Свежие статьи подрубрики государственное регулирование:

 
   

ЦИФРОВОЙ ПЛЕН

Чем больше говорят о "цифровизации" — особенно в здравоохранении, чем больше места отвоевывают электронные технологии у других методов и инструментов, тем чаще возникают «неудобные» и порой нерешаемые вопросы...

Расскажем вначале о нескольких событиях, произошедших в считанные дни после мероприятия.

Седьмое апреля

Вступает в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.19 №4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". Законодатель говорит "да" электронному рецепту как альтернативе рецепта бумажного — при условии, что возможность выписать цифровой документ одобряет регион.

Восьмое апреля

В Сбербанке — масштабный сбой. Выходит из строя система "Сбербанк Онлайн", и ряд клиентов не может даже войти в мобильное приложение. В банкоматах посетителям недоступны списки их счетов, а также платежи и переводы. Современные терминалы отказываются проводить операции. Вплоть до оплаты услуг ЖКХ и мобильной связи.

Поломка замечена в большинстве регионов России — по данным информационных агентств, электроника не в порядке примерно с 9:30. Банковская аппаратура продолжает исправно сообщать об ошибке и в обеденный перерыв, между 13 и 14 часами...

Девятое апреля

База данных пациентов скорой помощи утекла в Сеть, сообщает ряд информационных агентств. В открытом доступе — сведения с подстанций в Мытищах, Балашихе, Королеве, Дмитрове и Долгопрудном. Любой желающий мог узнать, кто, когда, с какого номера телефона и по причине какого заболевания или травмы вызывал службу 03. Документ внушительным объемом 18 гигабайт преспокойно размещался на файлообменнике. Утечка произошла через... систему управления базами данных.

Теперь с ситуацией разбираются правоохранительные органы.

ПОДРОБНЕЕ, ЧЕМ МИНЗДРАВ

На мероприятии был представлен ряд разработок сервиса Mail.ru

Ежедневно получая данные своих пользователей, группа компаний смогла составить по их поведению в Интернете... статистику заболеваемости простудой и гриппом по стране. Сами программисты шутят: новые технологии помогли собрать информацию даже более полную, чем в Минздраве и НИИ гриппа. Ведь некоторые пациенты, которые в рабочем цейтноте стараются не обращаться к врачу и не брать больничный лист, все равно читают в Сети о коварных вирусах и вызванных ими заболеваниях.

Вдохновленные успехом, специалисты сервиса попробовали составить статистику по еще одной категории недугов – всему тому, что в быту называют медицинским термином "депрессия". Результаты удивили: оказалось, нервные расстройства распространяются по стране подобно вирусам гриппа и простудных заболеваний. Пообщавшись с человеком в подавленном состоянии, многие начинают вести себя в Интернете примерно так же, как их чем-то серьезно расстроенный знакомый.

Разработчики поняли: возможно составить еще более полную картину. Так появилась еще одна технология, предлагающая детальный портрет пользователя.

ДО МЕЛЬЧАЙШИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Портрет складывается из трех профилей.

  • Профиль №1 – социально-демографический. В него входят анкетные данные и небольшая часть другой информации.
  • Профиль №2 – ценностно-поведенческий. Его составили такие особенности характера:

– общительность, способность налаживать социальные связи;
– эмоциональность;
– открытость опыту, умение учиться новому;
– самоконтроль, самодисциплина или их недостаток;
– экстраверсия или интроверсия.

  • Профиль №3 – круг всевозможных интересов.

Ответы на вопросы Mail.ru Group получает очень простым способом. Вспомните, под многими статьями на интернет–ресурсах есть "кнопки" с функцией "поделиться в соцсетях". А популярнейшие "ВКонтакте" и "Одноклассники" тоже относятся к группе компаний, разработавшей технологию портрета потребителя. Ценные сведения о нас ожидают ИТ-технологов и заинтересованных лиц едва ли не на каждой онлайн–странице.

***
Для таргетной рекламы — например, рекламы лекарственных препаратов – более чем интересно. Для потребителя, пациента, гражданина — огромное количество рисков. В первую очередь, рисков безопасности.

А теперь представьте: какие штрихи к портрету добавит система электронных рецептов и к чему это приведет в случае утечки информации?
Конечно, многие опрометчиво легко откажутся от безопасности в пользу удобства. Но и обещанного удобства может не быть.
***

ЧТО ИЗВЕСТНО ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕЦЕПТАХ?

Точно понятен лишь один факт: они должны быть усилены квалифицированной электронной подписью, отвечает Борис Зингерман, руководитель направления цифровой медицины ООО "Инвитро", член экспертного совета по ИКТ Минздрава России. Эксперт предлагает обратить внимание на несколько "узких мест", с которыми с большой вероятностью столкнется пациент в самое ближайшее время.

ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО, ЧЕМ ЛЕКАРСТВЕННОЕ

Первого января 2020 г. должна заработать система мониторинга движения лекарственных препаратов. Проще говоря, маркировки. Электронные рецепты должны постараться "найти с ней общий язык". Если этого не произойдет, прозрачность лекарственного обращения одержит уверенную победу над... доступностью фармацевтической помощи. Если же хотя бы одна из двух систем даст сбой – даже не такой продолжительный, как на днях в Сбербанке...

ПОДПИСЬ ОНДАЙН: НЕ ПРОЩЕ, НО ДОРОЖЕ

Электронный рецепт для пациента невозможен без электронной подписи для доктора. Если врач совмещает работу в нескольких медицинских учреждениях (а при сегодняшних кадровых трудностях это скорее правило), должно ли у него быть несколько подписей?

Для каждой больницы или клиники — своя...

Возникает вполне резонный вопрос: а сколько все это будет стоить? В первую очередь — для семейного бюджета медицинского работника?

ПЛЕННИКИ РЕГИОНА

Электронный рецепт привязан к определенной области или республике, к конкретному краю или городу федерального значения. Это может привести к некоторым сложностям в доступности лекарств.
Борис Зингерман прогнозирует несколько типов проблемных ситуаций.

  • "Дачный сезон"

В дни ударных трудов на грядке может потребоваться не только медицинская, но и фармацевтическая помощь. И когда доктор назначит пациенту–дачнику лечение, электронная система в аптеке отправит его... домой, по адресу постоянной регистрации. Расстояние, которое предстоит преодолеть больному, может составлять сотню километров.

  • "Рабочие моменты"

Ездите на работу в Москву, а живете в Подмосковье? Или в Калуге? Или в Александрове? Или в Твери? Или в Туле? Или в Рязани?
Ничего необычного — столичные зарплаты позволяют, по крайней мере, прокормить семью. Но когда вы приходите в аптеку рядом с вашей организацией — электронная система снова отправит вас домой, как жителя другого региона.

  • "Федеральное значение".

Действительно, как быть в подобной ситуации федеральным медицинским центрам? Точнее, их пациентам, вернувшимся домой продолжать лечение?

Алтайская Екатерина
22.04.2019
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

 
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться