08.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
08.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Фармрынок // Фармаконадзор

Увлечение заботой о здоровье превращается в тренд

Мобильные приложения уже помогают желающим заниматься спортом, соблюдать диеты, записываться к врачу, а теперь еще и не пропускать прием лекарств и даже фиксировать побочные действия при приеме препаратов.

Сервис для контроля здоровья ONDOC сообщил о создании платформы для клинических исследований. С конца августа текущего года он собирает результаты о приеме препаратов и формирует автоматические отчеты по ним. Обновленный раздел "Лекарства" в бесплатном мобильном приложении ONDOC помогает контролировать ход лечения и обеспечивает фармкомпании digital–площадкой для проведения клинических исследований. Приложением сегодня пользуются 80 тыс. человек и более 480 клиник из разных регионов России: от Карелии до Дальнего Востока.

ONDOC — бесплатный сервис для контроля здоровья, интегрированный с клиниками, — стал лучшим медицинским сервисом на конкурсе "Золотой сайт" в 2015–м, вошел в тройку финалистов Всероссийской премии "Стартап года — 2016" и занял третье место на конкурсе "Золотое приложение" в 2016–м.

Сервис помогает пользователям выполнить рекомендации врача. Их не всегда легко запомнить, записи можно потерять, а электронному варианту хранения данных отдает предпочтение все больше людей. Помимо создания курсов приема лекарств с любыми интервалами пользователям приходят напоминания о приеме по email, push или СМС. Это позволяет сделать курс лечения более эффективным — без пропусков, без произвольного сочетания лекарств и продуктов питания и т.д.

Сбор отчетов по курсам приема лекарств и побочным действиям поможет пациентам и, прежде всего, врачам и фармкомпаниям контролировать безопасность применения лекарственных препаратов, собирать статистику о нежелательных реакциях и побочных действиях препаратов. Разработчики сервиса ONDOC напоминают, что пользователи могут фиксировать побочные действия и оставлять комментарии по приему препаратов (кружилась готова, тошнило, повысилось давление и пр.). В сервисе автоматически формируются отчеты о приеме препаратов со всей статистикой, нарушениями курсов приема или пропусками. Это позволяет использовать ONDOC как ИТ–платформу для сбора статистики и решать множество проблем в многоцентровых фармакологических исследованиях.

Именно на сообщения о нежелательных реакциях (явлениях) и побочных действиях, полученные от практикующего врача, опираются сегодня фармкомпании при проведении клинических исследований, а также при мониторинге обращения препаратов на рынке после их регистрации. Сейчас во время клинических исследований несерьезные явления становятся известными при осуществлении мониторинговых визитов. Если же врач считает, что нежелательная реакция серьезная, он обязан в течение 24 час. после получения сведений сообщить в компанию – производителя препарата.

"Врачи знают, что и как у пациента спросить, чтобы он и про прием честно рассказал, и о побочных действиях. Кроме того, обычно при заполнении форм сообщений о нежелательном явлении фармкомпании предлагают врачам отметить свое мнение о связи этого явления с приемом исследуемого препарата. Нередки случаи, когда побочные действия были симптомами основного или сопутствующего заболевания и не имели связи с исследуемым препаратом", — говорит Анна Иванова,ведущий специалист отдела клинических исследований МБ НПК "Цитомед". Специалист считает, что данные, которые фиксируются сервисом ONDOC, например, графики показателей давления, могут пригодиться при проведении клинического исследования, особенно при сравнительном анализе с отчетами пациентов о приеме лекарств. И это подтверждает полезность сервиса для фармкомпаний.

Необходимость поддержки пациентов при лечении препаратами назрела давно.

По оценке ВОЗ, более половины всех лекарственных средств неправильно назначаются, отпускаются или продаются, а половина всех пациентов, получающих лекарственные средства, неправильно принимают их. Пациенты не соблюдают режим приема, точные сроки, путают или используют неверные дозировки, неверно сочетают лекарства с едой. Это сильно меняет качество лечения, релевантность клинических исследований, а также может нанести серьезный вред здоровью. Сбор отчетов о приеме лекарственных препаратов, о побочных действиях — долгий и слабо автоматизированный процесс, уверен Александр Константинов,генеральный директор ONDOC. Он рассказал МА, каким образом информационные технологии могут стать качественным инструментом для клинических испытаний.

Константинов_Ондок

Александр, приложение рассчитано все-таки на продвинутую аудиторию: пациенты и телефон Apple имеют, и ходят в частные клиники, не так ли?
— ONDOC для тех, кто заинтересован в заботе о своем здоровье. Около 55% пользователей — мужчины, 45% — женщины. 79% старше 24 лет, около 10% в возрасте 50–60 лет: кто–то из них хранит данные мониторинга давления, кто-то следит за уровнем холестерина и другими показателями. Среди аудитории ONDOC много миллениалов, т.е. представителей нового поколения, родившихся в конце 1980-х гг. и выросших в эпоху глобализации, они привыкли доверять устройствам хранение важных данных. Они не вклеивают фотографии в фотоальбом и давно не пишут на бумаге — все хранится на смартфоне, жестких дисках или в "облаке". Эти люди ценят свое время и не экономят на здоровье.

Пользователи сервиса посещают частные клиники. И это не обязательно точечные посещения конкретного специалиста, это чек–апы, обследования, диспансеризация по полисам ОМС и ДМС. Частные клиники работают со страховыми компаниями уже не первый год. Мы также запустили приложение на базе Android, значительно расширив аудиторию своего приложения. У нас есть личный кабинет на сайте ondoc.me, в котором работает весь функционал. Им могут пользоваться все, даже те, у кого нет смартфона.

Предполагаю, что и препараты таким пациентам выписывают из недешевой ценовой категории. Есть какая–то статистика?
— Ценовой статистики по рецептам врачей из частных клиник у нас нет. Но исследование через ИТ–платформу может проводиться для любого лекарства, от того, какой смартфон у участника исследования, цена назначаемых ему лекарств не зависит. Вот как это происходит. Фармкомпания, начиная клиническое исследование, обычно обращается в нужную ей клинику, врач в которой сам руководит процессом работы с пациентами. С ONDOC компании смогут автоматизировать этот процесс: отслеживать процесс клинических испытаний дистанционно, получать комплексные отчеты о приемах. Врач сможет подключать к ONDOC пациентов, контролировать процесс лечения удаленно в личном кабинете. А участники исследований — не пропускать прием и не забывать фиксировать воздействие препаратов. Даже вне фармакологических исследований сервис может помогать обычным пациентам улучшать качество лечения, потому что с нашим приложением очень трудно будет не принять препарат вовремя или не соблюсти прописанный курс.

Будет ли зависеть сбор отчетов по курсам приема препаратов от их ценовой категории?
— Ценовые категории лекарств могут быть разными. Если говорить о клинических испытаниях, существующая аудитория ONDOC — это не будущая клиническая группа для исследований. Участников подбирают сами производители и подключают их к сервису.

Если говорить об исследованиях препаратов, которые уже вышли на рынок и применяются в медицинской практике, то сам производитель должен быть заинтересован, чтобы принимающий лекарство регистрировался в ONDOC, подтверждал свое согласие на обработку отчетов фармкомпанией, пользовался напоминаниями о приеме и фиксировал побочные действия.

Взаимодействуете ли с Росздравнадзором в вопросе сбора данных о побочных действиях лекарств?
— Нет, пока мы этого не делаем. Это все-таки больше сфера взаимодействия врача и пациента, а фармкомпании доверяют врачу, который может обеспечить безопасное лечение.

Есть ли планы по расширению аудитории пользователей приложения?
— Как я уже сказал, мы выпустили приложение на платформе Android, а в России ее используют 76% владельцев мобильных устройств. Медицинские учреждения, которые работают с ONDOC, регулярно подключают своих пациентов к сервису — таким образом и посетители клиник становятся активными пользователями, переписываются с клиникой в чате, хранят результаты своих обследований, записываются на прием онлайн и получают напоминания о предстоящем визите. Фармкомпании, которые присоединятся к сервису, с помощью нашего сервиса расширят свою аудиторию для клинических испытаний.

Кто, по Вашим данным, заинтересован в сборе статистики о побочных действиях лекарств с помощью данного сервиса?
— В автоматическом сборе статистики о побочных действиях лекарств заинтересованы и врачи, и фармкомпании. Когда специалисты могут следить за процессом лечения онлайн, получать информацию о побочных действиях, они могут корректировать терапию. В фармкомпаниях даже сейчас сбор отчетов о приеме препаратов — долгий и слабо автоматизированный процесс. ONDOC — это среда для быстрой коммуникации между пациентом, клиникой и фармацевтической компанией, которая поможет контролировать безопасность препарата.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики фармаконадзор:
Система качества в аптечной организации

В современных условиях конкурентной борьбы и возрастающих требований потребителей к качеству лекарственных средств (ЛС) обеспечение высокого уровня качества продукции и услуг в аптечных организациях становится одной из ключевых задач.

 

Роль аптечного работника в системе фармаконадзора

На XX межрегиональной конференции «Актуальные проблемы обеспечения качества лекарственной и медицинской помощи» Кирилл Копейка, сотрудник Сеченовского университета, рассказал о значении провизоров и фармацевтов в системе фармаконадзора.

Брак не пройдет: как обеспечить качество лекарств

Фармотрасль в силу непосредственного влияния на здоровье человека и высокой социальной значимости всегда уделяла большое внимание качеству продукции. Так, в 2004 году в нашей стране появляется ГОСТ по производству и контролю качества препаратов, в 2009 году он обновляется.

Поддержать качество лекарств, несмотря ни на что

В текущей ситуации, когда возникли трудности с поставками импортного оборудования и сырья, обеспечивать надлежащее качество препаратов стало сложнее.

Контроль качества не прекращается ни на минуту

Вопросы качества ЛС и медизделий актуальны для фармотрасли всегда, однако прошлый год потребовал быстрого поиска новых подходов и оперативного принятия решений в данной области.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024