10.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
10.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Территориальный орган Росздравнадзора произвел отбор проб лекарственных средств и материалов с целью контроля их качества. Соответствующим протоколом отбора не предусмотрено положений о возврате медикаментов в учреждение после проведения контроля.

Как бюджетному учреждению произвести списание данных медикаментов? Какие бухгалтерские счета необходимо использовать?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание медикаментов в случае отбора проб контролирующими органами может быть отражено в учете бюджетного учреждения с применением счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами". Возможность применения данной корреспонденции следует согласовать с уполномоченным органом.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:

Бюджетные учреждения при организации бухгалтерского учета руководствуются положениями:

  • "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утв. приказом Минфина России от 01.12.10 №157н (далее — Инструкция №157н);
  • "Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений", утв. приказом Минфина России от 16.12.10 №174н (далее — Инструкция №174н).

Медикаменты учитываются в бюджетном учреждении в составе материальных запасов на счете 0 105 31 000 "Медикаменты и перевязочные средства" (п.п. 117, 118 Инструкции №157н). В соответствии с п. 34 Инструкции №157н выбытие материальных запасов (в т.ч. в результате принятия решения об их списании) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом, если иное не установлено Инструкцией №157н.

Такого основания выбытия материальных запасов, как отбор проб с целью контроля качества, положения Инструкции №157н и Инструкции №174н не предусматривают, в связи с чем корреспонденции для отражения в учете таких операций в Инструкции №174н отсутствуют. При отсутствии в Инструкции №157н корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции №157н (абз. 2 п. 4 Инструкции №174н).

Порядок осуществления выборочного контроля качества лекарственных средств для медицинского применения утвержден приказом Росздравнадзора от 07.08.15 №5539 (далее — Порядок №5539). В соответствии с п. 29 Порядка №5539 образцы отобранных территориальным органом Росздравнадзора лекарственных средств, удовлетворяющие требованиям нормативной документации, возвращаются субъектам обращения лекарственных средств при указании в протоколе отбора образцов лекарственных средств информации о необходимости их возврата. В вашей ситуации необходимость возврата образцов соответствующим протоколом не закреплена*(1). Соответственно, возврат медикаментов в учреждение произведен не будет и необходимо отразить их списание с балансового учета по причине передачи в установленном порядке контролирующим органам.

Из анализа положений п. 37 Инструкции №174н, в котором описан порядок отражения в учете бюджетного учреждения операций по выбытию материальных запасов, следует, что списание медикаментов может быть отражено с применением следующих счетов:

  • 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" — относительно выбытия израсходованных материальных запасов, потерь в объеме норм естественной убыли;
  • 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" — для материальных запасов, пришедших в негодность вследствие физического износа (относительно медикаментов это, как правило, истечение срока их годности), а также согласно принятию решения об их списании вследствие выбытия объектов помимо воли бюджетного учреждения (при выявленных недостачах, хищениях, уничтожениях при террористических актах);
  • 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" — относительно выбытия материальных запасов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий, иных бедствий, природного явления, катастрофы, согласно принятому решению об их списании.

В рассматриваемой ситуации в целях определения возможности использования того или иного кода КОСГУ обратимся также к порядку применения бюджетными учреждениями в целях бухгалтерского учета соответствующих кодов КОСГУ, установленному п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.13 №65н (далее — Указания №65н). В частности, подстатьи 172, 272, 273 КОСГУ для отражения операций с материальными запасами применяются в следующем порядке:

  • на подстатью 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат от операций с активами (в т.ч. с материальными запасами);
  • на подстатью 272 "Расходование материальных запасов" КОСГУ относятся операции, отражающие уменьшение финансового результата, связанное со списанием материальных запасов (израсходованных на нужды учреждения, естественной убыли, а также пришедших в негодность в результате их использования);
  • на подстатью 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" КОСГУ относятся операции, отражающие финансовый результат, возникший вследствие чрезвычайных ситуаций, в частности, списание материальных запасов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (в т.ч. недостач и потерь, образовавшихся по указанным причинам).

С учетом приведенных положений наиболее широкое толкование в части возможности применения кода КОСГУ в целях отражения хозяйственных операций с материальными запасами имеет подстатья 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ. Другие коды КОСГУ (272, 273), применяемые для отражения операций по списанию материальных запасов, предполагают ограниченный перечень хозяйственных операций, относимых на них в соответствии с положениями Указаний №65н.

Поэтому списание медикаментов в случае отбора проб контролирующими органами может быть отражено в учете бюджетного учреждения с применением счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" по согласованию с финансовым органом, на счете которого учреждению открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя).

В качестве первичного учетного документа, применяемого для отражения списания медикаментов в данной ситуации, может быть составленный профильной комиссией учреждения Акт о списании материальных запасов (форма 0504230), к которому прикладывается копия протокола отбора.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Валентина Сульдяйкина

www.garant.ru

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики управление:
Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг