Свежие статьи подрубрики лекарственное страхование:

 
RegLek_бан
 
 

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ КАРДИООТГРУЗКИ: КАК СТАРТОВАЛО ЛЕКОБЕСПЕЧЕНИЕ

Больная тема

В преддверии 2020 года кабмин преподнес игрокам фармрынка впечатляющий подарок. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил выделять из бюджета в ближайшие три года по 14,5 млрд руб. на возмещение кардиопациентам расходов на дорогостоящие лекарства. Сотрудники компаний, работающих на бюджетном рынке, строили большие планы: размер суммы открывал перед ними заманчивые перспективы.

У широкого жеста была веская демографическая подоплека. В 2019-м население России сократилось еще на треть миллиона, и главной причиной снова стали болезни органов кровообращения: на них пришлась почти половина смертей. Многие россияне с болезнями сердца не следуют профилактическим предписаниям своих лечащих врачей, потому что не могут позволить себе кардиопрепараты. Например, цены на популярные средства «Ксарелто», «Брилинта» и «Прадакса» колеблются в пределах 3–4 тысяч рублей за упаковку.

Бесплатную лекарственную терапию получают только пациенты-льготники, включенные в федеральную программу "Обеспечение необходимыми лекарственными средствами" или в региональные программы. Но в масштабах страны их количество невелико. По оценкам ректора Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбековой, бесплатные препараты для амбулаторного лечения всех заболеваний доступны 9 млн россиян, а одной только ишемической болезнью страдают больше людей. Больные без льгот и достаточных финансовых средств автоматически попадают в группу риска.

Решение для регионов

В декабре правительство верстало федеральный бюджет, и в нем была прописана уже другая сумма. На программу лекарственной поддержки сердечников смогли найти только 10,5 млрд руб. Впрочем, даже сокращенная почти на треть сумма выглядит значимой, говорят участники рынка. По данным исследовательской компании Headway, в 2019 г. государство приобрело лекарства от болезней сердца на 28 млрд рублей. В эту сумму вошли закупки как для стационаров, так и для амбулаторных программ. Какая доля приходится на льготные программы разных уровней сейчас, неизвестно: последняя доступная статистика относится к 2016 г. — около 6 млрд руб. на препараты для амбулаторного лечения.

Решить, как распределить выделенные средства, должна была рабочая группа на базе РАН во главе с директором НИИ общественного здоровья им. Семашко Рамилом Хабриевым. Ей предстояло составить рекомендации для регионов.

Возмещение стоимости лекарства сочли оптимальным вариантом. Схема выглядит так: в рамках группы препаратов с одним действующим веществом устанавливается предельная цена возмещения, которая полностью покрывает стоимость одного или нескольких торговых наименований. Если пациент захочет купить другой препарат этого МНН по более высокой цене, то должен будет оплатить разницу сам.

"Таким образом, пациенты могут получить препарат бесплатно, а могут доплатить сверх цены возмещения, если хотят более дорогой препарат в рамках МНН", — объяснил Хабриев. Получить препарат пациент сможет в любой аптеке, участвующей в проекте.

Позитивный Киров

Чтобы понять, сколько людей выберет стопроцентное возмещение, и корректно спланировать затраты, рабочая группа решила протестировать механизм в нескольких регионах.

Рабочую группу вдохновил опыт Кировской области. За год до анонса национальной программы там провели эксперимент с возмещением половины стоимости лекарств для больных с артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца. Схема была такой: пациент с рецептом от врача оплачивал в аптеке разницу между розничной стоимостью лекарства и половиной предельной отпускной цены производителя.

Эксперимент прошел в нескольких районах области с населением более 400 тыс. человек и был признан удачным: в тестовых районах выросли продажи лекарств, а смертность от болезней сердечно–сосудистой системы за год снизилась более чем на треть. Среди нельготных категорий показатель выглядел еще более обнадеживающим — снижение смертности более чем вполовину. Вызовов скорой помощи с жалобами на сердце стало на 31,2 % меньше, отчитался регион.

По словам Рамила Хабриева, губернаторы других российских регионов тоже захотели включиться в пилотный проект.

Старт без направления

Чтобы проект заработал и больные начали получать бесплатные лекарства, Минздрав должен утвердить список препаратов, схему финансирования и методические рекомендации для региональных властей. Но с этим возникли сложности: правительство Дмитрия Медведева было отправлено в отставку, в Министерстве здравоохранения случились перестановки.

В конце декабря Минздрав успел представить проект приказа со списком из 23 лекарственных препаратов, но к началу марта он так и не был подписан. Поезд тронулся без машиниста и маршрутного листа: в начале 2020 года Минфин перечислил в регионы деньги на закупку лекарств для кардиопациентов, хотя местные власти так и не получили рекомендаций, как эти средства расходовать.

"Что будут делать регионы? Если начнут проводить эксперимент без соответствующих предписаний, то рискуют привлечь внимание прокуратуры. Остается одно — традиционно закупать препараты по 44-ФЗ, бесплатно выдавая их населению на базе государственных фармаций. Так они сейчас и поступают", — говорит генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.

Тендер открывается

Из базы госзакупок следует, что регионы начали размещать заказы на препараты, перечисленные в проекте приказа Минздрава, не дожидаясь официальных решений. По данным аналитиков Headway, за первые два месяца этого года закупки трех наименований — "Брилинты", "Ксарелто" и "Прадаксы" — выросли на 500, 156 и 178% соответственно по сравнению с тем же периодом 2019-го. В начале 2018 г. сравнимая динамика была только у одного препарата — "Ксарелто" (+200 %).

"Мы собирали информацию и выяснили, что пока жители нашего региона не готовы платить за препараты, — говорит начальник управления лицензирования и лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Хабаровского края Оксана Кунько. — Поэтому нам проще поддержать население бесплатным обеспечением. В дальнейшем, через год, планируется доработать программу и, возможно, прийти к условиям софинансирования".

Заместитель директора департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Надежда Корзина говорит, что регион готов рассмотреть механизм софинансирования, но для этого не хватает корректной статистики.

"Если пациентов с диабетом I типа мы учитываем корректно, то люди с сердечной недостаточностью могут годами даже не знать о своей проблеме. Поэтому выявить стопроцентную потребность довольно сложно. Есть опасения, что неправильная статистика приведет к некорректному распределению средств", — опасается она.

Наступление на главного врага россиян переносится на следующий год. В этом году обеспечение пациентов с сердечно–сосудистыми заболеваниями будет идти по старой схеме в рамках льготных программ. Как рассказали "Новости GMP" в Минздраве России, ведомство работает над новыми правилами распределения субсидий: "Мы надеемся, они будут приняты вместе с бюджетом на 2021 год".

 "Мы замечаем, что регионы начали активнее объявлять тендеры на закупку препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний из перечня Минздрава. Поэтому, думаю, стоит ожидать увеличения их продаж уже в ближайшее время", — подтверждает генеральный директор компании "Ирвин 2" Михаил Степанов. По его мнению, такая активность приведет к росту продаж на бюджетном рынке дорогих препаратов, ранее активно продававшихся через аптечные сети.

Сейчас продажи кардиопрепаратов из 23 МНН составляют значимый сегмент коммерческого рынка. По данным IQVIA, объем продаж этих лекарств в 2019 году составил около 59 млрд руб., и с 2017 г. их реализация увеличилась на 28%.

Источник: Новости GMP  

 

http://gmpnews.ru
02.04.2020
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
RegLek_бан
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться