По статистике ВОЗ, каждый 100–й ребенок рождается с аутизмом, а количество взрослых с этой особенностью подсчитать невозможно из–за сложностей в постановке диагноза. Расстройства аутистического спектра становится общемировой проблемой.
Вопреки широко распространенным представлениям, важно понимать, что аутизм — это не болезнь, а лишь одно из нарушений психического развития ребенка. Детям с аутизмом сложно учиться, общаться и взаимодействовать с другими, они иначе воспринимают окружающий мир, а порой подвергаются нападкам и травле со стороны сверстников. Однако нельзя считать, что они становятся своеобразными изгоями общества. Несмотря на все сложности, с ними не только можно, но и крайне необходимо работать и общаться. Благодаря грамотной поддержке специалистов они способны многому научиться и в значительной мере раскрыть свои таланты. Более того, некоторые люди с аутизмом становятся успешными учеными, программистами, инженерами, изобретателями, людьми творческих профессий и т.д.
Как показывают научные исследования, аутистические расстройства чаще встречаются у мальчиков в возрасте 2–2,5 лет. Сегодня в российских школах проходит обучение около 32 тысяч детей с аутизмом. В одном только Подмосковье их число достигает 3 тысяч. Кроме того, более 13 тыс. школьников посещают 1246 классов коррекции.Широко внедряется система инклюзивного образования. Такие данные представила уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Юрьевна Семенова в ходе круглого стола, посвященного Дню аутизма, отмечаемого в мире ежегодно 2 апреля.
"Ко мне часто обращаются родители детей, страдающих психическими расстройствами, по поводу необоснованного помещения в психиатрическую больницу или с жалобами на условия содержания там. С другой стороны, врачи зачастую ограничены в своих действиях из-за запрета на госпитализацию детей без разрешения родителей. А они, в свою очередь, не всегда адекватно могут оценить психическое состояние своего ребенка. Ранний скрининг позволит выявить психические расстройства на начальном этапе и своевременно предпринять меры по их корректировке", — сказала омбудсмен.
Это мнение разделяет и глав. педиатр Московской области, заведующая кафедрой педиатрии МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского Нуринисо Джумаевна Одинаева. По ее словам, многое зависит от самих родителей. Именно близкие, в первую очередь, должны обращать внимание на поведение малышей для максимально ранней диагностики аутизма.
"Необходимо на регулярной основе проводить скрининг и анкетирование, чтобы уже в первые годы жизни ребенка выявлять возможные аутистические нарушения. И, главное, — не стоит бояться такого диагноза! Раннее выявления нарушений позволит в дальнейшем успешно социализировать большинство таких детей", — подчеркнула Н.Д. Одинаева.
Директор Красногорского образовательно-реабилитационного центра "Созвездие" Сергей Николаевич Сюрин констатировал, что за последнее время удалось добиться существенных успехов в лечении и реабилитации детей с аутизмом.
"Если начинать коррекцию на раннем этапе, то в дошкольном возрасте возможно компенсирование до 70–80% детей. Даже для детей с сопутствующими нарушениями интеллектуального развития можно подобрать эффективные схемы коррекции, включая медикаментозные (например, рисперидон или рисполепт). При этом, поскольку аутизм — проблема междисциплинарная, работа по формированию познавательной и эмоционально–волевой сферы, коммуникативных навыков таких детей должна проводиться только дипломированными специалистами – психологами, логопедами, дефектологами. Боязнь "советской карательной" психиатрии должна уйти в прошлое. А родители, которые столкнулись с данной проблемой, просто обязаны стать нашими единомышленниками и быть активными участниками процесса лечения", — подчеркнул эксперт.
Научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Ольга Евгеньевна Грибова также считает, что при работе с детьми–аутистами крайне важна совместная работа всех специалистов.
"У таких детей наблюдаются не только расстройства в области коммуникаций с окружающими, но и проблемы чисто логопедического свойства. Необходима комплексная работа медиков, педагогов, психологов и родителей. Только вместе они смогут научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями", — отметила специалист.
Другая проблема, на которую обратила внимание О.Е. Грибова, — это проблема дифференциальной диагностики, когда достаточно часто плохо дифференцируются дети с речевым негативизмом и дети с аутизмом, который имеет различные многоаспектные проявления. "Не все родители знают об этом и часто пытаются включить детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивный процесс. Здесь они сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, у нас еще недостаточно сформирована культура инклюзивного процесса, когда для каждого ребенка необходимо реализовывать его адаптированную программу, а необходимый комплект специалистов отсутствует. Во-вторых, далеко не каждый ребенок с аутистическим спектром может себя комфортно чувствовать в большом коллективе. Это тоже может приводить к усугублению проблемы, тем более, родители чаще всего не отдают себе отчет в том, что ее решение может занять не один и не два года, а всю жизнь", — подчеркнула эксперт.
О.Е. Грибова также обратила внимание на проблему научно-методического сопровождения процесса коррекции. По ее мнению, разрабатываемые ныне специальные коррекционные и образовательные программы должны войти в широкую практику на уровне протоколов для врачей и педагогов.
Это мнение во многом разделяет и научный сотрудник Научного центра неврологии Роман Борисович Медведев.
"Возможности головного мозга колоссальны. Ранняя диагностика, своевременное начало лечения, командная работа — это три кита, на которых зиждется успешное решение проблемы. Несмотря на наличие утвержденных стандартов и методик лечения, широких возможностей современной фармакотерапии, мы должны четко понимать, что каждый ребенок уникален. Поэтому необходим строго индивидуальный подход к маленьким пациентам. И многое зависит не только от врачей и других специалистов, но, в первую очередь, от их родителей", — отметил эксперт.
Участники круглого стола констатировали наличие многочисленных нюансов в подаче информации об аутистических расстройствах. Что это? Заболевание, проблема или особенность? Они сошлись во мнении о необходимости более активно выстраивать доступную информационную среду, в которой родители могли бы без труда найти сведения об аутизме, методах его коррекции, об общественных организациях, готовых оказать помощь в решении проблемы психического развития особенного ребенка.
Эксперты единодушны во мнении — необходимо создавать комфортную среду для совместного обучения детей с аутизмом в общеобразовательных учреждениях. Чтобы свести к минимуму стрессовые и конфликтные ситуации вокруг детей с аутизмом и другими психическими расстройствами, важно не только повышать квалификацию педагогов и школьных психологов, но и добиться включения в школьную программу часов на коллективную работу класса с психологом. Решение этих проблем должно стать приоритетом в работе профильных министерств и ведомств.