрудницы за счет нашей организации повышают свой профессиональный уровень в Иваново. Компании это обходится в 170 тыс. рублей в год за одного человека. В Тверском колледже мы тоже обучали сотрудников за свой счет. Заключаем договор на отработку сроком на 5-6 лет. Несколько человек ушли в другие сети, но что делать, это жизнь.
Аптеки работают традиционно или сочетают в своей деятельности современные технологии?
— Да, работаем с крупными агрегаторами. Шесть лет назад мы вступили в профессиональную саморегулируемую организацию "АСНА". Ассоциация очень нас поддерживает. Без современного маркетинга работать успешно невозможно. Меняется представление о товаре, меняемся и мы. У нас в городе работала какое–то время назад одна аптечная сеть. Тогда как мы старались всегда узнавать и внедрять новое, в той сети не делали ничего. Как результат — их банкротство.
"АСНА" приглашает нас на конференции, семинары и вебинары, предоставляет аналитические данные, показывает, где надо подтянуться, учит, как эффективно работать сегодня и сейчас, ведь по–старому уже не получится. Мы вступили в Центр компетенций Ассоциации. Мы их специалистам очень благодарны.
Вас пригласили в Ассоциацию?
— Мы сами к ним пришли. Я почитала об Ассоциации, присмотрелась, познакомилась с представителем, который курирует Северо–Западный федеральный округ. Сначала многое было непонятно, но втянулись. От Ассоциации есть мощная поддержка в плане юридических вопросов и законодательных документов. Раз в месяц присылают обзор изменений в законе. Сами мы не всегда успеваем уследить за всем, тем более, когда заработала система мониторинга с обязательной маркировкой, в которую добавляются все новые и новые группы товаров, наличие в аптеках лекарств обязательного ассортимента согласно перечням и пр. Это облегчает работу аптечной сети.
Что скажете о работе контролирующих органов?
— Больная тема… Нас никогда не оставляют в покое. Вроде бы объявлен мораторий на проверки, но на Генпрокуратуру, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, ФНС он не распространяется. Их представители могут прийти к нам в любое время. Примерно два года назад впервые в моей многолетней практике к нам приходил с проверкой представитель военного комиссариата. Мы же военнообязанные. Проверяли учетные документы.
Расскажите о себе, пожалуйста.
Я работаю в фармрознице с 1980 года, окончила Пензенское фармацевтическое училище, фармацевтом приехала в Торжок по распределению на три года. Нас, молодых специалистов, окружили заботой и вниманием. У нас были наставники. Сначала в производственной аптеке готовила мази, пилюли, катала свечи. Все было интересно.
Я из многодетной семьи, нас пять девчонок у родителей. Сначала я поступила в педагогический институт, но почти сразу поняла, что не вижу себя в роли педагога. Родителям было трудно поддерживать нас финансово, поэтому я особенно старалась учиться, имела повышенную стипендию. Позже получила и высшее образование в Тверской медицинской академии. Три года распределения прошли, я вышла замуж и осталась в Торжке. Теперь для меня это родной город.
Когда начался бум открытия частных аптек, после декрета я решила оставить место в муниципальной аптеке и попробовать себя в коммерческой. Считаю, что тогда я сделала верный выбор.