18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

ГУП осуществляет как оптовую, так и розничную торговлю лекарственными средствами (имеет сеть аптек). Имеет соответствующие лицензии.

Признается ли оно аптечной организацией для целей осуществления закупок в рамках Федерального закона от 18.07.11 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в редакции Федерального закона от 07.06.17 №108-ФЗ?

Федеральным законом от 07.06.17 №108–ФЗ (далее — Закон №108-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.13 №44–ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон №44–ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.11 №223–ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон №223-ФЗ) в части, касающейся осуществления закупок товаров, работ и услуг (далее также — закупки) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.

Как следует из п. 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона №44-ФЗ в редакции Закона №108–ФЗ, государственные, муниципальные унитарные предприятия (далее также — унитарные предприятия) осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона №44–ФЗ за исключением, в частности, закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с положением о закупке (ч. 3 ст. 2 Закона №223-ФЗ) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.

В силу пп. "в" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона №223–ФЗ установленные этим федеральным законом общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке распространяются на государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия при наличии у них утвержденного в установленном порядке положения о закупке и размещении этого документа до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — ЕИС) в связи с осуществлением закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.

До 01.09.17 унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить положение о закупке для осуществления закупок, предусмотренных п. 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона №44-ФЗ и пп. "в" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона №223–ФЗ, в 2017 г. (ч. 42 ст. 112 Закона №44–ФЗ, ч. 12 ст. 8 Закона №223–ФЗ).

Частью 13 ст. 8 Закона №223–ФЗ предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе осуществлять закупки в соответствии с этим федеральным законом после размещения положения о закупке и плана закупки в ЕИС.

Как видно из приведенных положений, они допускают осуществление унитарными предприятиями закупок товаров, работ и услуг в соответствии с нормами Закона №223-ФЗ при одновременном наличии следующих условий:

  • унитарное предприятие является аптечной организацией;
  • унитарное предприятие осуществляет закупку без привлечения бюджетных средств (за счет внебюджетных источников);
  • до 01.09.17 в ЕИС размещено положение о закупке и план закупки, предусматривающие возможность осуществления унитарным предприятием закупок в соответствии с Законом №223–ФЗ.

При этом приведенные выше нормы не ограничивают закупки, осуществляемые унитарным предприятием в соответствии с Законом №223–ФЗ, какими-либо видами товаров, работ и услуг, в частности, лекарственными средствами или лекарственными препаратами. Следовательно, в силу этих законоположений унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе без привлечения бюджетных средств закупать любые товары, работы и услуги, руководствуясь правилами Закона №223–ФЗ.

Определение понятия аптечной организации содержится в п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее — Закон №61–ФЗ). В соответствии с этой нормой аптечная организация определяется как организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Закона №61–ФЗ.

На наш взгляд, с учетом правил п.п. 28, 29 ст. 4 Закона №61–ФЗ под организацией в контексте п. 35 ст. 4 этого федерального закона необходимо понимать юридическое лицо, осуществляющее соответствующую деятельность. Иными словами, аптечная организация – это юридическое лицо (или структурное подразделение медицинской организации), которое осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения. Этот вывод подтверждается и п. 12 ст. 2 Федерального закона от 21.11.11 №323–ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон №323–ФЗ), который относит аптечные организации к юридическим лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность.

При этом из положений Закона №61–ФЗ и Закона №323–ФЗ не следует, что аптечной организацией признается только та организация, к видам деятельности которой относится исключительно розничная торговля лекарственными препаратами и иная деятельность, обозначенная в п. 35 ст. 4 Закона №61–ФЗ. Закон не наделяет юридическое лицо, являющееся аптечной организацией, специальной правоспособностью (ст. 49 ГК РФ), исключая для нее возможность осуществлять иные виды деятельности, кроме поименованных в упомянутом пункте.

Поэтому, с нашей точки зрения, для признания наличия у юридического лица статуса аптечной организации достаточно того, что оно осуществляет деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами, хранению, перевозке, изготовлению и отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения. Осуществление таким юридическим лицом иных видов деятельности, например, по оптовой торговле лекарственными средствами, не означает, что оно не является аптечной организацией.

В то же время п. 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона №44–ФЗ и пп. "в" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона №223–ФЗ не ограничивают применение унитарными предприятиями норм Закона №223-ФЗ только закупкой лекарственных препаратов или других видов товаров, а также работ и услуг, предназначенных для розничной торговли лекарственными препаратами или осуществления иных видов деятельности, составляющих предмет деятельности аптечной организации.

Буквальное толкование этих положений позволяет прийти к выводу о том, что унитарное предприятие, являющееся аптечной организацией, вправе в соответствии с требованиями Закона №223–ФЗ закупать за счет внебюджетных источников финансирования любые товары, работы и услуги независимо от их использования в рамках деятельности аптечной организации или иных видов деятельности, осуществляемых таким юридическим лицом.

Однако этот вывод является лишь нашим экспертным мнением, основанным на буквальном прочтении норм Закона №44–ФЗ и Закона №223–ФЗ в новой редакции. Официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики по этому вопросу мы не обнаружили. Поэтому мы не можем исключить вероятности того, что изложенное нами мнение не совпадет с позицией контролирующих органов по этому вопросу. За официальными разъяснениями по данному вопросу заказчик может обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №331).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павел Ерин

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
   
Статьи подрубрики управление:
Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг