Каждая компания решает данную проблему самостоятельно и, как показывает опыт представителей отрасли, найти компромисс можно в любом случае.
Выбираем по потребностям
Сегодня в рамках курса на импортозамещение много внимания уделяется понятиям импортонезависимости и технологического суверенитета в области цифровых технологий. Но зачастую каждый участник рынка вкладывает в них свои представления. Так, независимый эксперт Олег Смирнов считает, что импортонезависимость означает возможность функционировать и развиваться без использования иностранных технологий и программного обеспечения. Использование отечественного программного обеспечения и оборудования может гарантировать большую безопасность данных, поскольку риски утечки информации или кибератак со стороны иностранных государств снижаются. Неоспоримый плюс использования отечественных программ — независимость от политической ситуации. Кроме того, в случае обострения международных отношений иностранные компании могут ограничить доступ к своим продуктам, а импортонезависимость позволяет избежать такого риска. При этом стоит отметить, что переход на импортонезависимые IT–решения может требовать значительных вложений и времени на переобучение персонала, адаптацию бизнес–процессов и тестирование новых систем.
До обострения геополитической ситуации компания, в которой ранее работал эксперт, использовала для работы программу SAP IBP с облачным сервисом. Это одно из лучших решений на рынке. Были потрачены значительные силы на его настройку, есть внутренние специалисты для поддержки, а интерфейс для работы с данными привычен. Результат успешной работы программы подтвержден — запасы сокращены на 20%, а продажи увеличились на 4–5%. Однако вендор ушел с рынка. Выяснилось, что отечественная альтернатива есть, но ее зрелость ниже, а ресурсов на качественное внедрение замены у компании мало.
Самостоятельно разработать программное обеспечение тоже непросто. Был найден вариант продолжать использовать решение в облаке, а также подготовлен и согласован вариант, позволяющий за 3-4 месяца разработать и внедрить новую программу. Однако на данный момент стоимость такого внедрения примерно в пять раз больше стоимости годового обслуживания текущего, притом, что в дальнейшем стоимость годового обслуживания нового решения повысится в 1,5 раза, поэтому пока целесообразно использовать SAP.
Максим Ржезников, директор по электронной коммерции "Аптечная сеть 36,6", рассказывает, что компания пользовалась облаком SAP, однако в связи с уходом разработчика из России текущие решения обновляться не будут. Поэтому встал вопрос о поиске нового поставщика. При его выборе компания акцентировала внимание на функциональности и стоимости, показателях стрессоустойчивости, безопасности и соответствии требованиям №152-ФЗ "О персональных данных". Альтернативой стала платформа VK Cloud с PaaS–сервисами. В начале перехода из-за того, что все было адаптировано под предыдущие решения, наблюдалось снижение производительности приложений, но теперь все успешно работает, а затраты бизнеса заметно сократились.
Раскрыть потенциал отечественных технологий
Сегодня участники фармотрасли сходятся в одном: фармкомпаниям нужно строить технологическую экосистему, исходя из имеющихся возможностей. А чтобы переход к новым цифровым решениям не тормозил развитие и процесс выпуска препаратов, государству следует не только сохранить существующие меры поддержки, но и создавать новые. Главное в данном процессе — дать время участникам рынка для перехода на новые цифровые продукты и адаптацию к ним.
Директор по развитию аптечной сети и франшизы аптечной сети "Аптека Фарма" Акоп Варпетян уверен, что бизнес подстраивается к нынешней нестабильной ситуации, но ему необходимо вернуть потенциал, например, уехавших за границу IT–специалистов. Что касается иностранных цифровых продуктов, то, несмотря на интерес со стороны компаний к российскому рынку, сегодня есть проблемы с их приобретением и оплатой. Но для части отрасли это не столь критично, как кажется на первый взгляд, ведь 95% вендоров аптечных сетей — отечественные разработки, и спрос на них вырастет.
Эдуард Мураховский, директор департамента проектного управления ГК "ФАРМИМЭКС", считает, что государству не нужно вводить избыточное регулирование, а установленные правила не стоит менять слишком часто. Он отмечает, что подход к импортозамещению стал осознаннее, нежели в предыдущие годы: компании активнее ищут новые решения и ведут более грамотную политику, и это позволяет лучше дорабатывать отечественные цифровые продукты.
Для развития рынка и импортозамещения необходимо активно разрабатывать и производить новые молекулы, дженерики, фармсубстанции и международные молекулы. Также нужно наладить механизм льготного кредитования, т.к. фармпредприятиям обычно требуются большие суммы, а при их получении нередки различные административные сложности.
Эксперт также обращает внимание на проблему избыточной цифровизации и автоматизации, при которой технологии представляются универсальным средством от возникающих сложностей. Однако для успешного преодоления трудностей стоит самостоятельно выявлять их и анализировать. Зачастую многие проблемы в компаниях можно решить без участия цифровых технологий, к примеру, проведя необходимые организационные мероприятия или повысив квалификацию сотрудников.
Исполнительный директор СПФО Лилия Титова считает важной задачей определение IT–ландшафта компаний, поскольку отрасль использует разные продукты, например, производители отдают предпочтение импортным, дистрибуторы — отечественным. Кроме того, переход на отечественные решения за короткий срок невозможен и государству необходимо дать фарме больше времени, не устанавливая жесткие рамки.
Что касается рынка в целом, то его финансирование и господдержку нельзя уменьшать. Из неотложных сейчас мер на первый план выходит корректировка цен на ЖНВЛП.
По мнению уполномоченного по качеству фармацевтического обеспечения и медицинских изделий "СМ-Клиника" Ильи Чугункина, сейчас нужно принять единое решение, что делать с программами ушедших с рынка IT–компаний. Чтобы не было разночтений и путаницы, государству стоит провести аудит своих прошлых приказов, упорядочить и уменьшить регулирующие документы.
Эксперт считает, что в будущем нас ждет пересмотр информационной системы, в рамках которого мы вернемся к старым надежным технологиям.
Обязательная маркировка: чем помогут цифровые технологии?
Переход на обязательную маркировку стал для рынка испытанием: компаниям пришлось закупать новое оборудование и программное обеспечение, несколько раз менялись законодательные требования, а в системе МДЛП одно время происходили сбои. Однако теперь ситуация стабилизировалась. По мнению Эдуарда Мураховского, сегодня процесс маркировки отличается зрелостью нормативно-правовой базы и рынка поставщиков технических решений, также тем, что техтребования проработаны. Кроме того, есть квалифицированный персонал и информация о реальном опыте внедрения данного нововведения. Стоимость решений теперь ниже, поскольку компании-первопроходцы оплатили разработку типовых продуктов для рынка.
Какие шаги для успешного включения в систему маркировки нужно предпринять компании? Первый шаг — регистрация в информационной системе МДЛП. Рабочие места сотрудников должны быть оборудованы необходимыми средствами защиты информации, а на каждого пользователя системы заведен электронный ключ, получен и подтвержден доступ в личный кабинет, пользователи системы зарегистрированы и наделены соответствующими правами. Все места деятельности внесены в систему и соответствуют лицензии. При использовании мест ответственного хранения они тоже вводятся и подтверждаются. Также необходимо зарегистрироваться в "Песочнице" МДЛП, произвести отладку взаимодействия на тестовом стенде, пройти тесты по интеграции с оборудованием и тестовые транзакции по реальным препаратам с другими участниками оборота. Для внесения данных следует заключить договор с GS-1 RUS и зарегистрироваться в системе, внести данные GTIN всех лекарственных препаратов, привести в соответствие с требованиями дизайн их упаковки, ввести данные в МДЛП, отработать ошибки и несоответствия с техподдержкой МДЛП и ГРЛС.
Кроме этого требуется установка оборудования на производстве, а также выбор формы нанесения кодов маркировки. При нанесении на линии нужно закупить, проверить и валидировать оборудование, при предпринте помимо предыдущего шага можно заключить договор с подрядчиком. Нужно провести тестовую печать кода, выполнить верификацию и настроить агрегацию. Кроме того, важно выпустить тестовую партию лекарств под контролем ЦРПТ с передачей данных в "Песочницу" и подготовиться к работе со станцией управления.
Следующий шаг — интеграция с системами предприятия. Как правило, учетная система компании на данном этапе уже доработана на работу с кодами маркировки, проверено подключение к необходимым внешним сервисам и облачным решениям, а специализированные модули программного обеспечения для работы с кодами установлены и протестированы. Помимо этого, настроены и отлажены отчетные формы в соответствии с картой бизнес–процессов.
Столь детальный подход к системе маркировки способствует своевременному решению непредвиденных ошибок.
Эксперт отмечает, что при переходе к системе маркировки компания наладила совместимость моделей терминалов сбора данных с программным обеспечением интегратора, наладила выгрузку файлов обмена в общую папку и стабильность интернет–канала, покрытия сети wi-fi (с последней возникали проблемы на складах).
За широким ассортиментом — в онлайн
Благодаря цифровым инструментам мы можем легко бронировать и покупать лекарства через онлайн–каналы продаж. Данный сегмент рынка продолжает развиваться, и даже нереализованная в полной мере доставка рецептурных препаратов, которая пока проходит в рамках эксперимента в некоторых субъектах РФ, не является сдерживающим фактором. По словам директора отдела стратегических исследований DSM Group Юлии Нечаевой, фармрынок в целом сравнялся с показателями прошлого года: общий прирост составил 0%, по лекарствам — 1,5%. В упаковках же он растет пятый месяц подряд. Ведущий тренд — перетекание из офлайн в онлайн, ускорившееся во время пандемии. Основной рост сегмента e–comm — 8% за последние четыре года, при этом динамика не на много выше рынка в целом.
Стоит отметить, что рост и развитие онлайн-площадок в регионах замедлился, хотя пользователи проявляют большой интерес к данному каналу продаж. Причин этому несколько: выгодные цены и возможность их сравнения, более длинная ассортиментная линейка, с помощью которой можно найти лекарство даже при локальной дефектуре, а также скидки и бесплатная доставка. Но большинство пользователей по-прежнему предпочитают бронирование, поскольку часто заказывают Rx–препараты.
По материалам X конференции "Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещении и повышении эффективности" (Организаторы: группа "Просперити Медиа" и CFO-Russia.ru)