26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Можно ли при наличии фармацевтической лицензии хранить лекарственные средства на сторонних фармацевтических складах, не указанных в лицензии, а также отгружать клиентам лекарственные средства непосредственно с этих сторонних складов на основании п. 6 приказа Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 №646н "Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Хранение и отпуск лекарственных препаратов по адресу, не указанному в лицензии, и отпуск препаратов с данного склада является нарушением лицензионных требований.

Обоснование вывода:

Согласно п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон №61-ФЗ), под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов. Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 52 Закона №61-ФЗ, п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", далее — Закон №99-ФЗ).

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности определяется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 №547 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (далее — Положение). Данным Постановлением утвержден также Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность. В данный перечень включены в том числе хранение лекарственных средств и препаратов и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (пп. 2, 3, 7 Приложения).

Положением предусмотрено, что соискатель лицензии обязан иметь в наличии производственные объект или объекты (помещения, здания, сооружения) и оборудования по месту осуществления фармацевтической деятельности, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования (п. 12).

Пунктом 8 ст. 3 Закона №99-ФЗ определено, что под местом осуществления вида деятельности, подлежащего лицензированию, понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 18 Закона №99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Данные сведения вносятся в реестр лицензий уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, поданного лицензиатом (его правопреемником или иным предусмотренным федеральным законом лицом) (ч. 1.4 ст. 18 Закона №99-ФЗ). Данный порядок также предусмотрен п. 12 Положения, согласно которому при намерении осуществлять фармацевтическую деятельность по адресу, не предусмотренному реестром лицензий, необходимо подать заявление о внесении изменений в реестр лицензий, указав в нем требуемые сведения.

Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности. При намерении осуществлять фармацевтическую деятельность (в том числе хранение и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения) по адресу, не указанному в лицензии, лицензиат обязан пройти процедуру переоформления лицензии.

Отдельно отметим, что только для организаций оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения Положением (подп. к) п. 4, подп. в) п. 8) предусмотрена отдельная возможность передачи работ (услуг) на аутсорсинг в части хранения лекарственных средств для медицинского применения при соблюдении особых условий:

  • с лицом, которому данная деятельность передается на аутсорсинг, должен быть заключен договор (от 12 месяцев) о передаче работ (услуг) на аутсорсинг (в части хранения лекарственных средств для медицинского применения);
  • указанное лицо должно иметь лицензию на осуществление фармацевтической деятельности по осуществлению выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих деятельность по оптовой торговле лекарственными средствами для медицинского применения;
  • указанное лицо должно иметь работников, которые соответствуют определенным требованиям, заключили с ним трудовые договоры и деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением.

При этом сведения о передаче данной деятельности на аутсорсинг и о наличии соответствующего договора подлежат представлению в лицензирующий орган как в случае первичного получения лицензии (подп. в), г) п. 8 Положения), так и в случае переоформления лицензии при намерении осуществлять деятельность по иному адресу (подп. б), е) п. 12 Положения). При расторжении договора о передаче работ (услуг) на аутсорсинг (в части хранения лекарственных средств для медицинского применения) лицензиат обязан направить в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения заявление о внесении изменений в реестр лицензий в части исключения производственного объекта или объектов из реестра лицензий (подп. а) п. 6 Положения). Таким образом, при передаче данной деятельности на аутсорсинг организации оптовой торговли также обязаны вносить изменения в реестр лицензий.

Таким образом, хранение и отпуск лекарственных препаратов со стороннего склада, не включенного в реестр лицензий, является нарушением.

Вывод о необходимости внесения изменений в реестр лицензий подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановление Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 марта 2016 г. по делу №5-152/2016, постановление Нарьян–Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2017 г. по делу №5-18/2017, решение Арбитражного суда Рязанской области от 10 февраля 2021 г. по делу №А54-109/2021, решение Арбитражного суда Ростовской области от 18 августа 2021 г. по делу №А53-24140/2021).

Нарушение данного требования влечет ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Елена Казакова, эксперт
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики управление:
Несоответствие регудостоверений при приемке лекпрепаратов

Является ли несоответствие регистрационного удостоверения при поставке лекарственного средства и регистрационного удостоверения, указанного в государственном контракте, основанием для отказа в приемке товара?

Может ли ОАО закупать лекарства в аптечной сети

1. Может ли ОАО, которое имеет в структуре здравпункт и лицензию на осуществление медицинской деятельности, зарегистрированную в системе мониторинга, осуществлять закупку лекарственных средств в розничной сети аптечных организаций?

Правомерны ли ограничения при проведении акций в аптеках

Аптечной организацией проводится акция при продаже лекарственных препаратов для медицинского применения. При условии приобретения двух единиц товара второй товар предоставляется со скидкой. Во избежание скупки большого количества товара в одни руки по акционным условиям, в результате которой товар может попасть в перепродажу, акция предусматривает ограничения по количеству товара.

Одиночные аптеки начинают и выигрывают

С каждым годом число аптек в нашей стране увеличивается, причем не только в мегаполисах, но и в городах с меньшей плотностью населения. Однако пока федеральные сети только приходят и осваиваются в новых для себя населенных пунктах, работающие там долгие годы одиночные аптечные учреждения и государственные аптеки давно завоевали лояльность потребителя.

Льготы для гражданина с заболеванием "диабет"

Вправе ли гражданин, имеющий заболевание "диабет", но не имеющий инвалидность и не относящийся ни к одной из групп населения, указанных в Приложении №1 к постановлению Правительства №890 от 30.07.1994, в соответствии с этим нормативным актом претендовать на получение всего перечня лекарственных средств, в том числе игл для инсулиновых шприцев?

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban