Прежде всего, напомним, что Федеральный закон от 05.04.13 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) вступил в силу только 1 января 2014 г. Поэтому какая–либо правоприменительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона №44-ФЗ, в реестре контрактов, заключенных заказчиками (далее — Реестр), должна содержаться информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, которая, в соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона №44-ФЗ, направляется заказчиком для включения в Реестр в течение 3 рабочих дней с даты исполнения контракта.
Как видим, Законом №44-ФЗ не предусмотрена обязанность направления заказчиком сведений о факте каждой оплаты принятого заказчиком товара. Не предусмотрена такая обязанность и Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.13 №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (пп. «к» п. 2 Правил). Более того, ни Законом №44-ФЗ, ни Правилами не предусмотрена необходимость направления в Реестр сведений об исполнении этапа контракта.
Буквальное толкование указанных норм в совокупности с п. 1 ст. 408, ст. 328 ГК РФ позволяет сделать вывод, что под исполнением контракта следует понимать прекращение надлежащим исполнением всех обязательств по нему, а не отдельно взятых обязательств. Поэтому, на наш взгляд, направлять в Реестр сведения об исполнении контракта (в том числе об оплате товара) необходимо после приемки всех товаров, предусмотренных контрактом, и их оплаты.
Вместе с тем, помимо направления заказчиком сведений об исполнении контракта для включения в Реестр, в соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ заказчик обязан разместить на официальном сайте отчет об исполнении контракта (отдельных его этапов). В таком отчете, в частности, должна содержаться информация об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта (п. 1 ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
К сожалению, Закон №44-ФЗ не содержит определения понятия «этап исполнения контракта». Более того, не содержат определения этого понятия и иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон №44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Соответственно, не до конца ясно, что имеется в виду под «этапом исполнения контракта» в Законе №44-ФЗ в иных случаях. По нашему мнению, под «этапами исполнения контракта» также могут пониматься поставка отдельных партий товара в определенные периоды поставки (п. 1 ст. 508 ГК РФ). Также «этапами исполнения контракта» могут быть названы исполнения отдельных обязательств по контрактам, являющимися смешанными договорами (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Например, по контракту поставки товара с монтажом и проведением пусконаладочных работ можно выделить этапы поставки товара, его монтажа и пуско-наладки.
На практике, полагаем, необходимо исходить из разъяснений, данных в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 №51 конкретно по этапам работ по договору строительного подряда. Из данных разъяснений следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором. Приемка результатов отдельных работ, работ за отдельный период, для проведения расчетов не является приемкой результатов отдельных этапов работ, с которыми закон связывает переход риска гибели таких результатов на заказчика. Полагаем, та же логика должна быть применена и в отношении других видов договоров.
Поэтому в случае поставки товара, выделение отдельных этапов исполнения контракта, полагаем, зависит от условий конкретного контракта — если контракт предусматривает поставку отдельными партиями или по отдельным отгрузочным разнарядкам (спецификация и т.п.), такие партии или отдельные отгрузки могут быть охарактеризованы как отдельные этапы исполнения контракта.
Сказанное подтверждают положения п. «м» пп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 гг., утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.13 №544/18н, в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, в столбце 12 плана–графика указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг — периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода).
При этом ни Законом №44-ФЗ, ни Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.13 №1093, не предусмотрена обязанность размещения указанного отчета в случае каждой оплаты принятого заказчиком товара. По смыслу положений пп. «а» и пп. «б» п. 3 Положения, отчет об исполнении контракта размещается в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, то есть по факту исполнения контракта полностью, либо исполнения конкретного этапа, предусмотренного контрактом. При этом в соответствии с п. 9 Положения заказчиком оформляются лишь два вида отчета: отчет в целом и отчет о результатах исполнения отдельного этапа исполнения контракта.
Таким образом, на наш взгляд, заказчик обязан размещать на официальном сайте отчеты об исполнении этапа контракта только в том случае, когда контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение и это зафиксировано в столбце 12 плана-графика на 2014 год. Само по себе исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в разное время в течение срока действия контракта не является его исполнением по этапам. В таком случае, полагаем, заказчик обязан разместить отчет об исполнении контракта только после исполнения всех обязательств, предусмотренных контрактом.
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Надежда Верхова, Аркадий Серков