Электронная коммерция в фармритейле: итоги 2021-го
Динамика по совокупному объему рынка была на порядок ниже (в сравнении с 2020 г. рост объема продаж в рублевом эквиваленте — 5,9%). Это произошло почти полностью благодаря существенному росту потребления Rx, реализация безрецептурных ЛП замедлилась, а рост продаж нелекарственных товаров в традиционном формате гораздо ниже уровня инфляции.
Доля e-com в общем объеме фармрозницы, включая средства, не относящиеся к ЛП, составила 13,4%. Компании из ТОП-20 выручили 179,5 млрд. руб. (85,5% от всего объема сделок этого сегмента).
Наибольшее значение прироста отмечено во 2-м кв., длительная динамика превзошла 79% в рубл. Результаты 3-4-го кварталов 2021 г. аналитики оценивают как выдающиеся, рублевый прирост приблизился к 62%.
Крупные игроки осознали, что надо возглавить кардинальные рыночные движения и сосредоточились на e-com. Доля "Аптека.ру", безусловного фаворита e-com, — 3,8% от общего объема розницы (в онлайн-формате управляет 28,2% рынка). Денежная емкость операций демонстрирует сдержанное развитие (18%), а вот по составу сеть по итогам года рекордные показатели. На начало года она насчитывала 22840 организаций, всего на этот момент работало 71850 (32% розницы).
2-е место у "Риглы", одной из первых по динамике продаж, относительно 2020 г. — доход возрос в 3,1 раза. Впереди всех по динамике в e-com фармватере "Апрель" (в 6,5 раз), "Здравсити" (в 5,2 раза), "Ваша №1" (в 3,9 раз).