По мнению гендиректора CSC Pharma Сергея Белобородова, источниками цифровой трансформации служат улучшение старых ценностей и новая медицинская ценность. В первом случае это оптимизация, преобразование уже имеющихся технологий и заимствование новых. Во втором — основной упор делается на капитализацию, уникальность и новую ценность.
К примеру, если сравнивать традиционную медицину с современной, то выяснится, что для первой характерен фокус на популяции в целом и иерархия в отношениях между врачом и пациентом. Сегодня же во главе угла стоят индивидуальные особенности пациента и партнерство для успешного лечения.
Взаимодействие с фармкомпаниями в последние годы тоже значительно изменилось: больше внимания уделяется вебинарам, мобильным приложениям и сайтам, а не только традиционной e-mail-рассылке, конференциям и звонкам.
Какие главные тенденции определяют будущее фармацевтики? Во–первых, это появление пациентов в Консультативном совете крупнейших фармпроизводителей. Во–вторых, широкое использование возможностей ИИ для принятия медицинских решений (голосовые помощники и чат–боты, роботы–помощники для домов престарелых и больниц) и виртуальной реальности, например, для описания ЛС. Медицина станет персонализированной, с индивидуальной терапией и дозировками, будут проводиться клинические испытания крошечных микрочипов с моделями человеческих клеток, органов или целых физиологических систем.
Кроме того, в будущем на первый план выйдут биометрия, предиктивная аналитика, облачные хранения данных, получат развитие технологии лечения во сне. Все эти новшества приведут к серьезной реформе медобразования.
Дистанционная торговля: дать дорогу рецептурным
Однако все это — дело будущего, а уже сейчас необходимо внедрять имеющиеся технологии не только для развития фармотрасли, но и для своевременного обеспечения пациентов нужной терапией. Тем более, этому способствует легализация дистанционной торговли ЛС.
Директор по экономике развития "Р–Фарм" Александр Быков напомнил, что дистанционная торговля ЛС обсуждалась профессиональным сообществом на протяжении нескольких лет, и стимулом для ее быстрого внедрения стала пандемия коронавируса, когда из-за ограничительных мер пациенты испытывали трудности с приобретением препаратов в аптеках.
В марте прошлого года Президент подписал Указ №187 "О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения", согласно которому дистанционную розничную торговлю безрецептурными ЛП могут осуществлять аптечные организации с лицензией на осуществление фармдеятельности и соответствующим разрешением Росздравнадзора. Аптечная организация должна иметь лицензию на срок не менее года, а у нее должно быть хотя бы одно место осуществления фармдеятельности (до вступления в силу ПП РФ №827 их требовалось не менее десяти). При приеме заказа работник аптеки обязан согласовать с покупателем необходимость предоставления документов, подтверждающих качество ЛП.
Дистанционная продажа рецептурных ЛС, наркотических и психотропных, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25% запрещена. Однако в отдельных случаях, в условиях ЧС и/или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Правительство РФ вправе установить временный порядок дистанционной розничной торговли рецептурными ЛС.
Что касается дистанционной торговли рецептурными ЛП, то в настоящее время она запрещена, однако пандемия показала, что потребность в ней велика. Для ее легализации требуется внедрение электронных рецептов, которые позволят контролировать продажи.
9 сентября Правительство утвердило "дорожную карту" по созданию дополнительных условий для развития информационных технологий. В рамках проекта к ноябрю Минздрав и Минцифры должны подготовить предложения по внесению изменений в нормативные акты для развития продажи ЛП дистанционным способом, направленные на введение возможности дистанционной продажи и доставки рецептурных ЛС.
Электронные рецепты также необходимо внедрить, поскольку не у всех пациентов есть возможность получить обычный рецепт у врача. Особенно это касается тех, кто проживает в отдаленных населенных пунктах, и маломобильных граждан.
В июле 2021 года Правительство Москвы и Сбербанк обратились в Минздрав России с инициативой о проведении в Москве эксперимента по дистанционной торговле рецептурными ЛС, при этом рецепт сформирован в форме электронного документа.
Предлагалось установить в столице экспериментальный правовой режим в сфере дистанционной продажи рецептурных ЛС. Он не будет распространяться на наркотические, психотропные и сильнодействующие препараты, содержащие малые количества наркотических средств, психотропные вещества и их прекурсоры, а также спиртосодержащие ЛС с объемной долей этилового спирта свыше 25%.
Эксперимент поддержали Минздрав, Минэкономразвития и Минюст, однако ведомства считают необходимым предварительно внести изменения в статьи 3 и 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств". Доработки требует и проект постановления о проведении эксперимента — в части вопросов хранения и защиты персональных данных, ведения реестра электронных рецептов, условий хранения и транспортировки препаратов и т.д.
Маркетплейс — игра по чужим правилам?
Направление e-commerce с каждым годом наращивает обороты, а маркетплейсы становятся привлекательной площадкой для реализации различных категорий товаров, в т.ч. ЛП. Что нужно знать о сотрудничестве с ними? Начальник отдела электронной коммерции "БОЛЕАР" Игорь Климанов отмечает, что к числу трендов e-commerce на фармрынке относится быстрое развитие аптечных онлайн продаж, законодательные изменения в сфере дистанционной торговли лекарствами, акцент на анализе конечных потребителей (Data driven marketing), и наступление универсальных маркетплейсов.
Что ждет в работе с маркетплейсами? Плюсов партнерства в этой области достаточно. Это готовый огромный трафик, быстрый старт продаж с минимальным бюджетом, собственная ассортиментная матрица, сравнительно высокая конверсия в продажи, сильный маркетинг e-commerce, возможная экономия на логистикеи персонале. Кроме того, маркетплейсы предоставляют выход на зарубежные рынки и расширенную аналитику, а также отличаются широкой географией доставки.
