19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Лицо фармации

В России есть главное для фармы — интеллектуальные ресурсы

Как добиться успеха в профессии? Чем привлекателен российский фармацевтический рынок для иностранных компаний? Интервью с человеком, который прошел путь более 35 лет — от стажера до руководителя компании

Однажды студент фармацевтического факультета Алтан по совету матери написал заявление на практику в отдел R&D Sandoz в Швейцарии. Тогда он еще и представить не мог, что это письмо станет для него судьбоносным. Прошло уже более 35 лет с этого момента — был пройден путь от стажера до руководителя компании.

Сегодня Алтан Демирдере, глава компании «Сандоз» в России и странах СНГ, делится с читателями "МА" своими взглядами на российский фармацевтический рынок. И рассказывает, как добиваться успеха — в любой отрасли и профессии.

В 2003 г. «Новартис» присвоил имя «Сандоз» своему дженериковому подразделению. Чем это вызвано?
— В 1996 г. две швейцарские фармацевтические компании — «Сандоз» и «Сиба-Гейги» — объединились в единую корпорацию «Новартис», являющуюся на сегодняшний день одной из крупнейших в мире фармацевтики.

Позднее, в 2003 г., дженериковому подразделению «Новартис» было присвоено имя «Сандоз». «Сандоз» на самом деле имеет гораздо более давнюю историю, чем «Новартис». За более чем 125 лет компания «Сандоз» превратилась во второго в мире производителя высококачественных дженериков и мирового лидера в производстве биоаналогов и специализированных препаратов. Среди российских специалистов здравоохранения «Сандоз» пользуется большим уважением и имеет репутацию компании, которой можно доверять.
логоСандоз
Компанию «Сандоз» знают как первого производителя биоаналогов в мире. Как развивается работа с этими препаратами? С какими трудностями сталкиваются лекарства этой группы на российском рынке?
— Действительно, в 2006 г. компания «Сандоз» впервые в истории современной медицины получила разрешение и выпустила на рынок первый биоаналог — рекомбинированный гормон человеческого роста Омнитроп® (соматропин). Сейчас в портфеле компании присутствуют три зарегистрированных препарата, которые являются мировыми лидерами среди биоаналогов в своих категориях: Омнитроп® (соматропин), Бинокрит® (эпоетин альфа) и Зарсио® (филграстим). Биоаналоги «Сандоз» продаются более чем в 50 странах мира, и суммарное количество дней их потребления пациентами превышает 50 миллионов. Несколько молекул находятся на разных стадиях разработки. «Сандоз» располагает наиболее широким портфелем подобных препаратов.

Биоподобные лекарственные препараты (биоаналоги) — это аналоги референтных биологических лекарственных препаратов с близкой, но не идентичной исходной молекулой, которые утратили свою патентную защиту. По сравнению с классическими дженериками, производство биоаналогов представляет собой более сложный процесс. Это обусловлено тем, что они, как и оригинальные биофармацевтические препараты, имеют сложную трехмерную пространственную структуру и производятся с использованием живых клеток. В свою очередь, классические дженерики представляют собой небольшие химические молекулы, полученные в результате химического синтеза. Производство биоаналогов осложнено процессом разработки, очистки и хранения. Чтобы продукту был присвоен официальный статус, необходимо подтвердить то, что он не только аналогичен референтному препарату по структуре (с помощью надежных аналитических методов), но и сопоставим с ним по качеству, безопасности и эффективности (посредством соответствующих клинических испытаний), что не требуется для классических дженериков.

К сожалению, на сегодняшний день в России пока не существует нормативной базы, которая содержала бы требования к биоаналогам. Биофармацевтические препараты, представленные в данный момент на рынке, прошли лишь процесс регистрации – аналогично классическим дженерикам.

Компания «Сандоз» — активный сторонник выделения биологических препаратов в отдельный класс в соответствии с требованиями Европейского агентства лекарственных средств (EMEA), которые основываются на четких отличиях от химических препаратов–дженериков, давно существующих на рынке.

Для компании российский рынок является одним из важнейших. Что определяет его значимость для Вас?
Россия играет важную роль не только в связи с высокой численностью населения (более 140 млн человек), но также и благодаря своему влиянию на мировое научное, экономическое и политическое сообщество.

При достижении планируемого уровня развития системы здравоохранения в России и европейского уровня потребления лекарств на душу населения, российский фармацевтический рынок увеличится в 3–4 раза по сравнению с его текущим состоянием. А для обеспечения будущего успеха следует оказывать необходимую поддержку на этапе развития.

Группа компаний «Новартис», в которую входит «Сандоз», инвестирует в развитие российского фармацевтического рынка — строит новый завод в Санкт–Петербурге. Планируется, что объект будет готов к запуску производства в конце 2014 г. После завершения всех необходимых регистрационных процедур наши лекарственные средства (большая часть которых — продукция «Сандоз») будут доступны для пациентов в России. Планируется, что в первые годы препараты будут выпускаться для потребностей местного рынка, но в дальнейшем они могут поставляться и в другие страны.

Мы также взаимодействуем с российским научным сообществом в области R&D. Я абсолютно уверен, что российская научно-исследовательская практика станет одной из ведущих в мире через 10–15 лет. Ведь основной материал — интеллектуальные ресурсы — в России уже есть.

Для R&D необходима координация усилий специалистов из различных областей: врачей, фармацевтов, биохимиков, химиков, физиков, специалистов по информационным технологиям и др. Уверен, что успех исследований и разработок заключается во взаимодействии, где каждый из специалистов играет существенную роль. А в России есть высококлассные профессионалы во всех областях.

Как оцениваете изменения, произошедшие за те пять лет, что Вы работаете в России, и сегодняшнее состояние фармы?
Фармацевтическая отрасль каждой страны имеет свои особенности. Если говорить о российском рынке, то здесь около 80% лекарственных препаратов население приобретает на собственные средства, и это способствует высокой конкуренции на рынке.

Более того, определяющим фактором успешного бизнеса в России также является наличие эффективных взаимоотношений с дистрибуторами и аптечными сетями. Россия — большая страна, и, чтобы в полной мере обеспечить пациентов качественными лекарствами от Калининграда до Камчатки, необходимо не только эффективно проводить маркетинговые мероприятия, но и поддерживать успешное сотрудничество с дистрибуторами и аптечными сетями. Это позволяет обеспечивать достаточный товарный запас по всей территории страны.

Потенциал рынка напрямую связан с численностью населения. Если мы предположим, что уровень потребления лекарств на душу населения в России достигнет европейского, тогда фактический размер рынка утроится. Хотя я думаю, что на это уйдет несколько лет.

Уверен, что российская фармацевтическая промышленность продолжит свое развитие и сможет обеспечивать лекарственными средствами не только российский, но и мировой рынок.

Насколько важны, на Ваш взгляд, изменения, которые готовятся в законодательной базе: по локализации производства, модернизации здравоохранения, стратегии лекарственного обеспечения и т.п.?
Несомненно, российские власти уже предпринимают ряд мер, направленных на развитие фармацевтического рынка, демонстрирующего стабильный рост. И это правильное направление.

Я считаю, что объем местного производства должен и будет расти в России. Российское правительство стимулирует иностранных производителей локализовывать свои производства здесь. Надеюсь, что будут созданы равные условия для всех производителей лекарственных средств, вне зависимости от их происхождения.

Мы поддерживаем инициативу российских властей о введении международных стандартов GMP, т.к. высокое качество — необходимое условие для фармацевтического производства. В России также должны быть четко прописаны основы Data Exclusivity (защита информации о результатах клинических исследований) в части продления периода действия патента. Это является обязательным условием для защиты инвестиций в проведение исследований и осуществления разработок в стране.

После изменений в российском законодательстве в нашей стране заговорили о профессии медицинского представителя. Как Вам кажется, какими принципами и ограничениями должны руководствоваться медпредставители?
Прежде всего, я уверен, что в фармацевтической компании работа медицинского представителя — одна из самых важных. Я всегда говорю об этом своим коллегам.
Думаю, что и с точки зрения врачей и фармацевтов работа медицинского представителя важна, поскольку они информируют докторов и фармацевтов о новых исследованиях, разработках и достижениях в области медицины.
Когда я в свое время был медицинским представителем, один доктор спросил меня: «Как ты думаешь, почему я тебе благодарен помимо того, что ты рассказываешь о новостях медицины? Я целыми днями спрашиваю своих пациентов об их состоянии, а ты единственный человек, кто интересуется тем, как я себя чувствую».

Однако очевидно, что, выполняя свою работу, медицинские представители должны уважать права всех участников лечебного процесса. Здоровье пациента всегда первостепенно, и ничто не должно отвлекать врачей от их работы.

Принимая это во внимание, могу сказать, что наши внутренние правила и процедуры иногда даже более строги, чем законодательные требования.

Что касается последствий законодательных ограничений, то мы продолжим наращивать и развивать образовательную и научную деятельность с российскими специалистами по всем нашим направлениям в соответствии с законом.

Чем для Вас стала фармацевтика? Почему Вы выбрали именно ее и решили развиваться в этом направлении?
Я перенял интерес к фармацевтике от моей мамы. Она была одной из первых женщин–фармацевтов в новой Турецкой Республике. Ей очень нравилась продукция компании «Сандоз», и она посоветовала мне подать заявление на практику в отдел R&D компании в Швейцарии. Мне повезло: я знал иностранные языки. Заполнив и отправив заявку, получил приглашение на летнюю практику. Я был усердным студентом — много трудился и поэтому еще несколько раз получал приглашение пройти летнюю практику там же в «Сандоз». Когда окончил фармацевтический факультет, мне предложили получить докторскую степень в лабораториях R&D в «Сандоз» в Базеле. Так началась моя карьера в компании.

Что Вы можете посоветовать тем, кто решил добиться успеха в фармотрасли и мечтает в будущем возглавить фармкомпанию? Различаются ли стратегии карьерного роста в странах, где Вы работали когда–либо, и если да, то чем?
Почти всю свою профессиональную жизнь я посвятил одной компании — начал свою карьеру в «Сандоз», затем работал в «Новартис» и снова вернулся в «Сандоз». В 1977 г. пришел в швейцарский офис компании в качестве практиканта, затем работал в отделе R&D, а позже — медицинским представителем в отделе анализа и поддержки маркетинга и продаж компании «Сандоз» в Турции. С 1993 г. работал в разных странах: Швейцарии, Венгрии, Турции и России на позициях регионального руководителя и главы компании в стране.

Считаю, что усердие, трудолюбие, честность, открытость, готовность к переменам, желание самосовершенствоваться и умение работать с людьми, — вот основные слагаемые любого успеха. Можно добиться очень многого, если развить в себе эти качества, не пасовать перед трудностями и не бояться проявлять инициативу.

В жизни надо заниматься только тем, что нравится. Если вам не нравится ваша работа, то вы не будете счастливы и, что бы вы ни делали, никогда не сможете добиться настоящего успеха. Исследование по выявлению общих характеристик успешных людей показывает, что все они, прежде всего, были счастливыми.

Большая ошибка — сидеть и ждать, пока кто-то вас заметит. Не надо бояться проявить себя! Если вы уверены в том, что заслуживаете повышения, что не переоцениваете свои возможности, что готовы и можете двигаться дальше, то смело заявляйте об этом. В большинстве случаев я именно так и получал свои повышения. Нужно просто подойти и сказать: «Вот он я! Я готов взять на себя новые обязанности. Дайте мне шанс, дайте мне возможность расти».

Что Вы считаете своими главными достижениями?
У меня трое детей, которыми я очень горжусь. Я также счастлив от того, что всю свою жизнь стремился помогать людям, которые меня окружали. Если говорить о профессиональной стороне, то горжусь своими учениками, которых принимал на работу и помогал развиваться на протяжении всех лет в компании. Сейчас в «Новартис», «Сандоз» и других фармацевтических компаниях работают генеральные директора, которых я в свое время принимал.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики лицо фармации:
Владимир Гридякин: медицина и фармация — единое целое

Какие бы условные барьеры между медицинской и фармацевтической помощью ни были установлены в настоящее время, их объединяет одна общая цель — сохранить здоровье и спасти жизнь.

Настасья Иванова: в этом году наша задача — выстоять

2022 год наглядно подтвердил, что логистика исключительно важна. Особенно если речь идет о логистике лекарственных препаратов. Однако нельзя сказать, что в сложной обстановке важна только деятельность "первой десятки" фармдистрибуторов.

Е.А. Тельнова: ограниченный выбор дает большие возможности

Не стало хорошего человека, умницы, начинателя и организатора всех современных процессов в области лекарственного обеспечения и контроля. Вспомним ее добрым словом, расскажем о ней…

В. Гридякин: микроклимат аптеки — это разговор обо всем

Минувший год был очень сложным для малых и средних предприятий. И это еще мягко сказано.

Дана Алборова: самое важное — не быть равнодушным

Сложные времена не отменяют рабочих процессов — пусть порой и кажется, что основные задачи уходят в тень, уступая место заданиям срочным. Однако так ли это на самом деле?

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция