29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Контракт на поставку товара (лекарственных средств) был заключен в 2013 г. в рамках Федерального закона от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при этом срок действия контракта — до 31 марта 2014 г.

Необходимо ли в данном случае руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.13 №44–ФЗ в части, касающейся приемки товара и составления отчета об исполнении контракта? Если да, нужно ли в отчете об исполнении контракта указывать количество единиц принятого товара (лекарственных средств), либо можно общее количество?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В приведенной ситуации заказчик обязан выполнять предусмотренные Федеральным законом от 05.04.13 №44–ФЗ обязанности, связанные с приемкой товара и составлением отчета об исполнении контракта.

В отчете об исполнении контракта следует указывать количество единиц и наименование каждого приобретенного ЛС.

ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ:

Прежде всего, напомним, что Федеральный закон от 05.04.13 №44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44–ФЗ) вступил в силу только 1 января 2014 г. Поэтому правоприменительная практика по нему на сегодняшний день не сформировалась, официальных разъяснений по заданному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого закона.

И обязанность заказчика — провести экспертизу соответствия условиям контракта предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом (ч. 3 ст. 94 Закона №44–ФЗ), и обязанность заказчика — разместить в ЕИС отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона №44–ФЗ), как видно из положений Закона №44–ФЗ, возникают независимо от наличия соответствующих условий в тексте контракта.

Согласно ч. 1 ст. 112 Закона №44–ФЗ этот Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС или на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона №44–ФЗ. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона №44–ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 этого Закона.

Поэтому, если контракт, заключенный в 2013 г., исполняется после 1 января 2014 г., т.е. в период действия Закона №44–ФЗ, у заказчика, как нам представляется, возникают указанные выше обязанности, предусмотренные ч. 3 ст. 94 и ч. 9 ст. 94 Закона №44–ФЗ.

1. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами либо силами привлеченных экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом №44–ФЗ. При этом в силу ч. 1 ст. 41 Закона №44–ФЗ заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных этим Законом. Иными словами, по общему правилу, экспертиза может проводиться работниками самого заказчика, и лишь в установленных законом случаях заказчик обязан с соблюдением установленного Законом №44–ФЗ порядка привлечь для проведения экспертизы третьих лиц.

Обязанность заказчика привлекать для проведения экспертизы, предусмотренной ч. 3 ст. 94 Закона №44–ФЗ, экспертов или экспертные организации установлена только для случаев, перечисленных в ч. 4 указанной статьи:

  • при закупке товаров, работ, услуг у единственного контрагента, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1, 4–6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 ч. 1 ст. 93 Закона №44–ФЗ;
  • в иных случаях обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Эти случаи могут быть определены Правительством РФ, однако на настоящий момент соответствующий нормативный акт Правительством РФ не принят.

Соответственно, во всех иных случаях проверки результатов исполнения контракта заказчик вправе проводить экспертизу своими силами, т.е. своих работников. А поскольку требования к процедуре проведения экспертизы законом не установлены, фактически она равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки, проведение которой и до вступления в силу Закона №44–ФЗ было предусмотрено законодательством (ст. 474, п.п. 2, 3 ст. 513, п.п. 1–3 ст. 720 ГК РФ, ч. 12 ст. 9 Закона №94–ФЗ).

2. Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в ч. 9 ст. 94 Закона №44–ФЗ, и его форма (далее — Порядок и Форма соответственно) утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.13 №1093.

В силу п.п. «г», п.п. «д» п. 24 Порядка в отчете должно быть указано количество (объем) поставляемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ по контракту (по отдельному этапу исполнения контракта) с указанием через символ "/" единиц измерения по ОКЕИ (в случае если объект закупки может быть количественно измерен). При этом в разделе I формы отчета указываются:

  • в графе «Наименование товара, работы, услуги» — предмет контракта;
  • в графе «Код по ОКПД» – код по Общероссийскому классификатору продукции по экономической деятельности, к которому относится предмет контракта.

Таким образом, в отчете об исполнении контракта количество товара должно быть указано в точном соответствии с предметом контракта. Предметом договора поставки является условие о наименовании и количестве товара (п. 5 ст. 454, п. 3 ст. 455, ст.ст. 465, 506 ГК РФ). Следовательно, если по условиям контракта закупается несколько видов (наименований) товаров, в отчете необходимо отразить в соответствующих единицах измерения сведения о количестве каждого вида товара, поставленного по контракту.

В связи с этим обращаем внимание, что в случае, если объектом закупки являются ЛС, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть ЛС с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также ЛС с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований — с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона №44–ФЗ). Аналогичная по существу норма содержалась в ч. 2.2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.05 №94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Поэтому полагаем, что в отчете об исполнении контракта на поставку лекарственных средств должны быть включены соответствующие содержанию контракта сведения о количестве каждого приобретаемого лекарственного средства (с указанием международных непатентованных или химических, группировочных наименований).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Надежда Верхова, Алексей Александров

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия