27.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
27.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Бизнес-портрет

«ВЕРТЕКС» — компания со стопроцентным российским капиталом

Отечественная компания «ВЕРТЕКС» совсем недавно отметила 11-летие со дня получения первой лицензии на производство лекарств. Все начиналось с небольшого предприятия. Сегодня компания входит в ТОР-10 наиболее влиятельных локальных фармацевтических производителей России по итогам 2013 г. Компания «ВЕРТЕКС» — резидент особой экономической зоны «Санкт-Петербург», где с 2013 г. строит инновационно-производственный комплекс на площадке «Новоорловская». Входит в Ассоциацию производителей фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения. И, главное, хорошо известна потребителям.

Генеральный директор ЗАО «ВЕРТЕКС» Георгий Побелянский рассказал корреспонденту «МА» о новых проектах, отношении к санкциям и надежде на развенчание одного устойчивого мифа.

Георгий Эдуардович, «ВЕРТЕКС» существует более 10 лет. Помимо увеличения количества выпускаемых препаратов, что означает для компании этот срок? В чем принципиальное отличие в работе сегодня и тогда, в начале деятельности?
— В июле 2014 г. компания отметила 11-летие с момента получения первой лицензии на производство лекарств. В декабре мы отпразднуем 15 лет со дня ее основания. По меркам развития новейшей истории фармрынка — это действительно солидный срок. За этот период «ВЕРТЕКС» прошел путь от небольшого предприятия до производителя лекарств, косметики и БАД с собственной научно-исследовательской базой. Чтобы увеличить ассортимент, надо было обеспечить возможности для этого процесса. Развитие портфеля невозможно без наращивания мощностей и парка современного оборудования, работы высококвалифицированных специалистов и расширения их штата, грамотной маркетинговой стратегии компании и организации сбыта продуктов.

Сегодня в компании «ВЕРТЕКС» работают 13 кандидатов химических, технических, медицинских, биологических, фармацевтических наук. Дистрибуция нашей продукции охватывает всю территорию России, часть косметического ассортимента представлена также в Беларуси и Казахстане. Мы реализуем проект по строительству крупного инновационно-производственного комплекса в особой экономической зоне в Санкт-Петербурге. На данный момент завершено строительство здания первой очереди завода, ведется установка оборудования, оснащаются «чистые» и производственные помещения. То есть развитие компании не прекращается. Мы растем вместе с рынком и реагируем на его условия и изменения, предлагая самый актуальный ассортимент. Когда «ВЕРТЕКС» создавался, была другая законодательная база, другие требования к производству и обеспечению качества продукции. Они совершенствуются, и мы, в свою очередь, обязаны их соблюдать.

Отмечу, что выпуск средств под собственными брендами, создание торговых марок косметических линеек планировались сразу. Поэтому постепенно в компании создавались служба науки и служба разработки. Не стоит забывать о зависимости между производством дженериков и инвестированием прибыли от их продаж в разработку инновационных оригинальных препаратов. Экономически целесообразно делать это постепенно, накопив интеллектуальный и финансовый капитал, то есть создать базу для собственных разработок. Что мы и сделали. Развитие ассортимента — постоянный процесс. Сейчас в портфеле компании более 160 позиций лекарственных, косметических средств и БАД. Столько же находится в разработке. Удвоить количество наименований в ассортименте мы планируем к 2019 г.

Расскажите, пожалуйста, о трех оригинальных препаратах, исследования над которыми ведутся сейчас. Из какой они терапевтической области?
— Наша служба науки проводит разработку трех новых оригинальных препаратов, перспективных для лечения широко распространенных социально значимых заболеваний в кардиологии и неврологии. Над этими проектами мы трудимся с 2007 г., разработки уже защищены рядом патентов. Один из проектов надеемся завершить в 2018 г. Период проведения доклинических исследований давно окончен, по их итогам препараты доказали свою эффективность и безопасность для продолжения исследований.

Компания строит завод в ОЭЗ «Санкт-Петербург». В чем инновационность строящегося производства?
— Само участие в проекте особых экономических зон предполагает инновационный подход к производству и формированию продуктового портфеля компании, обеспечение современных стандартов качества и безопасности процесса выпуска продукции. Комплекс спроектирован в соответствии с требованиями стандарта надлежащей производственной практики GMP. Для функционирования помещений и мощностей устанавливается самое современное автоматизированное оборудование.

Реализация масштабного проекта по строительству комплекса связана с планами по развитию продуктового портфеля компании. Инновационность ассортимента, прежде всего, заключается в разработке, внедрении в производство и в дальнейшем выводе на рынок оригинальных лекарственных препаратов. Помимо производственного на заводе будет располагаться лабораторный корпус, где мы продолжим разработку и научные исследования своих продуктов, создав для этого самые благоприятные условия.

Вы ориентируетесь на стандарты GMP. Хватает ли компании кадров, ориентированных для работы по стандартам? Есть ли программы подготовки специалистов?
— В функционировании системы управления качеством задействовано более 100 сотрудников компании. Расширение номенклатуры и строительство завода требуют новых кадров. Активно растет штат отдела валидации в связи с большим объемом соответствующих работ.

На регулярной основе организовано обучение специалистов, чья деятельность связана с качеством, включая требования GMP. Они повышают свою квалификацию в лицензированных внешних организациях, в частности в СПХФА, Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, в биофармацевтическом кластере «Северный» на базе МФТИ и других. Подготовка руководителей, специалистов и производственных сотрудников проводится также по собственным программам и методическим материалам. Молодые кадры со знанием стандарта приходят в компанию после окончания перечисленных выше вузов, а также РНИМУ им. Н.И. Пирогова и МГОГИ.

В компании идет разработка собственных квазиоригинальных препаратов. Что имеется в виду?
— Мы проводим исследования нескольких собственных квазиоригинальных препаратов, то есть имеющих усовершенствованный состав: в основе каждого – известная молекула, доказавшая свою эффективность, но компоненты лекарства применяются в новой комбинации, имеют не использовавшуюся ранее форму выпуска или предполагают новый способ приема препарата, например, обеспечивая его пролонгированное действие. Лекарства будут применяться для лечения заболеваний в кардиологии, ЛОР, гинекологии и дерматологии. Наши научные разработки в этой области также защищены рядом патентов. Выпуск первого из таких препаратов запланирован на 2015 г.

Стратегия развития фармпромышленности в РФ «Фарма-2020» нацелена в том числе на импортозамещение эффективными отечественными средствами. Какую продукцию в этом плане готова предложить компания «ВЕРТЕКС»? Особенно сегодня, когда страна живет в режиме санкций со стороны Запада и США.
— «ВЕРТЕКС» — компания со стопроцентным российским капиталом, поэтому весь наш лекарственный ассортимент — более 100 позиций — изначально отвечает требованиям Стратегии. Мы совершенствуем, обновляем, расширяем портфель, отслеживаем сроки действия патентов оригинальных препаратов, охватываем новые для себя направления выпуска продукции с точки зрения ее эффективности и востребованности. При выборе потенциальных для ассортимента позиций рассматриваем самые современные. Помимо этого мы делаем упор на доступность продуктов и результат применения, не уступающий действию дорогого оригинального препарата. Таким образом, мы выполняем социальную функцию и несем ответственность за поддержание здоровья граждан нашей страны. При этом как отечественный производитель и от государства мы хотели бы ответного шага. Например, облегченную регистрацию лекарств, более низкие пошлины и пр.

Не стоит забывать, что «Фарма-2020» направлена также на стимуляцию разработки и производства инновационных препаратов, а также гармонизацию российских стандартов разработки и производства лекарств с международными требованиями. Этим пунктам документа деятельность компании «ВЕРТЕКС» также соответствует.

Ответные санкции Правительства РФ на импорт определенных видов продукции — вынужденная политическая мера. В целом снижение импортозависимости в фармотрасли оцениваем положительно, и не только во время режима санкций: это одна из целей «Фармы-2020» на ближайшие годы. Мы надеемся, что роль и значимость российского производителя, который уже научился соответствовать всем современным требованиям и делать продукты ничуть не хуже иностранных, усилится. Но здесь главное — не перегнуть палку. Например, некоторые производители могут столкнуться с запретом на поставки определенных видов сырья для своих продуктов. А прежде чем их произвести, надо иметь то, из чего они должны быть сделаны.

Насколько возможно, на Ваш взгляд, ограничение импорта иностранной фармпродукции, о чем недавно высказывались в Совете Федерации?
— По информации СМИ, представитель Совета Федерации Николай Журавлев заявлял о необходимости изучить целесообразность ограничения поставок безрецептурных лекарств, у которых есть российские аналоги. В свою очередь, комментируя предложение сенатора, советник Дмитрия Медведева Геннадий Онищенко заверил, что ответные правительственные санкции не коснутся лекарств иностранного производства. Если эта позиция будет пересмотрена, то ограничение импорта фармпродукции надо вводить очень аккуратно, так как степень импортозависимости в стране очень велика, и далеко не все лекарственные препараты, особенно оригинальные с действующей патентной защитой, производятся в России. Необдуманно принятые меры могут лишить российских пациентов доступа к современным лекарственным средствам. Это касается также и биотехнологических препаратов, производство которых сложное, и отечественные предприятия только начинают его осваивать.

При этом следовало бы давать больше преференций отечественным производителям в тех случаях, когда выпуск отечественного аналога оригинального лекарства уже налажен. В целом, я думаю, вопрос должен решаться не ограничениями на импорт фармпродукции, а созданием приоритетных условий для отечественных производителей, в том числе и в госзакупках лекарств.

Часть новинок возглавляемой Вами компании входит в перечень ЖНВЛП. Сейчас Минздрав России работает над пересмотром и расширением списка. Готова ли компания работать и с новым (возможным) списком ЖНВЛП?
— Речь не только о новинках. Около трети портфеля компании и почти половина лекарственного ассортимента входят в перечень ЖНВЛП. С ростом количества средств, которые мы производим, будет увеличиваться и доля жизненно необходимых препаратов — то есть самых нужных для здоровья людей.

Каковы Ваши прогнозы развития отечественного фармрынка на ближайшие несколько лет? Какие основные тренды Вы выделили бы?
— Прежде всего, это рост доли фармпродукции отечественного производства во всех возможных сегментах. Также будет расти спрос на препараты, которые не входят в перечень ЖНВЛП, то есть лекарственные средства не первого выбора, на фармпродукцию для профилактики заболеваний, улучшения внешнего вида (товары для красоты) и пр.

Индустрия ориентируется на международный опыт, формирует новые стандарты и требования к организации производства, к эффективности и качеству продукции. Соответствие фармпроизводств требованиям GMP будет способствовать росту доверия российских потребителей к качеству и эффективности отечественных ЛС. Будем надеяться на долгожданное развенчание мифа, что купленные за границей препараты лучше отечественных современных дженериков.

Планируется создание единого рынка лекарственных средств и медизделий России, Белоруссии, Казахстана и, по последним данным, возможно, еще и Киргизии с 2016 г. Поэтому «ВЕРТЕКС», как и саму фармотрасль, вероятно, ждет много изменений.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики бизнес-портрет:
Денис Глядяев: верю, что возможности часто создаем мы сами

В ноябре из международной группы "Ацино Интернешнл" выделилось отечественное подразделение. Обретя самостоятельность, новая российская фармкомпания получила и новое название — "Алцея", планируя при этом сохранить проверенные годами подходы к деятельности на национальном фармрынке.

"АКРИХИН": Успех и лидерство компании — заслуга людей

Изменения, происходящие на российском фармацевтическом рынке, активное развитие коммерческого сектора и каналов продаж, в том числе e–comm, актуализируют внедрение современных, принципиально новых бизнес–практик и управленческих решений.

От АФС до ГЛС: многоплановый опыт развития фармпроизводства

Сегодня перед отечественной фармацевтической отраслью стоят глобальные задачи по достижению суверенитета в области производства лекарств, и этому важнейшему направлению уделяется особое внимание со стороны государства. Получив большой опыт работы в годы реализации стратегии "Фарма–2020", сегодня производители приступили к реализации задач, поставленных в рамках новой программы "Фарма–2030".

"Обновление": когда эпоха перемен становится временем роста

Быстрее, выше, сильнее — этот олимпийский принцип применим и в повседневности. Даже если на дворе сложные времена: для "эпохи перемен" ударные темпы и активное наращивание мощностей порой являются необходимостью. Особенно в такой жизненно важной для каждого отрасли как лекарственная промышленность.

Сентисс: "Превосходное качество, вовремя, всегда!"

Одним из крупных поставщиков офтальмологических препаратов на российский рынок является фармацевтическая компания "Сентисс Фарма". На протяжении многих лет девиз компании — "Превосходное качество, вовремя, всегда!".

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban