25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Здравоохранение // Страхование

Вернуть страховым медорганизациям функцию страховщика

Какие выводы из пандемии–2020 стоит сделать системе здравоохранения — в первую очередь, насчет ее организационной составляющей?

Нам отвечает заслуженный врач России,академик РАН, директор ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России Владимир Иванович Стародубов.

Влияние коронавируса COVID-19 на отечественное здравоохранение можно рассматривать в двух основных аспектах. Во-первых, это влияние экономического кризиса, снижающего наполняемость бюджета социальных программ. И во-вторых, потребность в дополнительных ресурсах, направляемых на борьбу с COVID-19. Все это негативно влияет на финансовое положение медицинских учреждений.

СтародубовВладимир

ОСОБЕННОСТИ СЕГОДНЯШНЕГО КРИЗИСА

Напомню, основным источником финансирования для системы обязательного медицинского страхования являются взносы в Федеральный фонд ОМС в размере 5,1% от фонда оплаты труда. В сложной социально–экономической ситуации происходит снижение страховых взносов. По разным причинам: сокращение численности работников, приостановка производств, снижение уровня заработной платы, отсрочка уплаты страховых взносов работодателями, рост доли "серых зарплат" и т.д. Все это создает необходимость компенсировать "выпадающие" доходы.

Кроме того, нельзя исключать ситуацию, когда основной урон экономике страны будет обусловлен не падением отечественного производства, затратами на борьбу с инфекцией или мерами поддержки экономики и населения, а негативным воздействием коронавируса на экономики трех мировых центров: США, Китая и Евросоюза. Кризис в мировой экономике вызовет дисбаланс торгового оборота в нашей стране.

Как и в 2008–2010 гг., это будет не только кризис экономики России, но и, в первую очередь, кризис экономик развитых стран Запада и Китая — кризис, влияющий на нашу экономику. Это означает, что основные потери мы понесем также из–за недостаточно эффективных мер по обузданию коронавируса со стороны мирового сообщества.

ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНЫ: НЕОБХОДИМАЯ, НО НЕДОСТАТОЧНАЯ

Последние изменения в законодательстве об ОМС, направленные на решение финансовых проблем, можно считать положительными.

Так, на сегодня к доходам территориальных фондов стали дополнительно относиться межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета субъекта Федерации на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Это прямая финансовая поддержка территориальных фондов ОМС из бюджета. Ранее это было возможно лишь путем расширения видов и объемов медицинской помощи, включаемой в территориальную программу ОМС сверх базовой программы ОМС.

Медстрахование

Однако в связи с недостаточностью мер они могут не сработать. В поддержке нуждаются не только территориальные фонды, но и ФФОМС. На первый взгляд, между помощью территориальным фондам и федеральному особой разницы нет — все равно средства направляются в регионы. Тем не менее есть принципиальный момент.

Как известно, в законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дефицит компенсируется за счет средств федерального бюджета. А вот в отношении системы ОМС аналогичного механизма нет. Это означает следующее. Если государство отвечает по обязательствам системы обязательного медицинского страхования только в пределах бюджета ФОМС, то в кризисных ситуациях возникает дефицит финансирования. В этой связи необходимо законодательно закрепить покрытие финансового дефицита в системе обязательного медицинского страхования за счет средств федерального бюджета. Но для этого должна измениться система управления ОМС в стране.

Кроме того, с учетом вышесказанного, необходимо увеличить предельное значение нормированного страхового запаса фондов ОМС.

ЕЩЕ РАЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Недостатки системы ОМС проявились в отсутствие гарантий софинансирования со стороны федерального бюджета и в сложности "перенастройки" способов финансирования. Отсутствовали четкие механизмы компенсации медицинским организациям потерь от снижения плановых объемов медицинской помощи, профосмотров и диспансеризации и т.д.

В критической ситуации механизм авансирования сыграл позитивную роль. Удалось обеспечить финансовую стабильность медицинских учреждений. Но такое решение поставило другую проблему — отчетность медицинских организаций за оказанную медицинскую помощь. Страховые компании оказались вне финансовых рисков. Принятые изменения в законодательстве об ОМС смогли решить только часть проблем.

Одной из ключевых нерешенных задач остается отсутствие ответственности страховых компаний перед медицинскими организациями, а также Федерального фонда ОМС по обязательствам территориальных фондов ОМС. Фактически, единственной стороной, которая реально несет риски в системе ОМС, являются медицинские организации. А это прямо противоречит самим принципам страхования.

ШАГИ К РЕШЕНИЮ

На сегодня необходим целый комплекс мер, направленных на совершенствование данного аспекта работы системы. Среди необходимых мер можно назвать следующие:

  • возврат страховым медицинским организациям функции страховщика;
  • создание механизма финансовой ответственности страховых медицинских организаций;
  • совершенствование способов оплаты медицинской помощи путем включения в них способов оплаты, компенсирующих выпадающие доходы и дополнительные расходы медицинских организаций на период простоев из-за перепрофилирования, нахождения в режиме ожидания (в первую очередь это касается инфекционных коечных мощностей) и т.д.

Это минимальный набор задач, которые стоят перед системой обязательного медицинского страхования в настоящее время. Но совершенно точно можно сказать, что система ОМС выдержала испытание коронавирусом и потребует перемен.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики страхование:
Готовится проект закона о лекарственном страховании в ОМС

Федеральный закон об ОМС может быть дополнен поправками, учреждающими институт лекарственного страхования. Внести на рассмотрение соответствующий документ намечено на осеннюю парламентскую сессию.

Как сделать ЭКО по ОМС

Возможность сделать ЭКО по полису ОМС появилась в России в 2013 году, но многие женщины до сих пор уверены, что получить направление на бесплатную программу очень сложно. В действительности это не так.

Пациент в системе ОМС: проблемы и перспективы

Система обязательного медицинского страхования, как неотъемлемая часть российского здравоохранения, уже несколько десятилетий решает задачи по охране и защите прав пациентов и, вне всяких сомнений, имеет значительные результаты и достижения в этой титанической работе.

Отстаивать права застрахованных

Это приходится делать страховым компаниям (СК) все чаще: пять лет назад было зафиксировано 165 поступивших в суд исков, в 2021 г. — 666 (рост вчетверо).

Онкострахование или Время — критически важный фактор

Ключевыми проблемами здравоохранения во всем мире являются критические заболевания, несущие непосредственную угрозу жизни пациента. К их числу относятся, прежде всего, онкологические и сердечно–сосудистые заболевания, а также заболевания, требующие трансплантацию органов.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban