Респонденты отмечали широкий ассортимент, просторный торговый зал, удобную выкладку товара, круглосуточный график работы и особенно — высокий профессионализм первостольников. Сегодня МА беседует с заведующей аптекой Юлией Владимировной Ладохиной.
Юлия Владимировна, расскажите о своем пути в фармацию.
— Я окончила медицинское училище при Главном военном клиническом госпитале им. Н.Н. Бурденко по специальности "Сестринское дело", а затем Первый МГМУ им. И.М. Сеченова по специальности "Фармация". Я рада, что мне удалось получить две профессии, сегодня опыт среднего специального образования очень помогает мне в работе. В течение года я трудилась в реанимации, а с 2006 г. начала работать в аптеке. Сначала фармацевтом, провизором, затем заместителем заведующей аптекой, потом сама стала заведующей. В ООО "Аптека "Мелисса" я работаю с октября прошлого года, а на предыдущем месте проработала 10 лет.
Предпочитаю именно частные аптеки и объясню почему. На мой взгляд, в них больше объем работы, необходимо быть гибким, уметь самостоятельно принимать решения, а в сети практически все за тебя решает руководство — головной офис. Мне нравится проявлять инициативу, творчески подходить к каждому вопросу. В нашей аптеке приветствуют любые новые идеи, от оформления торгового зала до маркетинговых разработок, связанных с акциями или скидками. Именно это мне очень нравится!
Что, по Вашему мнению, определяет успех аптечного предприятия?
— Я считаю, что удачное месторасположение — это 80% успеха аптеки. Но главное — это персонал и профессиональное обслуживание. Наши работники первого стола всегда дают грамотные советы, умеют найти индивидуальный подход к посетителю!
Аптека открыла свои двери для посетителей совсем недавно – в августе 2015 г., но успела за это время завоевать доверие населения. Что, собственно, подтвердил и опрос, проводимый вашей газетой.
Познакомьте, пожалуйста, со своим коллективом.
— У нас собрались инициативные люди, любящие свою профессию, последнее, считаю, обязательно для фармацевта. В аптеке трудятся прекрасные провизоры — Зарема Игнатьевна Етдзаева, Наталья Вячеславовна Егорова, которая также работает операционной медсестрой в детской больнице. Мария Витальевна Розова — провизор с опытом работы заведующей аптекой, она всегда с удовольствием передает свои знания молодым коллегам! Мы не боимся принимать на работу и молодых специалистов. Например, мой заместитель Ольга Валерьевна Слепова прогрессирует буквально на глазах.
Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать первостольник?
— Прежде всего, это, кроме глубокого знания профессии, конечно, сострадание, терпение, умение избежать конфликта, желание помочь.
А насколько сложно сейчас выжить самостоятельной аптеке?
— Безусловно, самостоятельной аптеке выжить непросто. Но, как я уже отмечала, мы умеем быть гибкими как с посетителями, так и с дистрибуторами. Плюс самостоятельной аптеки еще и в том, что я всегда могу гарантировать быстрые сроки доставки препарата. У нас сплоченный коллектив, мы стараемся быть ближе друг другу и делать все для того, чтобы аптека развивалась.
Предоставляет ли аптека дополнительные услуги?
— Конечно. Недавно в нашей аптеке можно было получить консультацию терапевта, о чем мы заранее информировали своих клиентов. Люди приходили к нам измерить давление, узнать уровень холестерина, глюкозы.
Также у нас можно приобрести цитамины. Это очень интересное направление, поэтому мы приглашали специалиста, который проверял содержание аминокислот в организме посетителей и давал рекомендации, на какие органы нужно обратить внимание.
Приезжают к нам и консультанты по косметике, изделиям медицинского назначения, парафармации.
Сейчас вот у нас проходит интересная акция — при наличии удостоверения пенсионерам и инвалидам в дополнение к "Социальной карте москвича" предоставляется 5%–ная скидка.
Немаловажен и тот факт, что аптека работает круглосуточно, и является единственной в микрорайоне с таким графиком работы.
Чем запомнился Вам 2016 год? Что считаете основными проблемами фармдеятельности, которые перейдут и в год 2017–й, и как планируете с ними справляться?
— Думаю, что проблемы остались прежними, их много, начиная с формулировки наших законодательных актов. Огромной проблемой является конкуренция. Невероятно трудно конкурировать с дискаунтерами, приходится привлекать посетителей грамотными консультациями и прекрасным отношением. Я общаюсь с медицинскими представителями и руководителями аптечных предприятий, и многие отмечают, что сейчас период затишья. Обычно в апреле и сентябре в аптеках начинается сезон, который нарастает к декабрю, а сейчас такой тенденции нет. Но на удивление, лето в этом году было стабильно хорошим.
Актуальной остается проблема импортозамещения. Фармацевты стараются объяснять людям, что все не так страшно и можно покупать более дешевые лекарства, есть очень хорошие дженерики, но не все готовы лояльно воспринимать такую информацию. Конечно, если человек покупал оригинальный препарат за 3000 руб., а мы предлагаем за 500, трудно быстро перестроиться и оценить все "за" и "против". Повторюсь, я не вижу ничего страшного в замене препаратов, может быть, это даже к лучшему. К ценообразованию я тоже отношусь очень гибко, слежу за работой конкурентов. У нас много постоянных клиентов, которые приходят только в нашу аптеку, и, тем не менее, многие аптечные предприятия сейчас отмечают низкую покупательную способность населения. Думаю, эта проблема перейдет и в 2017 г.
Если говорить о нас, очень хотелось бы развиваться и наращивать обороты. В перспективе мы хотим открыть еще несколько аптек, а что из этого получится, покажет время!
Контролирующие органы в 2015 г. получили новые полномочия. Как, на Ваш взгляд, это отразилось на проверках аптечных предприятий?
— Мне кажется, сейчас очень важно обратить внимание на законы, у нас в документе один абзац противоречит другому. Существует проблема взаимосвязи между аптекой и контролирующими органами, плохо прописанный закон и отсутствие методических рекомендаций. Недавно на вебинаре, в котором я принимала участие, речь шла о том, что одну из аптек оштрафовали на 40 000 руб. только за то, что на карантинной зоне не было надписи формата А4. Конечно, в Москве ситуация не такая, как в регионах. Недавно я читала пресс–релиз Росздравнадзора, в котором как раз шла речь о разработке методических рекомендаций. Аптеке нужно помочь исполнить то, что хочет от нее государство. И я надеюсь, что так будет на самом деле. Очень хочется работать в аптеке, но когда ты понимаешь, что штрафы доходят до миллиона… Поэтому, если законодательство будет ориентировано на помощь, все будут только "за"!
Что нового привнес 2016 год в сотрудничество с производителями и дистрибуторами?
— В принципе, все осталось по–прежнему. Конечно, мы зарабатываем свой авторитет своевременными платежами, хорошей работой, обратной связью, что тоже немаловажно! Я считаю, что нужно звонить, разговаривать, договариваться, встречаться с производителями и дистрибуторами, если есть такая возможность, и вместе обговаривать ситуацию!
Что помогает Вам сохранить рентабельность вопреки кризису? Изменился ли ассортимент?
— У нас пользуются спросом сезонные препараты, очень хорошо идет парафармацевтика. Если нужны какие-то редкие лекарства, берем их под заказ. К сожалению, сейчас нам приходится снижать ассортимент, но я надеюсь, что все это временно! В нынешней ситуации мы уделяем внимание допродажам, акциям, привлекаем покупателей различными способами. Мы стараемся не повышать наценку и как можно больше работать с населением. Если первостольник грамотно работает с посетителями, конфликтных ситуаций в аптеке практически не бывает! У нас много постоянных клиентов, которые приходят только в нашу аптеку. И нам очень хотелось бы, чтобы люди оставались в хорошем расположении духа, а ситуация в стране стабилизировалась!
Чего ждать аптеке в 2017 году?
— Все аптеки уже смирились с регулированием цен на ЖНВЛП, и, как я слышала, в следующем году не будет пересматриваться сама техника ценообразования. Возможно, будет отменена регулировка цен на препараты стоимостью до 50 руб. Как я понимаю, фармпроизводители уже уходят в убыток из–за этих препаратов. Но наступающий год Петуха должен быть очень ярким… Петух — это птица, которая оповещает нас о наступлении рассвета, нового дня, и я очень надеюсь, что в следующем году и в аптечный бизнес он принесет что-то новое.
К чему, на Ваш взгляд, приведет переход на аккредитацию выпускников фармацевтических вузов?
— Насколько я знаю, система, которую хотят внедрить, работает в нашей стране среди сотрудников дошкольных и школьных учреждений. У них есть баллы, они должны печататься в газетах, ездить на курсы повышения квалификации. Это то же самое портфолио. Мы всегда относимся с опаской к чему–то новому, и в этом случае опять же нужны методические рекомендации, люди должны понимать, что от них требуют. Я думаю, что все новое — это развитие, наша жизнь меняется и не стоит бояться двигаться вперед! Информация никогда не бывает лишней, а специалисты должны быть заинтересованы в обучении, тем более, в нашей профессии.
Я очень люблю участвовать в различных семинарах, посещать лекции. Например, компания "Катрен" разработала онлайн–консультации, из которых мы узнаем для себя много нового. Также я являюсь участником различных фармацевтических форумов, общаюсь с заведующими других аптечных предприятий, даже в свои выходные, мне все интересно! Если меня заинтересовала какая-то лекция, то изыщу любые возможности, чтобы ее посетить. Думаю, что знания первостольников нужно постоянно развивать и внедрять в практику технику общения. Когда молодые специалисты приходят в аптеку, они знают препараты, а всему остальному приходится учиться с нуля. Может быть, именно аккредитация поправит пробелы.
Ваши пожелания коллегам в преддверии Нового года.
— Прежде всего, хотелось бы пожелать всем здоровья, терпения, хорошего настроения и… посетителей! Как мы всегда говорим, пусть приходят в аптеку за косметикой и витаминами! А молодым первостольникам — учиться, учиться и еще раз учиться, не бояться набираться опыта, прислушиваться к старшим коллегам и как можно больше практиковаться! Мы в коллективе постоянно учимся даже друг у друга, взаимосвязь присутствует постоянно! Даже когда мы делимся какими–то личными проблемами, мы становимся ближе, нам легче разговаривать и работать вместе.