О том, как в нынешних реалиях работает небольшой аптечный пункт ООО "Светлана Ч" в московском районе Марфино (ул. Гостиничная, д. 6, корп. 1) рассказывает генеральный директор Дмитрий Чернов.
Дмитрий Павлович, как давно работает ваш аптечный пункт?
— В 2006 году аптечный пункт открыла моя мама — Светлана Петровна Чернова. Поэтому и над названием долго думать не пришлось — просто он получил название "Светлана Ч". Со дня основания мы вместе развивали этот бизнес: я занимался лицензированием, ремонтно–строительными работами, принимал участие в открытии аптеки. А когда мама ушла на пенсию, начал вести дела самостоятельно.
Сложно выжить в нынешних реалиях?
— На сегодняшний день ситуация складывается очень тяжелая. Предприятие выживает только за счет льготной ставки арендной платы, которую дает Москомимущество. Также, не скрою, на протяжении последних двух лет нам приходится бороться за место на розничном рынке.
Мы получали помощь с 2012 года, но в 2020–м ситуация кардинально изменилась. В конце 2020 года у нас Департаментом здравоохранения города Москвы было проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическим лицом. На момент этого мероприятия в аптеке выявили отсутствие списка ЖНВЛП. На этом основании Департаментом было сделано предупреждение, и в связи с таким вот нарушением ( по регламенту ) льготной ставки мы были лишены. Помогло только вмешательство генеральной прокуратуры.
У Департамента здравоохранения существуют определенные критерии, которым должны соответствовать аптеки. Ранее главным критерием было отсутствие жалоб на работу аптеки от местного населения, теперь же — могут отказать на основании любой проверки. То есть, хотим даем хотим не даем. Сложилось так, что 21 декабря 2021 года я подал заявление на имущественную поддержку, а 22 декабря вышел приказ Департамента здравоохранения, в котором были изменены критерии отказа. Теперь ждем ответа.
Сейчас много говорится о том, что нужно помогать малому бизнесу, давать льготы. Но в любом деле, и даже в небольшом, при желании всегда можно найти ошибки. И это основная проблема, которая мешает нам работать. Стоит учитывать и тот факт, что каждый год рыночная ставка увеличивается с учетом коэффициента–дефлятора. Для коммерческих организаций она вполне приемлема, но небольшой аптеке выплатить ее невероятно сложно.
Ситуация тяжелая, учитывая, что многие аптеки пострадали еще и с начала пандемии.
— Безусловно. Как раз в это время у нас и начались проблемы с арендой. Людей в аптеку приходило мало, и мы существовали на заработанные ранее средства. Можно сказать, держались на одном энтузиазме. Тем не менее, выстояли и в этих условиях.
Как вы оцениваете месторасположение аптеки?
— Конкурентов рядом с нами нет, но… мы удалены от метро. Возле аптеки расположено всего три жилых дома, а также много офисов и гостиниц. Некоторые организации перешли на удаленную работу, и количество посетителей сократилось. Так что месторасположение нельзя назвать удачным.
Кто же являются вашими постоянными клиентами?
— Контингент разный: как из числа местных жителей, которых немного, так и те, которые работают рядом или снимают номер в гостинице. Это сказывается и при формировании ассортимента: кроме лекарств пользуются спросом товары первой необходимости, витамины, сопутствующие — гели для бритья, зубные щетки. У нас порядка 1400 наименований, и он расширяется в зависимости от потребностей.
Тем не менее, в аптечный пункт часто обращаются за консультацией, просят найти тот или иной препарат. Например, приходит пожилая женщина и просит заказать лекарство. И мы стараемся сделать это как можно быстрее, если можем, постоянным посетителям делаем скидку. За эти годы у нас с покупателями сложились доверительные взаимоотношения.
Я надеюсь, ситуация в нашей аптеке стабилизируется, и мы наконец-то введем дисконт–программы. На данный момент мы работаем с аптечной программой "Pharm SM", она очень удобная, с ее помощью мы отправляем заказы, которые передаются поставщикам, получаем накладные. Эта программа предполагает и введение собственной системы скидок.
Дистрибуторы идут навстречу вашим чаяниям? Каков срок отсрочки?
— На сегодняшний день с постоянными поставщиками сложились хорошие отношения, прайсу нас достаточно неплохой, отсрочка платежа — до 7–10 дней. С двумя поставщиками мы работаем на постоянной основе с 2006 года. Тем не менее, многие предлагают сначала купить товар на определенную сумму, а впоследствии отказываются делать возвраты. Такие условия сотрудничества для нас неинтересны.
Я разделяю такие понятия, как поставщик и дистрибутор. У поставщиков большой ассортимент. А дистрибуторы стоят на раскрутке определенного продукта. Зачастую дистрибутор, который продает одну линейку, к примеру, шампуней, может оставить пробники, а потом прийти и поставить условие: "Вы должны сделать заказ на 5000 рублей!". Я считаю, что нужно сначала вместе попробовать, как идет товар. Если я вложу деньги, а товар не будет востребован? Я предлагал разделить риски — мои фармацевты, мое помещение, ваша продукция. К сожалению, никто не хочет работать на таких условиях.
Расскажите о коллективе аптеки.
— У нас работает два опытных фармацевта. Хорошего специалиста сейчас найти непросто.
Думаю, бизнес может быть удачным только в том случае, когда есть специалисты, которые знают свое дело. Нужны профессионалы, которые до мельчайших тонкостей понимают всю специфику работы аптеки. Первостольники должны быть грамотными и честными, чтобы люди им доверяли. Наши фармацевты занимаются заказами, подбирают определенные группы товаров, и мне важно знать их профессиональное мнение.
Как относитесь к уровню знаний молодых специалистов?
— Молодые специалисты, как правило, хотят очень высокую зарплату, а знаний у них недостаточно. Думаю, в нашей аптеке выпускники не получат достаточно опыта, им лучше развиваться в каких–то крупных аптечных предприятиях с перспективой дойти до должности заведующих аптеками. Хотя если молодые специалисты придут к нам, мы будем не против!
Что думаете об обязательной маркировке? Как работаете с системой МДЛП?
— Я учился по специальности "Компьютерные системы управления в производстве и бизнесе", должен был стать программистом, поэтому понимаю, как должна работать система. Пока же она еще не заработала на полную мощность.
У нас до сих пор всплывает много ошибок в системе МДЛП, и пока неясно, как это разрешится. Ошибки копятся, и в итоге может сложиться нехорошая ситуация. А я заинтересован в том, чтобы в нашей аптеке все было прозрачно.
Думаю, со временем все должно наладиться. Тем не менее, для меня не совсем понятно, зачем нужен этот проект? Если я работаю с проверенными поставщиками, то я уверен в качестве товара. Но государство ставит задачу, я понимаю, каковы конечные цели. Но для малого бизнеса, который не имеет своих программистов, все это достаточно сложно. Конечно, порядок должен быть, и государство должно следить за этим, но не такими методами.
Что думаете о разрешенной доставке препаратов?
— Чтобы аптека начала заниматься доставкой препаратов населению, нужна лицензия на перевозку. У нас она есть. Но речь идет о том, чтобы сделать массовую доставку. Люди смогут заказать препарат на сайте, и цены будут совершенно другими. Если начнется массовая доставка препаратов через интернет, даже крупные аптеки пострадают. Что ж говорить о малом бизнесе?
Также я считаю, что в нашей работе роль фармацевта огромна. Я хорошо отношусь к доставке препаратов через аптеку. Здесь определенные условия доставки и хранения, можно получить консультацию специалиста. А кто и каким образом будет осуществлять доставку на дом? Большой вопрос.
Конечно, это бизнес–проект, который будет приносить доход, и оптовики заинтересованы в этом. Но помимо аптек, пострадают поставщики. Кому в этом случае они будут доставлять препараты? По моему мнению, эта идея может подорвать бизнес. Нужно учитывать и тот факт, что один человек захочет заказать препарат через интернет, а другому все–таки важно пойти в аптеку, все посмотреть, проконсультироваться со специалистом. В любом случае конкретный потребитель будет делать свой выбор: сделать заказ на дом или все-таки пойти в аптеку и послушать специалиста первого стола о препарате, его свойствах, условиях хранения, дозировке и т.п.
Конечно, все это перспектива будущего. Но что делать на данном этапе, пока непонятно. Закроется одно помещение, другое третье… Люди не смогут работать. Это как снежный ком, который увеличивается. И здесь нужно быть предельно осторожным.
Подчеркну, к доставке я отношусь, в общем, хорошо. Например, человек позвонил в аптеку, и мы доставили необходимое лекарство. Но маленьким аптекам нужно как–то группироваться. К примеру, должен быть центральный сайт, чтобы люди понимали, где они делают заказ.
Но ведь сейчас есть сайты–агрегаторы по поиску лекарств, где можно сделать заказ, бронирование, создать целый список необходимых товаров аптечного ассортимента и потом получить все в выбранной аптеке?
— Да, мы представлены в нескольких справках, правда, это не слишком влияет на посещаемость. Иногда люди находят в интернете нашу аптеку, могут заехать за препаратом. Но не могу сказать, что такие случаи носят массовый характер.
Сейчас многие вступают в маркетинговые союзы, профессиональные ассоциации, чтобы "не пропасть поодиночке". Вы не рассматривали такой вариант?
— У меня была мысль "вступить под чей–то флаг", и нам даже обещали до 1500 посетителей в день, но все это показалось мне достаточно сомнительным. При том, что вложения нужны были немалые.
Повторю, что только аренда и какие-то лавирования позволяют нам выжить.
Цены у нас средние. Я пробовал их снижать, но проходимость от этого не повысилась.
Мы готовы к любым формам сотрудничества, и я за любые адекватные и здравые предложения, за развитие в любую сторону. Но пока к нам приходят и просят сразу вложить средства. А хочется, чтобы было наоборот. Сначала увидеть результат и понимать, во что ты вкладываешь.
Как относитесь к тому, что определенная часть аптечного ассортимента уходит в торговый ритейл?
— Понятно, что это конкуренция для аптек. У нас продается много БАД, кремов, а лекарственных препаратов — около 40%. Если эта группа будет уходить в торговый ритейл, что останется аптекам? К тому же я уверен, что даже при покупке БАД или крема нужна консультация профессионала, уже не говоря про определенные условия хранения.
Что нужно аптеке, чтобы быть успешной?
— На первом месте — клиентская база. Это основной критерий любого бизнеса. Если у тебя нет клиентов, ты не востребован. И хорошие профессиональные кадры!
А в нашей ситуации иначе нельзя! Мы много сил и времени отдали нашей аптеке, и надеемся, что она будет существовать и дальше!
У нас сохранилось много благодарностей от Управы района Марфино, которая отмечала Светлану Петровну за сотрудничество, поддержку и воплощение в жизнь перспективных, интересных, полезных идей и начинаний. За благотворительную помощь в приобретении заказов для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, за вклад в развитие и процветание района, улучшение настроения и благополучие жителей, и многое другое.
Аптека должна жить, и мы надеемся, что наша проблема по льготе все-таки разрешится!!!
Дмитрий Павлович, мы также желаем Вам этого, пусть наступивший год станет успешным для бизнеса!