Но у партнерства есть и существенные недостатки, например, односторонний юридический порядок работы, полная зависимость от площадки, ее трафика, правил и акций, непрямой контакт с конечным потребителем, строгие упаковочные стандарты и сложные механизмы расчета комиссий. Помимо этого, на маркетплейсах царит высокая конкуренция, и поставщикам для успешных продаж необходимо инвестировать в продвижение собственных брендов на этих площадках.
Какие вопросы нужно задать себе перед выходом на маркетплейс? Первый и самый важный — готовы ли вы соблюдать условия площадки? Если ответ положительный, займитесь аналитикой. Сначала проанализируйте свой ассортимент, чтобы знать, какую матрицу выставить. Проанализируйте конкурентов и их системы ценообразования, посмотрите на собственную маржинальность в разрезе конкурентов. Затем, ознакомившись с логистическими моделями маркетплейсов, сопоставьте информацию с собственной стратегией e-commerce и определите место маркетплейсов ней. Изучите экономическую модель выхода на маркетплейсы и маркетинговую модель продвижения на них.
Управляя продажами на универсальных маркетплейсах, необходимо ежедневно мониторить текущие продажи, проводить настройку и адаптацию ценообразования по продукции, отслеживать активности и цены конкурентов.
Люди, подвиньтесь!
Может ли ИИ справляться с рабочими задачами успешнее человека? На этот вопрос ответили представители компании UiPath в России и СНГ — старший менеджер по pre-sale Николай Кабанов и менеджер по работе с ключевыми клиентами Вадим Тычкин, рассказавшие про положительные примеры роботизации бизнес–процессов в фармкомпаниях.
К преимуществам роботизации относятся простота внедрения, быстрый эффект, низкая стоимость и масштабируемость. Как развивается практика роботизации в компании? Как всегда, при внедрении очередной новой технологии нужно проверить её эффективность и убедиться в том, что игра стоит свеч. То есть цена интеграции технологии в бизнес-процессы компании должна окупиться уже через несколько месяцев. Затем можно говорить про следующие процессы для автоматизации, про масштабирование технологии, т.к. на этом этапе ценность технологии для всей компании уже стала понятной. Если же ее эффективность не была вовремя доказана, то интерес к новой концепции может угаснуть или же роботы будут использоваться только на мелких задачах.
Как роботы улучшают рабочие процессы? Областей для использования роботов много, они применяются в бухгалтерии, ИТ–департаментах, HR-подразделениях и многих других. Так, опыт одной из фармакологических компаний доказал, что технология RPA позволяят эффективно работать с обращениями клиентов. Если раньше этот процесс был полностью ручным, а обработка одной заявки занимала в среднем час, то с передачи этих задач роботу ручная работа сократилась до 3%, а обращение обрабатывается за минуту. Программа сама проверяет заказы, обновляет данные в системах, удовлетворяет или отклоняет заявки. Кроме того, программу можно использовать для автоматизации процесса сверки актов с контрагентами. В этом случае доля ручного труда составит всего 5%, а на обработку акта тратится всего 2 минуты.
Роботы UiPath помогают контролировать расходы. Эксперт приводит пример, когда представители фармкомпаний ежедневно поводили много встреч для обсуждения различных вопросов, расходы на это составляли от 100 до 2000 долл., а если данные о контрагентах были неточными, то траты превращались в чистые убытки. Поэтому фармкомпания покупает данные о своих контрагентах в специализированных агентствах и интегрирует их во внутренние системы. Интегратор разработал решение на базе роботов UiPath, которые используют приобретенные данные из внутренних систем для их проверки на внешних источниках и поиска новой информации. После проверки роботы обогащают пробелы в информации, фиксируют существенные расхождения или подозрительные факты. Благодаря этому удалось сократить расходы на 18%, поиск идет быстрее в 25 раз, процессы работы выполняются 24 на 7, а количество ошибок существенно снизилось.
Быстрые ответы даст чат–бот
Директор департамента автоматизации технологических процессов BIOCAD Александр Квитко видит широкие возможности использования чат-ботов в фармкомпании. Они могут применяться в маркетинге и продажах, рекрутинге, для поддержки клиентов, работе с оборудованием, в качестве виртуальных ассистентов и базы знаний.
Сегодня в компании внедрен чат–бот Botanique, чьи функции — информирование пользователей, сбор данных оборудования и информации пользовательского ввода и интеграция информационных систем между собой и оборудованием. Бот оповещает о неисправностях и критичных значениях параметров, об изменениях статуса оборудования и о действиях других пользователей с ним, позволяет просматривать текущие и архивные значения параметров, просматривать и генерировать отчеты. Все это способствует снижению брака.
При сборе информации пользовательского ввода включает в себя считывание QR–кодов, формирование заявок на ремонт, учет успешности результатов работы на оборудовании и сведения о действиях пользователя с ним. Сбор данных на 30% снижает затраты на закупку оборудования благодаря перераспределению имеющегося.
Бот собирает от оборудования следующую информацию: технологические параметры, результаты измерений, аварийные сигналы, статусы и состояния, действия пользователя, RAW–data с аналитического оборудования. Благодаря этому бумажные журналы заменены электронными.
Информационные технологии могут существенно улучшить работу вашей компании и положительно повлиять на фармотрасль, поскольку диапазон их применения широк — от бизнес–процессов до клинических исследований. Поэтому нужно уделять большое внимание подготовки кадров в этой области, а также тестировать и внедрять у себя полезные IT-решения.
По материалам VI конференции "ИТ в фармацевтике: фармацевтическая отрасль на пути к цифровой трансформации" (организатор: группа "Просперити Медиа" и портал CFO-Russia.ru)