Свежие статьи подрубрики кадры:

 
Markirovka_ban
РегЛек_2020
ARFP_ban

АПТЕКА: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЧЕСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОТРЕБИТЕЛЮ

Насколько руководители аптечных учреждений готовы опекать будущего фармацевта и провизора начиная со студенческой скамьи и далее продолжать развивать его профессиональные навыки уже на рабочем месте.

По словам Марии Литвиновой, исполнительного директора Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма", заместителя исполнительного директора Национальной фармацевтической палаты (НФП), в соответствии с Федеральным законом от 21.11.11 №323–ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности имеют лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, т.е. прошедшие процедуру аккредитации специалиста.

ЛитвиноваСоюзФарма

С 2016 г. Национальная фармацевтическая палата в порядке эксперимента приступила к аккредитации выпускников учебных заведений по специальностям "Фармация" и "Фармакология". За прошедшее время было аккредитовано около 11 тыс. специалистов, однако из их числа непосредственно до аптечной розницы дошли примерно 800 человек. Что же делается не так и почему эти кадры уходят в другие сферы деятельности?

По мнению Литвиновой, фармацевтический рынок многогранен, и специалисты, не дошедших до розницы, сделали выбор в пользу фармкомпаний. Кто–то стал ее медицинским представителем — с более высоким уровнем зарплат при сравнительно низких профессиональных затратах. Другие выбрали фармпроизводство — сектор динамично развивающийся, спрос на провизоров здесь большой.

С 2016 г. допуск специалистов ведется через профессиональные стандарты, но в ближайшее время грядут существенные изменения в системе подготовки кадров. На сегодняшний день на рассмотрении Совета по профессиональной квалификации НФП находится программа обучения по специальности "Фармацевт", рассчитанная на один год и 10 месяцев. До этого продолжительность обучения по данной специальности составляла 3 года 7 месяцев. Задача перехода к системе аккредитации состояла именно в том, чтобы образование соответствовало потребностям современного бизнеса и перестроилось таким образом, чтобы выдавать именно те кадры, в которых нуждаются современные аптечные учреждения.

За один год и 10 месяцев мы получим по сути товароведа — простого человека с базовыми навыками, который умеет работать с цифровыми технологиями и сможет заниматься простым отпуском препаратов.

Кроме того, важна подготовка провизора — компетенция, необходимая сегодня большинству аптек и фармкомпаний, профессиональная квалификация которого соответствует нормам фармацевтического консультирования, без которого аптека просто не может существовать. В базовых программах вузов по данной специальности сегодня происходят серьезные изменения, этому направлению уделяется больше времени. Перестраивается также и система непрерывного профессионального образования, хотя, к сожалению, на сегодняшний день пока отсутствует нормативно–правовая база обязательности этого процесса. В рамках НПО активно развивается система дистанционного образования.

Одной из актуальных проблем аптечной розницы, на которую обратила внимание исполнительный директор ААУ "СоюзФарма", является отсутствие единого реестра фармацевтических работников на федеральном уровне. Наличие в аптеке или фармкомпании сотрудника, не соответствующего лицензионным требованиям, может повлечь санкции вплоть до лишения организации лицензии на фармдеятельность. Однако на сегодняшний день никто не может назвать точное число людей, занимающихся фармацевтической деятельностью, и имеют ли они профессиональное образование. Несмотря на имеющиеся сложности, задача по созданию такого реестра в 2020 г. уже поставлена, и работа под эгидой Минздрава постепенно началась. В планах Минздрава России и создание регистров учащихся фармацевтических и медицинских вузов и факультетов.

Говоря о мерах защиты бизнеса от недобросовестных сотрудников, Марина Литвинова упомянула об идее создания своеобразного «черного списка» фармацевтов и провизоров, нарушающих нормы утвержденных Правил надлежащей аптечной практики. К сожалению, на сегодняшний день реализация этой идеи входит в противоречие с нормами защиты персональных данных и деловой репутации сотрудника. Кроме того, отсутствие здоровой конкуренции в профессии зачастую позволяет недобросовестным сотрудникам "кочевать" из аптеки в аптеку, нанося существенный вред репутации отрасли в целом.

Марина .Литвинова сделала прогноз, который для кого-то не выглядит оптимистичным: в ближайшие 5 лет аптечный рынок сильно преобразится, и наконец–то можно будет рассчитывать на появление реальной конкуренции в профессии. Тем более что грядущее внедрение системы мониторинга лекарственных средств с их обязательной маркировкой, а также технологий дистанционной торговли и доставки препаратов приведут к значительному сокращению числа аптечных учреждений, прежде всего, в крупных городах.

В этом смысле решающая роль принадлежит именно самим руководителям аптечных учреждений, которые должны взять на себя миссию по стимулированию работников к профессиональному и технологическому росту, отторгая тех, кто препятствует развитию и тянет отрасль назад в прошлое.

Тема подбора кадров и взаимодействия с персоналом является очень острой и актуальной для большинства небольших региональных сетей. Директор по развитию аптечной сети "36,6–Здоровье" из Твери Акоп Варпетян поделился своими соображениями по проблематике и опытом кадровой политики в компании, куда входит около 30 точек в Твери и Тверской обл.

ВарпетянТула

Он выразил мнение, что опора аптечной розницы — не фармацевт как специалист со средним образованием, а провизор, степень образования и профессиональная квалификация которого на порядок выше. С 2004 г., когда открывались аптечные точки сети, администрация руководствовалась принципом — брать на работу только провизоров. Поначалу такой подход был оправдан, однако впоследствии, в связи с нехваткой кадров, для работы в аптеках стали привлекать специалистов со средним специальным образованием.

Два фактора, по мнению Акопа Варпетяна, осложняют жизнь аптеки. Первый — серьезный отрыв существующих ныне стандартов обучения от того, что необходимо реальному бизнесу. Причем разрыв, по его мнению, настолько глубок, что даже специалиста с высшим образованием, пришедшего в фармрозницу, приходится обучать на протяжении 3–6 месяцев (в среднем).

Вторым негативным фактором является катастрофическая нехватка кадров, с которой региональная сеть сталкивается ежедневно. Ежегодный суммарный выпуск фармацевтов и провизоров в Тверской обл. составляет всего 60 человек, из которых более половины уезжают в Москву и другие регионы. В итоге на 50 открывающихся ежегодно новых аптек остается всего два десятка специалистов. Где взять недостающие кадры? На этот вопрос пока нет ответа. Аптечная сеть "36,6–Здоровье" вплотную работает с профильными учебными заведениями, постоянно пытаясь напомнить о себе как о потенциальном работодателе с гарантированными рабочими местами и социальными гарантиями, пытаясь заинтересовать будущих выпускников.

Кадры

В условиях кадрового голода сформировался тип компаний, где все "автоматизировано", за прилавком стоит человек, зачастую с непонятно каким образованием, перед которым ставится задача продать, а не помочь пациенту в решении его проблемы, заметил руководитель из Твери. Чаще всего это сети–дискаунтеры, которые не нацелены ни на качество обслуживания,ни на фармконсультирование, а пытаются "сделать" вал и просто заработать на этом.

Второй путь, по которому, как заметил Акоп Варпетян, в частности, идет их аптечная сеть, — это квалифицированный персонал, фармконсультирование посетителей, постоянное обучение сотрудников не только по продуктам, но и коммуникативным навыкам — через онлайн– и офлайн–тренинги, консультации с представителями фармпроизводителей, сервисных компаний и т.п.

Многие люди идут в аптеку с проблемой, чаще всего связанной с болезнью, и рассчитывают на помощь со стороны аптечного работника. Поэтому фармконсультирование и дополнительные сервисы — это наиболее прозрачный и честный по отношению к потребителю путь развития бизнеса.

По материалам сессии в рамках Делового медико–фармацевтического форума на выставке "Аптека 2019"

Савченко Елена
23.01.2020
Фармрынок // Кадры
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
Markirovka_ban
РегЛек_2020
ARFP_ban
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться