19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Телемедицина и нарушения при оказании медицинской помощи

Мировой опыт показал, что в условиях пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений телемедицина сыграла значимую роль в общении врача и пациента.

В Китае во время пика заболеваемости количество посещений телемедицинского приложения Ping An Good Doctor достигло 1 млрд. С конца марта по конец мая 2020 г. бесплатным телемедицинским сервисом "Доктор рядом" и "ВЭБ РФ" воспользовалось более 60 тыс. россиян, Департамент здравоохранения Москвы открыл свой Центр телемедицины, о запуске совместных проектов в телемедицине объявили "Яндекс" и оператор сервиса вызова врачей на дом "Doc+" — компания "Новая медицина". В целом услуги телемедицины становятся сервисной составляющей продуктов различных страховых компаний.

Вебинар "TELEMEDICINE. Временный тренд или формула будущего" — это совместный проект технопарка "Сколково" и Евразийского ортопедического форума, в ходе которого специалисты обсудили, что представляет из себя современный рынок онлайн–медицины, какие виды услуг существуют, какие направления наиболее популярны и востребованы.

Телемедицина как любое явление имеет и преимущества, и ряд пока еще не решенных вопросов. Понятие "телемедицина", а точнее оказание медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий, появилось в российском правовом поле в 2017 г., когда были внесены изменения в Федеральный закон РФ №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и отредактирован Федеральный закон РФ №242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья".

Один из основных документов — приказ Минздрава РФ от 30.11.17 №965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий".

Приказом установлены требования к медицинским организациям при оказании медпомощи с применением телемедицины:

  • наличие необходимого помещения, средств связи и оборудования;
  • привлечение медработников из числа сотрудников консультирующей медицинской организации;
  • регистрация медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций ЕГИС в сфере здравоохранения, оформление протокола/заключения, обеспечение дистанционного доступа к данным по окончании консультации и др.

По мнению Алексея Николаева, адвоката, руководителя корпоративной и страховой практик АБ "Адвокатская группа ОНЕГИН", не все перечисленные требования выполнимы. К примеру, существует проблема идентификации пациентов, а пациенты не знают, внесен ли врач или медицинская организация в требуемые для такой деятельности реестры. Многие медорганизации медицинскую услугу пытаются перенести в формат информационной, что в корне неверно.

НиколаевАлексей

Адвокат рассказал об эксперименте, в ходе которого 16 пациентов обратились в медицинские организации Санкт–Петербурга за помощью в телемедицинском формате. В результате не все медицинские организации оформили обращение пациента соответствующим образом, не все заключили договор, не все предложили информированное согласие; часть организаций, получая деньги от пациентов, оказывали не медицинские, а виртуальные услуги, которые не были надлежащим образом оформлены. В ходе эксперимента 52% медицинских организаций, оказывающих телемедицинские услуги, ставили диагнозы, 56% — назначали лечение, хотя в законодательстве предусмотрено, что первичная консультация должна проводиться не в рамках телемедицинской услуги. Один врач даже выслал рецепт пациенту по электронной почте. "Были и организации, которые пытались соблюсти все требования законодательства: не ставили диагноз, не назначали лечение… Парадокс в том, что в таком случае пациенты остались крайне недовольными. Более 70% медицинских организаций советовали очную консультацию и назначали обследования. Соблюдая законодательство, медорганизации приходят к тому, что пациентам телемедицинские услуги становятся не интересны", — отметил Николаев. Он также добавил, что бесплатные консультации были оценены пациентами как более худшие, чем платные (стоимость виртуального приема варьировалась от 400 до 4 тыс. руб.).

В соответствии с законодательством телемедицинская консультация завершается в момент направления пациенту заключения. Часть пациентов — участников эксперимента не получила никакого протокола с заключением, что является нарушением.

По словам адвоката, грань между повторной и первичной консультациями размывается и нивелируется, и это на фоне коронавирусных ограничений, когда во многих регионах первичная медицинская помощь была недоступна, люди не могли попасть в поликлиники и стационары.

Алексей Николаев уверен, что неурегулированные до конца законодательные вопросы также дают повод для исков, из-за чего крупные федеральные медицинские центры не спешат внедрять в свою практику телемедицину. К тому же нехватку специалистов первичного звена и проблемы в организации здравоохранения оказанием телемедицинских услуг не решить.

С тем, что телемедицина могла бы быть эффективнее, если бы не ряд ограничений на законодательном уровне, и что пора сделать несколько шагов по либерализации закона, согласен Денис Швецов, генеральный директор телемедицинского сервиса "Доктор рядом".

ШвецовДенис

"Услуга пользуется спросом, ситуация с коронавирусом пошла на пользу телемедицинским консультациям. Количество обращений во всем мире выросло более чем на 50%. Россия не исключение", — сказал Швецов.

Генеральный директор сервиса "Доктор рядом" напомнил, что в период пандемии консультации были бесплатными, доступ у пациентов был не только к дежурным врачам, но и к 12 узким специалистам (70%). В день проводилось более 3 тыс. консультаций. Среди пациентов в возрасте от 25 до 50 лет было 79% женщин и 21% мужчин, около 80% обращений было из регионов.

Острая фаза пандемии позади, но спрос на телемедицинские консультации остается высоким, отметил Денис Швецов. Сервис предоставил технологическую платформу нескольким сотням клиник для оказания телемедицинских услуг, а сейчас запускает систему контроля качества оказываемой медицинской помощи. Спикер отметил, что решение врачей по результатам обращения можно разделить на два типа: снять напряженность у пациента (проблема не требует срочности) или мотивировать пациента вызывать скорую помощь.

Евгений Ковалев, руководитель проектов АО "Согаз", уверен, что телемедицина сможет качественно переломить устоявшиеся бытовые привычки россиян, которые склонны обращаться к врачу в последний момент.

КовалевЕвгений

"Врач в смартфоне условно позволяет это сделать легче, быстро и доступно, но пока телемедицина массово недоступна пациентам из дальних регионов", — отметил он. Представитель страховой компании также за либерализацию законодательства и снижение стоимости затрат медицинских организаций на внедрение информационных технологий. И еще важно, чтобы врачи учились работать с пациентом дистанционно, приобретать, по выражению спикера, свой цифровой стиль.

Современные цифровые технологии и тот самый искусственный интеллект если и не заменят врача или лаборанта в ближайшие 5–10 лет, то на их работу точно серьезно повлияют.

Анна Мещерякова, глава компании "Третье мнение", не сомневается: искусственный интеллект (ИИ) в медицине — это уже наше настоящее.

МещеряковаАнна

Инвестиции в теле-медстартапы в 2019 г. составили 220 млн долл., в 2020 г. уже 778 млн долл. Компания разрабатывает удаленные сервисы для анализа медицинских данных в виде изображений, видеопотоков и пр. Например, ИИ позволяет автоматически за минуты находить патологии на рентгеновских снимках, показывать их врачам, тем самым позволяя сократить рутинную нагрузку на специалистов и быстрее ставить диагноз. Она упомянула, что в Индии пациенты могут ждать расшифровки снимков до двух месяцев.

"Машина работает точнее, ее ошибки предсказуемы. Не исключено, что в перспективе 5+ лет, можно говорить, что ИИ сможет ставить диагнозы и назначать лечение", — сказала Анна Мещерякова.

Участники вебинара подчеркнули, что медицинская помощь и телемедицинские услуги, сервисы искусственного интеллекта важно сделать доступными для пациента независимо от его географической локации. Также прозвучала мысль, что, хотя врачебное сообщество еще не готово ни ментально, ни технологически к массовому внедрению телемедицинских услуг, за телемедициной будущее. Доктор в смартфоне — это уже не эксклюзив, а необходимость.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Медицинские кадры: как сохранить доступное лечение

Национальное здравоохранение испытывает колоссальный кадровый голод. Сегодня стране не хватает врачей, фельдшеров, медицинских сестер.

Как повысить доступность АРВ-терапии

В марте к министру здравоохранения М.А. Мурашко и главе ФМБА В.И. Скворцовой обратились участники "Пациентского контроля" — движения, защищающего интересы пациентов с ВИЧ и иными серьезными заболеваниями.

Минздрав отчитался и наметил перспективы

Министр здравоохранения М.А. Мурашко на минувшей неделе отчитался перед депутатами Комитета по охране здоровья Государственной думы, рассказав о результатах и направлениях работы, в том числе в сфере фармацевтической помощи.

Службу "03" нужно срочно спасать

"Скорая помощь" задыхается от нехватки кадров. Решить эту проблему предложено посредством организационных мер, а именно — уточнения профстандарта для врача скорой медпомощи. Проект соответствующего документа подготовил Минтруд.

Дополнение перечней лекарств одобрено Минздравом

На заседании специальной комиссии МЗ РФ по вопросам составления ключевых списков лекпрепаратов одобрено предложение дать статус ЖНВЛП всем заявленным наименованиям. Некоторые препараты для лечения пациентов с рассеянным склерозом — дивозилимаб (в форме концентрата) и сампэгинтерферон бета-1а (в виде раствора) — предложено внести в состав списка "четырнадцати нозологий".

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция