Последний год выявил слабые места в системах здравоохранения многих стран и стал для них своеобразной проверкой на прочность.
Директор НИИОЗММ Департамента здравоохранения Москвы проф. Елена Аксенова обращает внимание на изменения в общемировом здравоохранении и московском, в частности. Коронавирус выступил мощным катализатором развития в сфере медицины и цифровых технологий. Все внимание сфокусировалось на человеке, врач стал значимым экспертом в социальной и политической сфере мегаполисов и целых стран, а роль науки и технологий как средств трансформации медицины и здравоохранения усилилась.
Влияет на изменение в здравоохранении и демографическая ситуация, характеризующаяся старением населения, трансграничной миграцией и уменьшением числа молодежи, а это значит, что в будущем больше внимания будет уделяться профилактике заболеваний, лечению и реабилитации пациентов старшего поколения. При этом все больше людей пользуются интернетом, ведут активную жизнь в соцсетях и выстраивают цифровые коммуникации, и в связи с этим здравоохранение будет активнее использовать интернет–технологии. Важно и то, что люди стремятся улучшить качество жизни: они чаще выбирают жизнь в городе, больше спят, чуть меньше работают, предпочитают трудиться удаленно и лучше планируют свое свободное время. Им необходимо разнообразное питание, безопасность, чистота в городе, гарантированное жилье и, конечно же, качественная и доступная медпомощь.
Предполагается, что финансирование системы здравоохранения увеличится не только за счет прямых вложений, но и за счет привлечения инвестиций в науку и технологии, связанные со здоровьем. Активно будут развиваться такие направления, как вакцинация, цифровое здравоохранение, использование моделей и симуляции в медицине.
Какие технологии сегодня меняют модель организации здравоохранения в столице? Прежде всего, телемедицина, получившая развитие в условиях пандемии. Если в 2019 г. телемедицинский центр в Москве провел 2206 консультаций, то в следующем году их стало уже более 5,8 млн. Далее идут цифровые платформы для выстраивания коммуникации между пациентом и врачом. К успехам в этой области можно отнести создание цифровой платформы для реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями. Когда из–за пандемии оказание плановой медпомощи было приостановлено, уже в мае 2020 г. появилась цифровая платформа "Дневной стационар 2.0" с мультидисциплинарными бригадами медиков. Благодаря этому дети смогли пройти реабилитацию, а родители получили консультации специалистов и психологическую поддержку.
Также в столице был создан Референс-центр лучевой диагностики. Его задачи — централизация дистанционного описания рентгенологических исследований, улучшение условий труда врачей–рентгенологов, стандартизация описаний лучевых исследований, непрерывное обучение специалистов лучевой диагностики и создание условий для постоянного обмена опытом между специалистами. В среднем Центр описывает 15 тыс. изображений в неделю, при этом на этих снимках с помощью экспертов обучаются нейросети.
Изменилась и работа лабораторно–диагностической службы. Была разработана масштабная система тестирования на COVID–19 по целевым группам, внедрено обязательное и бесплатное ПЦР–тестирование пациентов с признаками ОРВИ. Работают и ИФА–центры, где проходит тестирование на антитела и выявление бессимптомных носителей болезни.
Всего за прошлый год было проведено примерно 233 млн. исследований.
Многие медорганизации прошли перепрофилирование, а также в столице открылись временные госпитали. Последние стали цифровыми: в них нет электронного документооборота, а вся история пациента вносится с помощью планшета.
Опыт показывает, что в будущем нужна разработка специальных механизмов оперативного перепрофилирования и определение сигналов, показывающих необходимость перепрофилирования медучреждений и коек в них в случае чрезвычайных ситуаций, как, например, с COVID–19.
С учетом текущей ситуации усиливается важность новых механизмов лекобеспечения и маршрутизации пациентов с хроническими заболеваниями. С прошлого года больные коронавирусом, лечащиеся амбулаторно, бесплатно получают необходимые ЛС и медтехнику. Что касается пациентов с хроническими заболеваниями, то их госпитализация снизилась на 30% за счет изменения маршрутизации и усиления первичного звена.
Главная ценность системы здравоохранения — персонал, поэтому подготовке кадров должно уделяться большое внимание. Персонал должен не только владеть нужными знаниями и навыками, но и развиваться вместе с системой и быть защищенным от профессионального выгорания.
На структурные трансформации здравоохранения влияют и поведенческие паттерны населения. Сегодня люди все больше осознают личную ответственность за свое здоровье и ставят на первое место профилактику заболеваний. Они стараются правильно питаться, заниматься спортом, избегать стрессов и вредных привычек, а также проходить профилактические осмотры.
Как изменится система здравоохранения в ближайшем будущем? Во–первых, люди будут использовать множество носимых гаджетов и бытовых приборов для измерения состояния здоровья. Во–вторых, все цифровые данные о здоровье будут интегрированы в электронную медкарту. Поликлиники перепрофилируются под работу с пациентами на дому и первичную постановку диагноза, т.е. они станут мощными диагностическими исследовательскими центрами.
Клиники станут цифровыми. В больницах появится IT-навигация с маршрутизацией с помощью смартфонов для пациентов и врачей, "умные" кровати с терминалами и палаты интенсивной терапии. Сроки госпитализации сократятся, а операции в большинстве своем будут малоинвазивными.
Изменится и коммуникация между пациентом и врачом: формат общения станет преимущественно цифровым, пациент сможет связаться с доктором в любое время, а врач в режиме реального времени с помощью гаджета сможет контролировать состояние здоровья пациентов.
Понятие здоровья расширяется
Советник председателя Правительства Республики Алтай Михаил Югай отмечает, что в настоящее время люди больше стремятся управлять своим здоровьем, причем это касается не только предотвращения болезней и улучшения самочувствия. Сегодня здоровье тесно связано с благополучием, последнее, в свою очередь затрагивает все сферы жизни человека — от духовной до социальной.
Если обратиться к теории спиральной динамики Клера Грейвза, то мы узнаем, что социум делится на восемь уровней, и человечество в своем развитии поднимается от первого до последнего из них. На каждом этапе у людей есть устоявшиеся поведенческие модели. К примеру, если человек живет в естественной среде, то в основе его поведения действия, как у других животных.
Следующая ступень — таинственный мир, наполненный духами (сегодня так живут некоторые племена), где требуется задабривать духов и держаться вместе для обеспечения общей безопасности. Далее идет жестокий и опасный мир, где каждый сам за себя. Здесь необходимо бороться за выживание и удовлетворять потребности без учета интересов других людей. Четвертый уровень — высшая власть регламентирует поведение и люди ей подчиняются, а на пятом уровне мир становится полон альтернатив и возможностей, и люди начинают прагматично накапливать преимущества для достижения успеха.
Для следующего уровня характерен гуманизм, равноправие, коллективная поддержка и забота. Здесь человек присоединяется к сообществу для того, чтобы вместе с ним разделить свое развитие. Дальше мир воспринимается как естественный органичный хаос. Люди в нем должны быть свободными, но сохранять какие–то свои принципиальные критерии отношения к миру. На последнем уровне развития мир становится единой живой сущностью. Люди должны искать в нем порядок и взаимодействие в кажущемся хаосе.
Как это связано со здоровьем? М. Югай считает, что с пятого уровня здоровье приобретает все бóльшую значимость, а на седьмом и восьмом уровне для людей важно не только оно, но и благополучие в других сферах.
Эксперт также отметил усиление роли пациента в процессе своего лечения. Если раньше все этапы от обследования до постановки диагноза и дальнейшего наблюдения контролировал исключительно врач, то теперь пациент может наблюдать за своим состоянием с помощью гаджетов, получить на руки результаты обследования и делиться опытом с другими людьми с тем же диагнозом. Получается, что медицина переходит из закрытой изолированной сферы в более доступную для понимания людьми область.
Пандемия стала неожиданностью
Распространение новой коронавирусной инфекции стало серьезным вызовом для мировых систем здравоохранения, которым не только пришлось искать ресурсы для противостояния угрозе, но и параллельно решать свои прошлые проблемы. Об опыте других стран можно узнать из материалов, собранных участниками Партнерства в контексте устойчивости национальных систем здравоохранения и их сопротивляемости кризисам (на примере пандемии COVID–19).
Научный сотрудник Лондонской школы экономики Дэн Гёки поясняет, что партнерство было учреждено ЛШЭ, Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) и компанией "АстраЗенека". Его цель — разработать и проверить основу для оценки устойчивости и сопротивляемости систем здравоохранения кризисам и разработать рекомендации для 8 стран–участниц пилотного этапа. Исследования начали проводиться полгода назад. ЛШЭ разработала базу для оценки в пяти сферах деятельности: управление, финансирование здравоохранения, трудовые ресурсы, препараты и технологии и оказание услуг, как на местном, так и на региональном уровне.
Как повлияла пандемия COVID–19 на устойчивость системы здравоохранения во всем мире? Она позволила выявить проблемы сопротивляемости систем здравоохранения кризисам и изучить в процессе восстановления, насколько они устойчивы. По итогам работы эксперты из 8 стран (Россия, Великобритания, Франция, Испания, Вьетнам, Польша, Италия, Германия) составят отдельные отчеты по странам.
Под устойчивостью в данном случае подразумевается способность системы здравоохранения постоянно выполнять свои ключевые функции по предоставлению услуг, привлечению ресурсов, финансированию и управлению, руководствуясь принципами справедливого финансирования, обеспечения равного доступа и эффективности медпомощи для улучшения здоровья населения, а также ее способность реагировать на потребности населения страны, учиться и совершенствоваться. Ее определяет надежное руководство и общественная поддержка, четко прописанные роли, обязанности и командная структура, прозрачность и подотчетность, постоянное планирование и постановка целей, а также привлечение заинтересованных сторон.
Сопротивляемость кризисам означает ее способность справляться, адаптироваться, обучаться и восстанавливаться после кризисов, которые порождены непродолжительными нарушениями работы и накопившейся перегрузкой, чтобы минимизировать их негативное воздействие на здоровье населения и режим работы служб здравоохранения. Она основывается на готовности системы здравоохранения реагировать на кризисы, особенно на фоне пандемии, меняться и адаптироваться в новых условиях, а потом проводить проверки и оценки после кризиса. Не менее важно качество процессов принятия решений — в них участвуют заинтересованные стороны, проводятся консультации с экспертами, привлекаются различные группы населения. Имеет большое значение и то, может ли сама система разрабатывать собственные руководства, и насколько понятно информация доносится до общественности.
Во многих странах наблюдались проблемы с выбором стратегии системы здравоохранения, особенно в Польше, где проводится множество реформ в сфере здравоохранения, из–за чего сложно обеспечить их последовательность. Подобная ситуация наблюдалась и в Испании — из–за смены состава правительства пересматриваются подходы к финансированию здравоохранения. В нашей стране и во Вьетнаме фокус был на долгосрочную перспективу: большое внимание уделялось повышению продолжительности жизни и снижению материнской смертности. Франция же сфокусировалась как на стратегиях, которые требуется внедрять сейчас, так и на необходимых в долгосрочной перспективе. По мнению эксперта, сейчас важны именно долгосрочные стратегии и постановка понятных целей для систем здравоохранения.
Большая проблема, с которой столкнулись страны, — неготовность к пандемии и недостаточное планирование действий. Наблюдалась нехватка тестов и СИЗ. Однако это коснулось не всех государств. Так, во Вьетнаме, где в 2003 г. была вспышка атипичной пневмонии, функционирует система для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Она подготовила систему здравоохранения к пандемии и помогла остановить распространение инфекции. Данный опыт будет полезен другим странам, он показывает, что необходимо создавать новые центры, пересматривать инфраструктуру и создавать сеть по борьбе с инфекционными заболеваниями.
Подробнее ознакомиться с отчетами можно на сайте www.weforum.org (на английском языке).
По материалам конференции "Системный сдвиг в моделях организации здравоохранения в эпоху постковид: лечение или предупреждение"