Признается ли оно аптечной организацией для целей осуществления закупок в рамках Федерального закона от 18.07.11 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в редакции Федерального закона от 07.06.17 №108-ФЗ?
Федеральным законом от 07.06.17 №108–ФЗ (далее — Закон №108-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.13 №44–ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон №44–ФЗ) и Федеральный закон от 18.07.11 №223–ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон №223-ФЗ) в части, касающейся осуществления закупок товаров, работ и услуг (далее также — закупки) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.
Как следует из п. 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона №44-ФЗ в редакции Закона №108–ФЗ, государственные, муниципальные унитарные предприятия (далее также — унитарные предприятия) осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона №44–ФЗ за исключением, в частности, закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с положением о закупке (ч. 3 ст. 2 Закона №223-ФЗ) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.
В силу пп. "в" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона №223–ФЗ установленные этим федеральным законом общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке распространяются на государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия при наличии у них утвержденного в установленном порядке положения о закупке и размещении этого документа до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — ЕИС) в связи с осуществлением закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.
До 01.09.17 унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе изменить положение о закупке для осуществления закупок, предусмотренных п. 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона №44-ФЗ и пп. "в" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона №223–ФЗ, в 2017 г. (ч. 42 ст. 112 Закона №44–ФЗ, ч. 12 ст. 8 Закона №223–ФЗ).
Частью 13 ст. 8 Закона №223–ФЗ предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе осуществлять закупки в соответствии с этим федеральным законом после размещения положения о закупке и плана закупки в ЕИС.
Как видно из приведенных положений, они допускают осуществление унитарными предприятиями закупок товаров, работ и услуг в соответствии с нормами Закона №223-ФЗ при одновременном наличии следующих условий:
- унитарное предприятие является аптечной организацией;
- унитарное предприятие осуществляет закупку без привлечения бюджетных средств (за счет внебюджетных источников);
- до 01.09.17 в ЕИС размещено положение о закупке и план закупки, предусматривающие возможность осуществления унитарным предприятием закупок в соответствии с Законом №223–ФЗ.
При этом приведенные выше нормы не ограничивают закупки, осуществляемые унитарным предприятием в соответствии с Законом №223–ФЗ, какими-либо видами товаров, работ и услуг, в частности, лекарственными средствами или лекарственными препаратами. Следовательно, в силу этих законоположений унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе без привлечения бюджетных средств закупать любые товары, работы и услуги, руководствуясь правилами Закона №223–ФЗ.
Определение понятия аптечной организации содержится в п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее — Закон №61–ФЗ). В соответствии с этой нормой аптечная организация определяется как организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Закона №61–ФЗ.
На наш взгляд, с учетом правил п.п. 28, 29 ст. 4 Закона №61–ФЗ под организацией в контексте п. 35 ст. 4 этого федерального закона необходимо понимать юридическое лицо, осуществляющее соответствующую деятельность. Иными словами, аптечная организация – это юридическое лицо (или структурное подразделение медицинской организации), которое осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения. Этот вывод подтверждается и п. 12 ст. 2 Федерального закона от 21.11.11 №323–ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон №323–ФЗ), который относит аптечные организации к юридическим лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность.
При этом из положений Закона №61–ФЗ и Закона №323–ФЗ не следует, что аптечной организацией признается только та организация, к видам деятельности которой относится исключительно розничная торговля лекарственными препаратами и иная деятельность, обозначенная в п. 35 ст. 4 Закона №61–ФЗ. Закон не наделяет юридическое лицо, являющееся аптечной организацией, специальной правоспособностью (ст. 49 ГК РФ), исключая для нее возможность осуществлять иные виды деятельности, кроме поименованных в упомянутом пункте.
Поэтому, с нашей точки зрения, для признания наличия у юридического лица статуса аптечной организации достаточно того, что оно осуществляет деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами, хранению, перевозке, изготовлению и отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения. Осуществление таким юридическим лицом иных видов деятельности, например, по оптовой торговле лекарственными средствами, не означает, что оно не является аптечной организацией.
В то же время п. 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона №44–ФЗ и пп. "в" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона №223–ФЗ не ограничивают применение унитарными предприятиями норм Закона №223-ФЗ только закупкой лекарственных препаратов или других видов товаров, а также работ и услуг, предназначенных для розничной торговли лекарственными препаратами или осуществления иных видов деятельности, составляющих предмет деятельности аптечной организации.
Буквальное толкование этих положений позволяет прийти к выводу о том, что унитарное предприятие, являющееся аптечной организацией, вправе в соответствии с требованиями Закона №223–ФЗ закупать за счет внебюджетных источников финансирования любые товары, работы и услуги независимо от их использования в рамках деятельности аптечной организации или иных видов деятельности, осуществляемых таким юридическим лицом.
Однако этот вывод является лишь нашим экспертным мнением, основанным на буквальном прочтении норм Закона №44–ФЗ и Закона №223–ФЗ в новой редакции. Официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики по этому вопросу мы не обнаружили. Поэтому мы не можем исключить вероятности того, что изложенное нами мнение не совпадет с позицией контролирующих органов по этому вопросу. За официальными разъяснениями по данному вопросу заказчик может обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №331).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павел Ерин