Вопрос — ответ специалистов
Гражданин вправе заниматься любой, не запрещенной законом предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 18, ст. 23 ГК РФ).
Законодательство не ограничивает физических лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, в возможности заключать трудовые договоры с организациями и другими предпринимателями, вступать с указанными лицами в трудовые правоотношения в качестве их работников. Иными словами, законодательство (в т.ч. и трудовое) не запрещает гражданам совмещать трудовую деятельность с предпринимательской. То обстоятельство, что работник является индивидуальным предпринимателем, не влияет на характер отношений между ним и его работодателем.
Следовательно, факт регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя сам по себе не может ограничить его в праве на заключение трудового договора в статусе работника с другим предпринимателем (организацией) как по основному месту работы, так и по совместительству. Это касается и рассматриваемой ситуации. Запретов на совмещение фармацевтической деятельности, осуществляемой гражданином в рамках предпринимательской деятельности, с работой по трудовому договору в должности провизора в аптечных организациях правовыми актами не установлено.
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Денис Инчин, Алексей Александров
В соответствии с ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в т.ч. методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, допускается в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Возможно ли размещение в сети Интернет электронной версии такого специализированного печатного издания с сохранением всей рекламы, размещенной в печатном варианте издания?
Или это будет рассматриваться как реклама, противоречащая требованиям ст. 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе»?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Согласно ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в т.ч. методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
По смыслу данной нормы, размещение такой рекламы осуществляется в средствах массовой информации, имеющих статус периодического печатного издания. Сайт в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» (электронная версия периодического печатного издания), зарегистрированный в качестве средства массовой информации, является сетевым изданием, а не периодическим печатным изданием (см. абзацы третий, четвертый и шестнадцатый ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 №2124–1 «О средствах массовой информации»).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25.11.03 331-ст) также разграничивает понятия печатного издания и электронного издания. Так, печатное издание — это издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное, тогда как под электронным изданием понимается издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.
Таким образом, размещение рекламы лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в т.ч. методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, в электронной версии периодического печатного издания, по нашему мнению, будет являться нарушением законодательства о рекламе.
Обращаем ваше внимание, что высказанная точка зрения является экспертным мнением. Учитывая отсутствие правоприменительной практики и разъяснений официальных органов по рассматриваемой ситуации, рекомендовали бы обратиться в ФАС России за получением письменных разъяснений по данному вопросу на основании п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №331.
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елена Ложечникова, Максим Золотых