29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

В бюджетном медицинском учреждении есть аптека, которая централизованно получает медикаменты и расходные материалы и отпускает их отделениям стационара, поликлиникам, фельдшерско–акушерским пунктам.
Согласно «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения...», утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747, каждая накладная (требование) на выдачу лекарственных средств в отделения (кабинеты) просчитывается заведующим аптекой или лицом, на то уполномоченным, для определения стоимости отпущенных материальных ценностей.

Стоимость каждого наименования лекарственных средств и их общая сумма указываются в накладной (требовании), передаваемой аптеке, по фактической стоимости каждой единицы. Однако согласно учетной политике учреждения выбытие (отпуск) производится по средней фактической стоимости.

Чем регламентируются в данной ситуации правила документооборота и технология обработки учетной информации, включая порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов, в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете? Какой метод учреждение должно применять, определяя размер расходов при списании медикаментов и перевязочных средств – по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости?

ОТВЕТ:

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 №402–ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон №402–ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

При этом формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч. 4 ст. 9 Закона №402–ФЗ).

Пунктом 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 №157н (далее — Инструкция №157н), определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству РФ, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти.

Согласно положениям ст. 165 БК РФ, ч. 1 ст. 22 Закона №402–ФЗ и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №329, осуществление и порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях определяется Минфином России.

Таким образом, для целей бухгалтерского учета бюджетным учреждением при отражении фактов хозяйственной жизни должны оформляться именно формы первичных учетных документов, предусмотренные положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 №174н (далее — Инструкция №174н), и приказом Минфина России от 15.12.10 №173н.

Положения же «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения...», утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747 (далее — Инструкция №747), могут применяться только в части, не противоречащей действующему законодательству.

В частности, положения Инструкции №747 могут применяться при ведении предметно–количественного учета лекарственных средств для медицинского применения, предусмотренного ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Правила документооборота и технология обработки учетной информации, в т.ч. порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете, а также определение метода, который учреждение будет применять, определяя размер расходов при списании медикаментов и перевязочных средств (по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости), закрепляются локальным актом, утверждаемым в рамках формирования учетной политики учреждения (п.п. 6, 108, 109 Инструкции №157н).

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации вполне обоснованным будет решение учреждения, согласно которому списание медикаментов и перевязочных средств будет осуществляться на основании первичного учетного документа, предусмотренного Инструкцией №174н (например, Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230)), оформляемого профильной комиссией учреждения с установленной учетной политикой (графиком документооборота) периодичностью.

При этом в данном документе (Акте) будут заполнены все предусмотренные реквизиты, включая и стоимостные показатели, а накладные (требования) на выдачу лекарственных средств, подписанные материально ответственными лицами, с указанием только количественных показателей, будут являться приложениями к указанному документу (Акту).

Другим выходом в рассматриваемой ситуации может явиться комплексная автоматизация учетных процедур в учреждении, при которой накладные (требования) на выдачу лекарственных средств будут формироваться ответственными лицами с использованием единого программного продукта сразу со стоимостными показателями.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александр Семенюк

логоГарант

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия