До недавнего времени вопросы, связанные с квалификационными требованиями, были определены приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.10 №541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения". Наряду со справочником недавно появились новые документы — профессиональные стандарты. В перспективе, как пояснило Министерство труда и социального развития РФ, справочники в будущем будут отменены. В справочнике и профессиональных стандартах есть некоторые разночтения. Профессиональные стандарты — это новые документы, с которыми многие фармацевты встречаются впервые. Что с ними делать? Как адаптировать под них деятельность аптеки?
Профессиональный стандарт решает три основные задачи:
- раскрывает необходимые трудовые функции, знания и умения, необходимые работнику для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности;
- регламентирует процесс постоянного совершенствования профессионального уровня работника;
- регулирует планку современных требований и ориентиров для координации кадровой политики на всех уровнях, начиная с федерального.
Теперь требования к вузам и сузам общие. Образовательные стандарты этих образовательных учреждений должны строго соответствовать профессиональному стандарту. Он эталон для подготовки специалистов. Многие вузы это еще, к сожалению, не осознали.
Важная роль профессиональному стандарту отведена и в трудовом законодательстве.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
- трудовая(ые) функция(и). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положением профессиональных стандартов.
Работодатель обязан предусмотреть в трудовом договоре трудовые функции работника, а работник — проверить, правильно ли они занесены в контракт.
Напомню о существующих нормативных документах, регулирующих квалификационные требования к фармацевтическим специалистам:
- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.03.16 №91н "Об утверждении профессионального стандарта "Провизор";
- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.17 №427н "Об утверждении профессионального стандарта "Провизор–аналитик";
- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.17 №428н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области управления фармацевтической деятельностью".
На подходе приказ о профессиональном стандарте в отношении фармацевта.
Реестр профессиональных стандартов можно найти по ссылке http://profstandart.rosmintrud.ru
Профессиональные стандарты — это основной координирующий документ профессионального образования и всей профдеятельности. Он становится ядром вопроса, регулирующего квалификацию фармацевтических работников. Это не очередная бумага, а ключевой документ, определяющий систему требований к специалисту.
Основные требования новых профессиональных стандартов к фармацевтическим работникам аптечных организаций следующие:
I. Стандарт провизора
Документ содержит описание трудовых функций, характеристику трудовых функций (обобщенная функция, т.е., какая задача стоит перед провизором, и трудовые функции, т.е., что он должен уметь делать). У провизора 5 трудовых функций.
- Оптовая, розничная торговля, отпуск лекарственных товаров и др. товаров аптечного ассортимента.
- Проведение приемочного контроля поступающих в аптечную организацию ЛС и др. товаров аптечного ассортимента.
- Обеспечение хранения ЛС и др. товаров аптечного ассортимента.
- Информирование населения и медицинских работников о ЛС и товарах аптечного ассортимента.
- Изготовление ЛС в условиях аптечной организации.
Кто может занимать должность провизора в соответствии с этим стандартом? Специалист, имеющий сертификат по фармацевтической технологии, и который имеет свидетельство об аккредитации по специальности "Фармация", выпускник вуза в 2016 г. и в будущем специалист, имеющий аккредитацию по специальности "Фармацевтическая технология". Все. Альтернатив нет.
Профессиональные стандарты теперь дают возможность предъявить конкретные требования к уровню знаний и умений, подготовленности к профессиональной деятельности.
К слову, руководитель не может заниматься всем, а только тем, что определено профессиональным стандартом.
II. Стандарт провизора–аналитика
Основная цель вида профессиональной деятельности — удовлетворение потребителя в качественных, безопасных и эффективных лекарствах. У него одна обобщенная трудовая функция — контроль качества лекарственных средств. Три трудовые функции — мониторинг систем обеспечения качества ЛС в аптечных организациях, обеспечение наличия запасов реактивов в аптечных организациях и проведение внутриаптечного контроля качества ЛС, изготовленных в аптечных организациях, и фармсубстанций. Участвовать в розничной реализации ЛС провизор–аналитик теперь не имеет права.
Сейчас готовится проект профессионального стандарта фармацевта. Для фармацевта две обобщенные задачи (реализация и отпуск ЛС и др. товаров аптечного ассортимента, приемка, хранение товара, изготовление ЛС в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптек) и изобилие трудовых функций. Среди них и подготовка торгового зала, и консультирование, и оформление документов. Фармацевт как специалист со средним образованием может заниматься всем.
Мы должны осознать тот факт, что для регулирования отношений между работодателем и работником у нас появился новый очень важный документ, который четко выстраивает отношения между ними. Что должен, обязан уметь и знать специалист, чтобы его аттестовать в рамках системы аттестации. Все теперь детально прописано.
На практике это реализуется с помощью должностной инструкции (она используется издавна). Это прикладной инструмент регулирования трудовых отношений между работодателем и работником.
"Должностные инструкции" работников аптеки
Порядок формирования должностных инструкций работников аптеки в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и надлежащей аптечной практики.
Если взять за основу наше трудовое законодательство, а именно ТК РФ, то в нем термина "должностная инструкция" нет. Российское трудовое законодательство вообще не предусматривает этот документ. Но работодателю разрешено самому этот документ формировать. Можно было бы об этом документе забыть, но с 1 марта 2017 г. вступили Правила надлежащей аптечной практики (НАП), утвержденные приказом Минздрава России от 31.08.16 №647н.
- В пункте 5 Правил указано, что документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими в зависимости от функций, реализуемых субъектом розничной торговли, включают:
…г) должностные инструкции с отметкой об ознакомлении работников, занимающих соответствующие должности;
- пункт 13. Работник, выполняющий работу, оказывающую влияние на качество продукции, должен иметь необходимую квалификацию и опыт работы для соблюдения требований, установленных настоящими Правилами.
То есть два пункта Правил заставляют руководителя правильно составлять должностную инструкцию. Поэтому ссылаться на Трудовой кодекс РФ смысла нет.
С 14 июля 2017 г. вступила в силу новая редакция Положения о лицензировании фармацевтической деятельности. В пункте 5 указаны новые требования по выполнению Правил НАП. Невыполнение их относится к грубым нарушениям лицензионных требований. И сразу в силу вступает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 №195-ФЗ (ст. 14.1.4. "Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)"):
- влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как правильно составить должностную инструкцию?
Как увязать должностную инструкцию с трудовым договором? На выбор предлагаются три варианта.
1. Инструкцию можно оформить как неотъемлемое приложение к трудовому договору, указав на его наличие в тексте договора. В этом случае должностная инструкция становится обязательной с момента подписания трудового договора.
2. Трудовой договор может содержать ссылку на должностную инструкцию как самостоятельный документ. В таком случае обязательно ознакомление с инструкцией под подпись работника.
3. Трудовой договор может не содержать упоминания о должностной инструкции. В таком случае должностная инструкция вводится в организации отдельным приказом либо распоряжением руководителя. При соблюдении процедуры ознакомления и отсутствии изменений в трудовой функции работника по сравнению с указанной в трудовом договоре она становится обязательной для работника.
Все три варианта равноценны.
Вебинары компании "Катрен Стиль" — https://www.katrenstyle.ru/