21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Визитная карточка

В фармации нужно постоянно совершенствоваться

Наличие аптек в шаговой доступности кажется нам чем-то само собой разумеющимся. Но иногда жизнь напоминает: так может быть не всегда. А возможность сохранить и укрепить здоровье в любые времена остается величайшей ценностью. Сегодня мы расскажем читателям о том, как работает аптечная организация, находящаяся в Луганской Народной Республике. Как, несмотря ни на что, она действует, развивается и продолжает оказывать фармацевтическую помощь. На вопросы «МА» отвечает Регина Леоненко, директор ООО «Ваше здоровье» (ЛНР).

Регина Васильевна, в 2024 году аптечной сети «Ваше здоровье» исполняется 8 лет. Как в далеком 2016 году родилась идея создать новую аптечную организацию?

— В те годы многие люди испытывали трудности с поиском нужных препаратов, особенно в небольших городах, поэтому первые пункты мы открыли в Свердловске и Антраците. Нашей задачей было создать такую аптечную сеть, которая бы решала проблему доступности лекарственных средств, предлагая широкий ассортимент по приемлемым ценам.

Наше здоровье2

Что оказалось самым важным на старте?

— Самое главное — это команда. К подбору специалистов и формированию коллектива всегда отношусь с огромным вниманием. Ведь в каждой аптеке необходимы профессионалы, которые разделяют наши ценности и стремятся оказывать качественную помощь нашим посетителям.

Особенно важной была и другая задача: найти надежных и проверенных поставщиков, чтобы гарантировать бесперебойные поставки нужных препаратов. Ведь в 2016 году многие опасались поставлять лекарства на нашу территорию. Очень благодарны всем тем, кто поддерживал нас, когда мы делали первые шаги в области фармации. Сегодня наша аптечная сеть — успешная организация, которой доверяют люди. И я горжусь тем, что мы смогли достичь такого результата.

Сколько аптечных точек в настоящее время действует в Вашей организации? В каких населенных пунктах они расположены?

— В Луганской Народной Республике работает 20 наших аптек. Тринадцать из них находятся в самом городе Луганске, две — в Свердловске, еще пять — в Алчевске, Антраците, Северодонецке, Станице Луганской.

В ближайшее время собираемся продолжить расширять наше присутствие. Новые точки откроем в городе Старобельск и нескольких небольших населенных пунктах. Ведь далеко не все аптечные сети хотели бы работать в маленьких поселках. Мы же хотим сделать лекарства более доступными, вне зависимости от того, где живут посетители.

НашеЗдоровье3

На Ваш взгляд, есть ли региональная специфика у фармацевтической помощи?

— Да, конечно, она есть почти в любой сфере, и фармация не исключение. Проявления региональной специфики можно увидеть во многих аспектах работы аптек. В промышленных городах наблюдается высокая концентрация населения. Она приводит к повышенному спросу на лекарственные препараты, а также к серьезной конкуренции между аптечными организациями. Вот почему здесь важно располагать аптеки в удобных местах, близко к жилым районам. И там, где проходят самые большие человеческие потоки.

В сельской местности не так много людей, как в республиканских, областных и даже районных центрах. Соответственно, спрос на лекарства на селе ниже. Поэтому нужно грамотно планировать ассортимент, избегать дефектуры и в то же время не допускать просрочек. Если же говорить именно о нашем регионе, то большое количество шахт накладывает свой особый отпечаток на здоровье людей и на их потребности в конкретных лекарственных препаратах. Несмотря на некоторые различия в работе аптек, зависящие от местоположения, подход к фармдеятельности все равно остается единым. Да, аптеки адаптируются к особенностям региона, но все же придерживаются общих правил. Независимо от района и вида населенного пункта мы обеспечиваем качественное консультирование пациентов по вопросам правильного приема назначенных врачом препаратов. Во всех наших аптеках удерживаем цены на доступном уровне и следим за тем, чтоб на полках всегда был разнообразный и актуальный ассортимент, полностью соответствующий запросам покупателей.

Какой ассортимент наиболее востребован посетителями сегодня?

— Наиболее востребованным среди посетителей ассортиментом всегда остаются витамины, обезболивающие средства и препараты для сердца и сосудов. Витамины принимают около 84% жителей нашей страны, поэтому, как мне кажется, их будут покупать всегда. Как и обезболивающие, которые находят свое место в каждом доме. На всякий случай. И это правильно: домашняя аптечка должна быть укомплектована в любые времена, даже при внешне благополучных обстоятельствах. Что уж говорить о препаратах для работы сердца, которые по состоянию здоровья есть у каждого второго человека старше пятидесяти лет.

Не забывают наши соотечественники и о нелекарственной аптечной продукции. Большой спрос наблюдается на биодобавки для укрепления иммунитета и, как ни странно, на всевозможные чаи.

Изменилась ли структура спроса после 2020 года?

 — Да, в ней произошли существенные перемены. Это результат воздействия различных факторов, включая недавнюю пандемию COVID-19. Покупатели стали более внимательны к вопросам профилактики заболеваний и к своему здоровью в целом, что отразилось на их потребностях в аптечных товарах. Ряд профилактических средств теперь приобретают чаще.

Начало 2020-х отмечено также нередким появлением лекарственной дефектуры. Что предпринимаете, чтобы предупреждать ее и максимально оперативно справляться с ней, когда она все-таки возникает?

 — Для предупреждения дефектуры лекарств мы внедрили строгий контроль над сроками годности и условиями хранения препаратов. Тщательно отслеживаем и остатки. Если дефектура все же появляется, мы стараемся оперативно пополнить ассортимент недостающими лекпрепаратами и делаем все возможное, чтобы таких ситуаций не возникало в дальнейшем.

Расскажите подробнее о структуре аптечного сегмента в ЛНР. Насколько широко представлены крупные сети? Что помогает небольшой аптечной организации всегда оставаться узнаваемой и успешной?

— Аптечный сегмент в ЛНР пока еще находится в стадии становления. Наблюдается достаточно высокая концентрация небольших аптек, работающих в частном порядке. Но, тем не менее, крупные сетевые компании начинают появляться и даже расширять свое присутствие в республике.

Оставаться успешной и узнаваемой небольшой аптечной организации помогает множество факторов. Это и лояльность посетителей, и расположение аптеки, и доступность цен, и активная реклама, и, конечно же, само качество работы.

Девиз нашей аптечной сети «Ваше здоровье — наша забота». Для нас это не просто слова. При приеме на работу говорю каждому сотруднику: «Относитесь ко всем клиентам так, как бы вы хотели, чтобы отнеслись к вашей маме или бабушке». И, вы знаете, этот подход работает.

В целом же успех небольшой аптеки в ЛНР зависит от ее способности адаптироваться к местным условиям, давать посетителям всегда качественное обслуживание и безостановочно совершенствоваться.

Ваш коллектив какой он? Что помогает, несмотря на все внешние обстоятельства, создавать комфортную атмосферу для сотрудников?

— Наш коллектив — дружный и отзывчивый. Мы ценим каждого специалиста и стремимся к тому, чтобы нашим сотрудникам было комфортно выполнять свои обязанности. Делаем все для того, чтобы поддерживать хорошую атмосферу и укреплять командный дух, проводим различные мероприятия, корпоративы, соревнования между аптеками. А под Новый год пишем письма Деду Морозу, и каждая аптека получает свои подарки. В основе создания комфортной атмосферы для нас — внимательное отношение к каждому сотруднику и его потребностям.

Какие профессиональные знания и человеческие качества считаете важными при приеме на работу провизоров и фармацевтов?

— На мой взгляд, специалисту, который хотел бы работать в аптеке на фармацевтической должности, особенно важны знания в области фармакологии и такие качества, как: умение работать с людьми; ответственность и внимательность к деталям; навык решений конфликтных ситуаций; готовность к обучению и совершенствованию профессиональных способностей.

Чтобы каждый сотрудник и организация в целом всегда могли выполнять работу на «отлично», руководителю важно следить за полнотой и актуальностью профессиональных знаний, регулярно проводить обучение специалистов, а также постоянно держать на контроле качество лекарств.

НашеЗдоровье

На что обращаете внимание в процессе повышения квалификации сотрудников?

— Важно всегда видеть то, как развивается человек в своем профессиональном направлении, углубляет ли он знания в области фармакологии, обучается ли новым технологиям и методикам работы и как именно проявляет инициативу для своего дальнейшего совершенствования как специалиста.

Нашим фармацевтам и провизорам, например, наиболее интересны темы, которые касаются новых лекарственных препаратов и современных технологий, фармацевтическое право и этика, общественное здравоохранение и управление аптеками. Они стараются как можно больше владеть информацией, касающейся развитии фармации. Это помогает не только пополнять багаж знаний на будущее, но и легче справляться с ежедневными рабочими процессами здесь и сейчас.

Сотрудничает ли ваша аптечная организация с вузами и колледжами?

— Да, мы активно работаем с Луганским госмедуниверситетом им. Святителя Луки и рядом других учебных заведений. Наша сеть регулярно проводит стажировки для студентов, знакомит их с подробной информацией о вакансиях и перспективах карьерного и профессионального роста. Сегодня учащиеся вузов и колледжей могут также проходить у нас производственную практику. А в будущем планируем работать и с целевыми договорами для тех специалистов, которые заинтересованы в таком формате сотрудничества.

Как пришли в фармацию Вы сами?

— Наверное, потому, что хотелось помогать людям. Вначале мечтала связать свою жизнь совсем с другим медицинским направлением, но на итоговое мое решение повлияла любовь к химии, начавшаяся еще со школьной скамьи. А еще то, что именно фармация по сравнению с остальными областями здравоохранения и помощи пациенту развивается быстрее и стремительнее всего. А это полностью созвучно с моей жизненной позицией — быть впереди и не останавливаться. Даже если кажется, что идеала уже достиг.

Учиться на провизора поступила как раз в Луганский медуниверситет им. Святителя Луки, с которым теперь активно работаем. А интернатуру по фармации проходила уже в другом вузе — Донецком государственном медицинском университете им. Максима Горького.

Что было наиболее интересным в годы обучения выбранной профессии?

— Наверное, в студенческие годы самым увлекательным была сама учеба. Различные лекарства и методики их изготовления до сих пор интересны мне, а тогда казались чем-то совсем неведомым, отчего хотелось поскорее заполнить все «белые пятна» в своих знаниях.

Обучение было организовано таким образом, что теория переплеталась с практикой. Это делало учебу особенно запоминающейся и эффективной. А регулярные эксперименты (по самым разным дисциплинам) способствовали более четкому усвоению теоретического материала.

С четвертого курса нам предоставлялась возможность работать в аптеке. Я не упустила ее и почти сразу нашла место, где меня готовы были принять в качестве сотрудника. Совмещать учебу и смены было непросто, однако это был бесценный опыт, который подарил не только уникальные знания, но и глубокое понимание профессии — помог пройти весь путь от консультанта до директора аптечной организации.

Сегодня же преддипломная практика, проходящая в нашей сети аптек, дает студентам широчайший спектр знаний и навыков, которые зачастую очень полезны не только в процессе работы, но даже при защите диссертаций. Будущие выпускники, а затем аспиранты одновременно получают и теоретическую базу, и реальный профессиональный опыт, благодаря чему их исследования становятся более детальными и при этом системными. Многие наши бывшие практиканты – сейчас преподаватели в университете и готовят нам новые кадры.

Какими Вы видите аптечный сегмент в ЛНР через 3-5 лет?

— Верю, что фармация в нашем регионе будет продолжать совершенствоваться и станет еще лучше во всех возможных позициях – более конкурентоспособной, с широким ассортиментом лекарств, парафармацевтики и различных сервисов для покупателей. Сами мы также планируем активно развиваться — будем улучшать качество работы, расширять номенклатуру продукции и список предлагаемых возможностей.

Ваша аптечная организация стала победительницей конкурса, проводимого Росздравнадзором в рамках XXVI Всероссийской конференции «ФармМедОбращение-2024». Чем сегодня особенно ценно признание со стороны регулятора?

— Наверное, самое ценное — получить подтверждение качества и надежности от регуляторных органов здравоохранения, наработавших многолетний опыт в изучении качества фармацевтической деятельности. Это поддерживает не только веру в наш профессионализм, но и повышает доверие покупателей-пациентов к нам как к высококвалифицированным специалистам в своей сфере. А лично для меня высокая оценка Росздравнадзора — стимул не останавливаться и продолжать совершенствоваться. И, конечно, подтверждение того, что сделанный когда-то выбор профессии оказался правильным.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики визитная карточка:
Наталья Чинарова: главное - любить то, чем занимаешься

Как небольшому аптечному бизнесу работать в условиях жесткой конкуренции в фармрознице? Что необходимо делать, чтобы не просто оставаться на плаву, но и успешно развиваться? Об этом рассказывает Наталья Чинарова, управляющая аптекой ООО «Фармамаркет» в столице, что на улице Братиславской, д. 25.

Ирина Гагиева: аптека может гарантировать качество

Аптек становится все больше, а частных, независимых, увы, все меньше. В каждом районе Москвы их можно пересчитать буквально по пальцам одной руки.

Татьяна Семенова: по-старому работать уже не получится

Торжок в Тверской области — город небольшой и уютный. Население 42 тысячи человек. И если не все, то большинство знают друг друга. У каждого есть свой любимый и привычный магазин, пекарня и, конечно, аптека.

Виктория Борисова: стараемся разрешить каждую проблему

Существует мнение, что в крупных сетевых аптеках буквально каждый шаг сотрудников подчинен строгим и жестким регламентам, корпоративным требованиям и правилам. Более того, считается, что сотрудники там полностью лишены возможности проявления какой-либо творческой и профессиональной инициативы. Так ли это?

Елена Шуйкина: Со своим здоровьем нужно быть внимательнее!

Вопрос комфортного сосуществования на рынке крупных сетевых аптек и небольших единичных аптек по–прежнему будоражит умы экспертов, врачей, фармацевтов, простых людей. Некоторые полагают, что аптечные сети с их новыми технологиями обслуживания клиентов в наибольшей степени отвечают велению времени, а перспективы для малого бизнеса туманны.

Специализированные
мероприятия