Сегодня для жителей микрорайона с успехом работает аптечный пункт ООО "Фармапарк". Несмотря на кажущуюся удаленность от метро и других многолюдных мест, он уверенно занял свою нишу в аптечном бизнесе.
О том, как небольшому аптечному предприятию удалось добиться столь заметных успехов, рассказывает его заведующая — специалист, к мнению которого прислушиваются многие посетители из числа местных жителей, — Анастасия Валькитина.
Анастасия Михайловна, откуда возникла идея названия "Фармапарк"?
— С самого начала работы аптеки, а было это около четырех лет назад, было принято решение создать и собственный сайт с возможностью интернет–заказа. Название подбиралось легкое и звучное, чтобы запоминалось, и его можно было быстро найти в Интернете.
Познакомьте со своим коллективом.
— У нас небольшой, дружный коллектив, который возглавляет прекрасный генеральный директор, провизор по специальности — Юлия Кирилловна Ширяева, выпускница ММА им. И.М. Сеченова. После окончания вуза она занималась наукой, работала в лаборатории в кардиоцентре, затем — в одном из аптечных учреждений. Потом, набравшись опыта, смелости, с верой в себя решила создать свой бизнес. Не так давно в аптеку пришла работать фармацевт Мария Коршунова, помимо специальности медсестры, она получила фармацевтическое образование. Все мы прекрасно находим общий язык.
Как Вы сами пришли в фармацию?
— Я, можно сказать, потомственный фармацевт — моя мама в свое время тоже получила эту специальность — окончила знаменитое Московское фармучилище №10. Отработав год в одной из аптек в районе Беляево, потом в течение восьми лет трудилась в аптеке "Столица Медикал". Там я получила колоссальный опыт — аптека была большой, с огромным ассортиментом, и у нас работала служба доставки. После этого работала и в должности администратора, и заместителем заведующей.
В аптечный пункт "Фармапарк" пришла работать заведующей в 2016 г., делаю заказ, веду приемку, разбираю товар, могу сама стоять за первым столом. Я очень это все люблю. Очень важно в жизни заниматься любимым делом. Мне здесь очень комфортно работать.
Работник аптеки должен постоянно развиваться, чтобы быть в курсе изменений, происходящих на фармрынке. Помимо самостоятельного изучения документов, новинок лекарственного ассортимента, состою в группе "Смартфарма", где мы обсуждаем информацию о нормативной документации, лекарственных средствах, инновациях, различных исследованиях, т.е. стараюсь быть в курсе событий, которые происходят на фармацевтическом рынке, чтобы всегда дать грамотный и квалифицированный совет.
Много идет обсуждений по поводу профессионализма аптечных работников в контексте нехватки знаний у молодых фармацевтов. Что Вы на это скажете?
— К сожалению, наша профессия исчезает, пропадает преемственность. Большинство выпускников фармфакультетов стараются найти себе место в офисах фармацевтических компаний. Я не против этого, просто обидно, когда люди получают фармацевтическое образование и не понимают, для чего они приходят работать в аптеку, где главное — помогать людям!
Некоторые первостольники не знают об условиях хранения препаратов, не понимают, зачем читать приказы, как грамотно общаться с посетителями. А ведь даже рекомендация безрецептурного препарата — это ответственность. Если мы что–то предлагаем, это наша позиция и наше восприятие ассортимента. К нам приходят за информацией.
А какую дополнительную информацию Вы стараетесь предоставить посетителям?
— Например, очень часто люди пользуются гормональными мазями, не понимая, что по незнанию наносят себе вред. К сожалению, многие из этих препаратов стали безрецептурными. Люди читают в Интернете, что мазями можно лечить даже грибковые инфекции, наносят на лицо, не задумываясь о последствиях. Я наблюдаю за нашими постоянными посетителями, слежу за их реакцией на тот или иной препарат. Можно сказать, наблюдаю за причинно-следственной связью. Предупреждать посетителя о рисках — наша прямая обязанность.
Люди понимают, когда к ним относятся по–человечески, они ценят возможность получить грамотную консультацию и приобрести у нас качественные препараты.
Значит, с самолечением приходится сталкиваться постоянно?
— Да, и это самое плохое, что может быть. Поэтому я всегда стараюсь объяснить, какие могут быть последствия от неконтролируемого приема лекарств, ведь мы последний бастион на пути к самолечению и должны предупреждать о его последствиях.
Также мы стараемся говорить о том, что нельзя увлекаться длительным приемом препаратов, даже безрецептурных, не говоря уже об антибиотиках. Бывает, спрашивают капли для глаз, носа, препараты для лечения давления, и в этом случае я объясняю, что необходимо обратиться в поликлинику. Не так давно была пандемия пневмококка, и я сразу говорила о том, что нужно в первую очередь сдать кровь на анализ, обратиться в кабинет экстренной помощи.
Удается убедить посетителя?
— Да, могу сказать, что люди прислушиваются. В основном к нам приходят жители района, многие из них — преклонного возраста. Мы давно знаем своих постоянных посетителей, помним, какие препараты они принимают и от чего, предугадываем различные ситуации.
Например, иногда пенсионеры забывают предъявить социальную карту, и приходится им об этом напоминать. Часто можно услышать: "Мы приходим к вам как домой, как к другу, сестре, подруге", — для нас это очень ценно.
Думаю, мы стали такой домашней аптекой, как, помните, в сериале "Дежурная аптека" — к нам приходят все "свои". У нас в аптеке своя специфика и своя атмосфера.
Бывают случаи, когда посетители просят что–то объяснить в инструкции по применению?
— Просят, и довольно часто. Обычно инструкции на известные препараты я знаю наизусть, но время от времени обязательно нужно их перечитывать. Информация в инструкциях может изменяться, иногда меняется способ применения, иногда состав. На ум сразу приходит препарат от кашля "Эреспал", который когда–то включал в состав солодку, затем ее убрали, а через какое–то время и сам препарат вообще сняли с производства из–за опасности возникновения аритмии. Это исследование провела фирма–производитель. И такие случаи не редкость.
Значит, фармацевт не может заменить врача, хотя бы отчасти?
— Фармацевт должен выполнять только свои обязанности. Меня радует, что Министерство здравоохранения занялось этим вопросом, переведя некоторые препараты в рецептурно–учетный отпуск. Нельзя забывать о том, что лечение должно быть комплексным, у препаратов есть противопоказания и очень важно учитывать их совместимость.
Для нас важно, чтобы врачи выписывали рецепты, т.к. это возлагает ответственность на них. Некоторые препараты должны назначаться только врачом, и он не должен перекладывать ответственность на фармацевта.
В связи с ситуацией, которая сложилась на фармацевтическом рынке, специалисты аптек выходят за рамки своих знаний. Мы понимаем, какие схемы лечения назначают врачи, и в некоторых ситуациях можем что–то посоветовать, опять же, речь идет только о безрецептурных препаратах.
Например, в Европе есть сотрудник, который отпускает препараты, а есть тот, который консультирует.
Наверное, лично я выхожу за рамки фармацевтических знаний, благодаря своему опыту и пытливому уму. Если чего–то не знаю, обязательно найду информацию, открою все источники и сделаю самостоятельный вывод. Тем не менее в серьезных ситуациях только врач может назначить препарат по результатам обследований.
И еще. Бывают случаи, когда врачи скорой помощи приезжают к детям и не выписывают рецепты. Этим они ставят нас перед выбором — не дать препарат и нарушить закон, либо помочь? Фармацевты не должны стоять перед таким выбором!
Как формируется ассортимент?
— В нашем ассортименте в основном только те препараты и сопутствующие товары, которые востребованы. Лекарства, которых не оказалось в наличии, можно заказать на сайте или по телефону и получить их в аптеке уже на следующий день. Мы обязательно информируем человека о том, что заказ поступил в аптеку, если возникают накладки, которые произошли не по нашей вине, обзваниваем клиентов.
Кроме того, цены на такие препараты ниже, таким образом мы стараемся привлечь больше посетителей на сайт.
Что пользуется спросом?
— Наверное, как и везде, препараты для лечения сердечно–сосудистой системы, суставов, ЖКТ и витамины… Регулярно пользуются спросом лекарства для восстановления печени. Также нужно максимально поддерживать организм в периоды смены сезонов.
К сожалению, я встречаю много противоречивых мнений о том, нужно ли пить витамины или витаминно–минеральные комплексы. По моему мнению, витамины нужны, их в организме всегда нехватка, потому невозможно только из пищи извлечь нужное количество. А из–за нехватки витаминов и минералов возникают проблемы с кожей и волосами, быстрая утомляемость и др.
Может быть, нежелание покупать витамины связано со снижением покупательской способности в целом?
— По моему мнению, сейчас мы не наблюдаем активного спада потребительской способности, скорее, наоборот, ситуация стабилизируется. А вот в прошлом году ситуация действительно была сложной.
Мы предлагаем нашим посетителям свободу выбора. В аптеке пользуются спросом как оригинальные препараты, так и аналоги, как импортные, так и отечественные лекарственные средства.
Несмотря на сложные времена, люди стремятся приобрести хороший, качественный препарат, и мы всегда готовы помочь им определиться с выбором.
Как Вы относитесь к тому, что определенная часть аптечного ассортимента может отойти в торговый ритейл?
— Категорически против. Другого вы не услышите, думаю, ни от кого из аптекарей.
Множество серьезных препаратов выведено из списков рецептурных, однако имеют противопоказания и могут быть опасны при передозировке. В супермаркетах все они будут доступны детям. Да и взрослые частенько злоупотребляют теми же обезболивающими, откладывая визит к врачу. Не осознают, какой наносят вред своему организму. Поэтому я считаю, что лекарства должны отпускаться только из рук фармацевта.
Тема разрешения дистанционной торговли и доставки лекарств Вам близка?
— Думаю, в недалеком будущем заказы будут осуществляться через Интернет, но в этом случае все рецепты должны быть в электронном виде, иначе от инноваций мы вернемся к "веку бумаг". Компьютерная программа в аптеке и поликлинике должна стать единой. Например, я сканирую штрихкод и вижу, какие препараты назначены пациенту. Также должна работать и доставка.
Рецепты, выписанные на бумаге, уже устарели, должна появиться новая, электронная версия. Это упростит приобретение препаратов, начиная от производителя и заканчивая врачом и фармацевтом. На каждую продажу будет электронная версия рецепта, все станет совершенно прозрачно, просто должна быть выстроена правильная система.
Насколько сложно выжить самостоятельной аптеке?
— Если бы рядом находилась большая сеть, нам было бы очень трудно выжить. Однако наше месторасположение по соседству с супермаркетом обеспечивает неплохую проходимость. Но, главное, конечно же, это репутация и доверие местных жителей. За счет этого мы и существуем.
По моему мнению, аптеки обязательно должны находиться на определенном расстоянии друг от друга, это будет помогать выжить малому бизнесу. И государство должно обратить внимание на эту проблему, решить ее на регуляторном уровне.
Мы работаем честно. Не секрет, что иногда некоторые аптечные сети "продвигают" препараты. Но хочу подчеркнуть, что за принятие данных решений ответственность должно нести руководство. Лавировать между своей выгодой и здоровьем клиента неправильно. Во многих сетевых аптеках агрессивный маркетинг, который приводит к потере доверия к аптеке. Поэтому я очень рада, что у нас сложилась совершенно иная атмосфера.
Аптека будущего. Какой Вы ее видите?
— Думаю, многое уйдет в интернет–аптеки, тем не менее обычные аптеки тоже будут иметь право на существование — никуда не исчезнут. Возможно, кроме лекарственных средств будет на витринах больше косметики и парафармации.
Самой главной всегда будет работа специалиста. Важно четко осознавать, что фармация — это не для зарабатывания денег, наша профессия, в первую очередь, — это призвание. Если каждый специалист будет относиться к своей работе, как к призванию, с энтузиазмом — все будет замечательно.
Россию всегда спасали энтузиасты, и я искренне верю в них!