Что меняется в организации "хозрасчетной" медпомощи?
Ведь самое известное из нововведений — утвержденные в мае правила платного лечения. Документ будет действовать в течение трех лет, до первого сентября 2026 г. Прежняя версия порядка проведения возмездной медпомощи, принятая правительственным постановлением за номером 1006 в октябре 2012 года, просуществовала около десятилетия.
Главный вопрос к обновленным правилам звучит крайне тревожно: станет ли платным срочное лечение? Соответствующая тема горячо обсуждалась во множестве медиа в начале августа.
К вопросу о границе между "неотложкой" и "03"
Пусть речь идет и не о "скорой", а о неотложных видах помощи, тревогу пациентов можно понять. Острая зубная боль, пока требующая вызова не "03", а внеочередного приема врача-стоматолога — своего рода опасность и способна перерасти в угрозу для жизни. Сюда относится и ощутимое повышение кровяного давления, пока не приведшее к инсульту.
В тексте новых правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 №736, действительно можно найти следующее утверждение: медорганизации, функционирующие в системе ОМС, вправе оказывать платные медуслуги, если пациент обратился за ними самостоятельно (за исключением ситуаций, отмеченных в законе №323 (ст. 21), и экстренной формы медпомощи).
А статья 32 упомянутого ФЗ, ключевого для системы здравоохранения, рассматривает экстренное и неотложное лечение как разные формы помощи. Первый вид выполняется при жизнеугрожающих острых патологиях, состояниях и обострениях хронических болезней, второй — в сходных ситуациях, но без явных признаков риска для жизни больного.
Отсюда и горячая дискуссия: если терапия для "неотложного" пациента не сможет быть начата вовремя, он с высокой вероятностью приобретет статус "скоропомощного". И хорошо, если после такого ухудшения "03" будет еще в состоянии справиться с ситуацией. А ведь в предшествующем ПП №1006 был прямо указан запрет и на платную "неотложку". Отсутствие такой четкой формулировки может рассматриваться как снижение уровня юридической техники документа.
Гарантии для россиян остаются
Остроту бурного обсуждения немного снизили комментарии Минздрава. Как заметил помощник главы ведомства А.В. Кузнецов, все типы помощи пациентам, стационарное лекобеспечение и далее будут проводиться безвозмездно, по программе госгарантий. Никакие коррективы в данном отношении не запланированы.
Действительно, госгарантии для жителей нашей страны установлены федеральным законодательством. При этом возникает вопрос с иностранцами, которые, например, работают или учатся на территории нашей страны. Ряд юристов отмечает, что так было и ранее.
"Возмездные" обстоятельства
Стоит обратить внимание еще на ряд аспектов в новых правилах. Согласно документу, медорганизация вправе взимать плату за лечение, если:
- больной просит определенный препарат, который не входит в список ЖНВЛП, не приобретается в ходе госзакупок, а его назначение при этом не является следствием жизненных показаний или случая непереносимости;
- пациенту необходимы медизделия либо виды специального питания, которые в программе госгарантий не отмечены;
- больной обращается с просьбой установить для него пост медсестры, хотя показаний к этому не наблюдается (ранее в текущем году отмечалось, что, по подсчетам МЗ РФ, дефицит медиков среднего звена составляет около 50 тыс. специалистов).
Еще одно подобное исключение — ситуации, когда заболевший или пострадавший не хотел бы указывать свои личные данные и просит об анонимной помощи. Формально право на такую анонимность было и раньше, но… в действительности соглашение о платных медуслугах предусматривало внесение паспортных данных пациента.
Дело об УЗИ и особенности договоренностей
В ряде случаев больному откажут даже в платной помощи. Так, этим летом Верховным судом была поддержана позиция Минздрава: УЗИ без врачебного направления невозможно и в частной медорганизации. Данному вопросу посвящен специальный приказ ведомства здравоохранения.
Кроме перечисленного, с первого дня осени платная медицина начинает руководствоваться клинрекомендациями и медстандартами. Уточняется также порядок составления и оформления соглашений с пациентами:
- договор о платных медуслугах теперь можно будет "подписать" через интернет, сведения об этом необходимо публиковать на основной странице интернет-портала медучреждения;
- пожаловаться на недостатки платного лечения или его отсутствие становится возможным также в дистанционном порядке;
- обязанность клиники заключать допсоглашение о дополнительных возмездных медуслугах (притом, что основной договор о платном лечении уже имеется).
Вместо постскриптума: еще два "фактора влияния"
Таким образом, требования к оформлению договоров о возмездной медпомощи и содержанию этих документов с первого сентября становятся строже.
Также при заключении данных соглашений медучреждение обязано доступно разъяснить больному возможности бесплатного лечения по госгарантиям. Ведь, как отмечено в тексте вступающего в силу постановления, проведение лечения "по хозрасчету" не должно вести к таким последствиям, как уменьшение объемов безвозмездной медпомощи и удлинению времени ее ожидания.
Как замечают юристы, и после первого сентября по-прежнему остается значимой правовая "подкованность" самого пациента и позиция той или иной частной клиники. В любых ситуациях многое зависит от конкретного человека…