МАРКЕТИНГ ВНЕ ЗАКОНА
По наблюдению представителей Национальной фармацевтической палаты аптеки навязывают покупателям конкретные лекарственные препараты в 6 случаях из 10. Цель такой маркетинговой настойчивости первостольников — получить за нее денежные вознаграждения от фармацевтических компаний–производителей. "Хочу напомнить, что Союз фармацевтических работников по содействию развития профессии и фармацевтической отрасли "Национальная фармацевтическая палата" (НФП) был создан в соответствии с решением I Всероссийского съезда фармацевтических работников, состоявшегося 28 апреля 2014 г. Одной из задач НФП стало стремление восстановить доверие населения к фармацевтическим работникам. И при этом мы стоим на защите наших потребителей", — заметила исполнительный директор НФП Елена Неволина.
При этом она выразила искреннее удивление по поводу того, какой резонанс у представителей аптечной розницы вызвало решение НФП о запрете навязывания посетителям аптек тех или иных товаров. Предусмотрено и наказание для нарушителей —отстранение нарушителей из числа первостольников — от работы. На полгода. Интересно, что примерно в это же время был внесен ряд изменений, касающихся правил выписки рецептов, которые должны обслуживать фармацевты. Однако это новшество, вступившее в силу с 7 апреля 2019 г., осталось в профессиональной среде фактически незамеченным. Во всяком случае оно не вызвало никакого обсуждения и уж тем более осуждения.
"Никто по поводу рецептурных новшеств не задал нам ни одного вопроса. А вот недовольства и недоумений относительно запрета на маркетинг поступило немало. Потому что на фармацевтическом рынке теперь все, кроме дохода, стало неважным. При этом замечу, я не против маркетинга, как такового, но категорически против навязывания товаров в аптечных организациях. Мне самой приходилось сталкиваться с таким методом работы фармацевтов. Например, как–то придя в аптеку, я попросила у фармацевта, ведущего отпуск, нужный мне лекарственный препарат. Он же, явно переключая мое внимание, стал советовать мне купить другое лекарство. На мой вопрос, чем оно лучше, задумался, а потом спросил: "А что вы вначале–то просили?" Конечно, надо отличать навязывание товара от рекомендаций", — заметила Елена Неволина.
Чем же отличается так называемое навязывание от рекомендаций? По мнению исполнительного директора НФП, рекомендация — это элементарное фармацевтическое консультирование. И, если специалист грамотно умеет его делать, то он даже может корректно порекомендовать тот товар, который у него в приоритете. Это пойдет на пользу и нашим потребителям, и самим аптекам. Ведь бывает так, что человек приходит за одним препаратом, а ему начинают предлагать совсем не то, что ему нужно, убеждая, например, что только сегодня можно приобрести какое–то лекарство по очень выгодной цене. Потребитель покупает, потом приходит домой, читает инструкцию и приходит в ужас, прочитав раздел противопоказаний и побочных эффектов. Возвращается в аптеку, требуя вернуть деньги за тот товар, который изначально ему не был нужен. А аптека не имеет право даже при всем желании принимать товар обратно и возвращать за него деньги. Все это выливается в жалобы, скандалы, вызов заведующего, негативное отношение к конкретной аптеке и потере лояльности потребителей.
"В профессиональных стандартах, во всех документах мы заложили функцию "фармацевтическое консультирование". Из приказа Министерства здравоохранения РФ №647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" попросили убрать термин "фармацевтическое информирование в аптеке" и заменить его "консультированием". Этим летом НФП планирует разработать четкий алгоритм, следуя которому любой аптечный работник сможет, не нарушая правил, консультировать потребителей", — пообещала Елена Викторовна. В этом она видит и защиту профессии фармацевта. Ведь только когда они станут настоящими консультантами, их перестанут путать с обычными продавцами–кассирами торговых организаций.
К ОБМЕНУ ДОКУМЕНТОВ БУДЬТЕ ГОТОВЫ!
Способствовать повышению статуса фармацевтических работников будет и предстоящая аккредитация специалистов, которая начнется с 1 января 2021 г. С этого момента нужно будет, имея портфолио с баллами, получать новые документы. Ведь в соответствии со статьей 100 Федерального закона №323–ФЗ, сертификат специалиста 31 декабря 2025 г. утратит свою силу. И, чтобы продолжать работать, фармацевтическим работникам нужно будет иметь аккредитацию. Однако если сертификат специалиста выдан до 1 января 2021 г., документ будет продолжать действовать до истечения указанного в нем срока.
Станет более частым и обучение. Так, если раньше можно было повышать квалификацию один раз в пять лет, то теперь, в формате непрерывного медицинского образования, придется делать это ежегодно. Причем в формате индивидуального плана. У многих в связи с этим возникает вопрос: а кто будет оплачивать столь частое обучение? Тот же, кто и раньше, — работодатель. Ну а чтобы сэкономить деньги, да еще и знания получить, подкрепленные баллами, нужно посещать различные бесплатные мероприятия, например, проводимые ААУ "СоюзФарма".
КОМУ ЖДАТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ЗАКУПКУ
Вот уже несколько лет практически всем аптечным организациям известно, что в каждой из них должна быть сформирована система качества. И тут всегда надо оценивать риски, которые могут возникнуть в ходе деятельности аптечной организации. Так, когда Росздравнадзор перешел на риск–ориентированную модель контрольно–надзорной деятельности, предусматривается формирование плана проведения проверок в основном для тех аптечных организаций, в которых система качества по результатам прошлых проверок не была сформирована. Либо на эту аптеку поступило много жалоб от потребителей.
Как организовать систему качества? Прежде всего, нужно понимать, что основной целью этой работы является самооценка деятельности коллектива. Для этого руководителю аптечной организации надо выстраивать внутренний аудит. С его помощью можно адекватно ситуации правильно оценить выявленные нарушения лицензионных требований, принять нужные корректирующие и предупреждающие действия. Для того чтобы управляющему качеством в аптеке было проще справиться с этой работой, можно воспользоваться информацией проекта "Фармопека", разработанного "СоюзФарма".
Наряду с плановыми проверками, Росздравнадзор получил право на проведение контрольных закупок в аптечных организациях. Делаться они могут согласно новой новелле контрольных мероприятий — "контрольная закупка" (№294–ФЗ) — постановления Правительства РФ от 21.11.18 №1398 "Об утверждении правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)". Проводиться такие закупки будут в основном на основании жалоб потребителей. Кстати, согласно все тому же Федеральному закону №294–ФЗ контрольные закупки проводятся при незамедлительном извещении о них органов прокуратуры. Так что в аптеку могут прийти сразу представители Росздравнадзора и прокуратуры. А в качестве "дополнения" в таком случае приглашаются и двое понятых. Важно, что никакого предварительного уведомления о таком коллективном визите аптека не получит. Сюрприз будет! Радует то, что проводить контрольную закупку по поводу жалобы предполагается лишь тогда, когда другие формы проверки не считаются в данном случае эффективными. То есть не по каждой жалобе.
Интересно, что проверяющие, согласно правилам, как только заявят, что это — контрольная закупка, сразу же отдают оплаченный товар обратно. И им нужно вернуть деньги. Тут–то и возникает вопрос: "Как это сделать"? Ведь эта функция не предусмотрена в аптечных организациях. Даже кассовый аппарат не в состоянии проделать такую операцию. "Что ж, первостольникам придется решить, как такую манипуляцию каким–то образом все–таки совершить. Например, заранее скорректировать программное обеспечение кассы, которая уже выдаст чек за покупку товара, пусть даже контрольного. В определенной степени вопрос по этому поводу остается открытым, и его придется решать", — предупреждает представитель НФП.
Конечно, принять товар обратно можно только в том случае, если его не попробовали "на зуб", не повредили упаковку, не испачкали и не взяли на дальнейший контроль, а потом принесли снова. Кстати, после введения обязательной маркировки, о которой так много сейчас говорят, возможность возврата товара станет еще более проблематичной.
Вернемся к проверке. Проверяющие обязательно должны составить акт о контрольной закупке, причем не позднее трех часов после ее завершения. А в случае проведения дистанционной контрольной закупки — не позднее следующего рабочего дня. Акт подписывается должностным лицом органа госконтроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями (в случае их наличия), а также представляется для подписи представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отказе представителя юрлица или ИП подписания акта о проведении контрольной закупки в акт вносятся сведения об отказе от совершения подписи. В этом случае один экземпляр акта представители контролирующей организации, проводившей контрольную закупку, могут отправить по почте заказным письмом с уведомлением на имя управляющего аптекой. Но и это не все. Если в ходе контрольной закупки будут выявлены нарушения, органами надзора может быть принято решение о проведении в такой аптеке внеплановой проверки… причем по всей деятельности аптечной организации. Возможно и другое решение по результатам контрольной закупки — административное наказание. Что касается плановых проверок, то проведение в их формате контрольных закупок не планируется. Во всяком случае, пока…
ВНИМАНИЕ: НОВЫЕ РЕЦЕПТЫ!
Согласноприказу Минздрава №4н от 14.01.19 "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", вступившего в силу 7 апреля 2019 г., на медицинском и фармацевтическом пространстве появятся новые формы рецептов. В связи с этим Елена Неволина рекомендует обратить внимание на следующие моменты:
- Приказ отменил форму 148.06, касающуюся бланков льготных рецептов. Однако если рецепт был выписан до 7 апреля 2019 г., его пока можно будет обслуживать с учетом срока его действия (15, 30 или 90 дней). Форма 148.04 остается.
- Установлены новые правила оформления рецептов врачом. Так, например, доктор должен в рецепте не зачеркнуть "ненужное", а подчеркнуть "нужное".
- Не надо теперь заполнять код лечебного учреждения.
- Не требуется от фармацевта проверять, заполнен ли код лечащего врача.
- Если раньше требовалось полностью писать имя, отчество и фамилию пациента и врача, то теперь достаточно только фамилии с инициалами.
- Теперь достаточно писать в рецепте лишь дату рождения пациента. Исключение делается только для младенцев первого года жизни (нужно прописывать количество месяцев).
- В новом формате рецепта предусмотрено заполнение его обратной стороны. Это небольшая табличка с пунктами "изготовил" и "проверил". Естественно, это касается только тех аптечных организаций, которые занимаются индивидуальным изготовлением лекарственных препаратов.
- Теперь врач может увеличить срок действия рецепта формы 148.04 до 60 дней. Для этого достаточно доктору либо написать от руки, на сколько именно дней будет действовать рецептурный бланк, либо прописать такое количество лекарственного препарата и с такой дозировкой, чтобы было понятно — действие рецепта пролонгируется.
- Не забывать о необходимости наличия на бланке рецепта печати медицинской организации.
- Если раньше врачи просто проставляли код медицинской организации, то теперь они должны прописывать его вместе с основным государственным регистрационным номером ЛПУ.
- Если раньше в рецепте писали код заболевания, то теперь врачи должны проставлять код международной статистической классификации болезни.
- Если раньше можно было вписывать в рецепт название и дозировку лекарственного препарата номерами, то теперь необходимо делать уточнение о форме выпуска (в таблетках, каплях, капсулах, гранулах и т.д.).
- Серьезно увеличилось приложение с новыми сокращениями. В прошлом приказе их вообще не было.
- Получать рецептурные лекарственные препараты в аптеке теперь смогут не только сами пациенты и их законные представители, но и любой человек, кому владелец рецепта выдал доверенность в простой письменной форме (без нотариального заверения).
- Фамилия пациента, которому выписан рецепт, теперь должна быть вписана только в родительном падеже.
- В рецепте теперь должно быть указано количество действующих веществ в полном соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата.
- Изменено правило оформления рецептов с хроническими заболеваниями. Теперь нужна отметка «по специальному назначению».
- Частным медицинским организациям разрешили выписывать рецепты на лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП.
- Упростилось повторное назначение наркотических лекарственных препаратов. Раньше это можно было сделать за подписью врачебной комиссии, теперь достаточно подписи одного лечащего врача.
- Теперь можно выписывать на одном бланке рецепта несколько упаковок тех препаратов, на которые раньше действовало ограничение в виде одной упаковки (например, кодеиносодержащие).
Конечно, предполагается организовать (хотя закон уже принят) обучение врачей. С тем, чтобы они теперь выписывали рецепты в полном соответствии с новыми требованиями. Что касается работников аптечных организаций, то им придется взять на себя контрольную функцию и отпускать лекарственные препараты только в случае правильно заполненного бланка рецепта. Конечно, жалко будет отказывать потребителю в продаже лекарства лишь потому, что в рецепте врач что–то не так написал. Его просто не обучили, не ознакомили и т.п. Но, с другой стороны, для аптеки это ведь может быть контрольная закупка... Со всеми вытекающими отсюда последствиями, с грустью констатировала Елена Неволина.
Подготовлено по материалам региональной конференции ААУ "СоюзФарма" (Москва и Московская обл.)