27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Электронная торговля лекарствами, проблемы доставки

У электронной торговли, несомненно, большое будущее. Она уже плотно вошла в нашу жизнь.
Мы все привыкли, что одним касанием экрана телефона можно получить любую необходимую информацию на товары, причем довольно быстро, и получить заказ в течение нескольких часов, в удобном для покупателя месте.

Романова Ирина
Руководитель зоны Евразия бизнес-подразделения безрецептурных препаратов и товаров для здоровья Санофи

Романова Ирина

Пандемия коронавируса спровоцировала новый скачок развития онлайн–сервисов, в том числе в сфере медицинских услуг и на фармацевтическом рынке. Особое место среди них занимает электронная торговля лекарственными препаратами.

Миллионы людей со всего мира ежедневно покупают лекарства в интернете. Такая возможность крайне важна, например, для тяжелобольных, особенно в местах, где нет аптек в "шаговой доступности". Риски легализации онлайн–торговли лекарственными средствами на российском рынке обсуждались несколько лет. Несмотря на многочисленные опасения, электронная торговля препаратами запущена и успешно работает уже больше года. Многие потенциальные проблемы, в том числе вопросы безопасности, оказалось возможным решить и теперь лекарства доставляют даже на дом.

При этом нельзя сказать, что россияне с энтузиазмом отнеслись к новой услуге. Основная причина отказа от онлайн–покупок — доставка. Дойти до ближайшей аптеки оказалось проще, чем ждать курьера и платить за сервис. По данным аналитиков, доля дистанционных продаж на аптечном рынке за 2020 год составила всего 6,6%. Спустя год после старта дистанционной торговли лекарствами доля заказов с доставкой на дом была менее 20% от всех онлайн–продаж препаратов. И сейчас превалируют заказы с возможностью забрать товары из аптеки.

Почему доставка лекарств на дом не особенно популярна в России?

1. Высокая стоимость.

Доставка заказа может стоить от 300 до 700 рублей в зависимости от города. При этом средний чек по аптекам в России во втором квартале 2021 года, по данным исследования партнерской сети группы компаний Admitad, составил около 1500 рублей. Логично, что покупатель не готов отдавать за доставку от 30% до 50% стоимости самого заказа и предпочитает дойти до обычной аптеки.

2. Недоступность онлайн–покупки рецептурных препаратов.

Интернет–торговля пока разрешена только для безрецептурных препаратов, соответственно, за рецептурными придется идти самому. В таком случае проще купить все и сразу "офлайн" или оформить заказ с доставкой в ближайшую аптеку.

3. Обилие аптек.

В России почти 60 тысяч аптечных точек. В крупных городах в одном доме могут располагаться несколько аптек, поэтому заказать лекарства онлайн, а затем прийти в аптеку за заказом в любое время, забрать его без очереди, докупить что–то — достаточно удобно.

4. Условия доставки.

Ждать звонка, рассчитывать время, оставаться дома до приезда курьера - эти нюансы также не добавляют популярности доставке на дом.

5. Недоверие к онлайн–ритейлерам.

Похоже, потребитель пока не уверен в том, что лекарства, продающиеся онлайн, не являются подделками, хранятся, транспортируются и доставляются с соблюдением всех необходимых условий.

Что может помочь?

1. Контроль за деятельностью онлайн–ритейлеров.
С 1 сентября 2021 года несетевым аптекам также разрешили дистанционную торговлю лекарствами. Было отменено требование иметь не менее десяти аптек на территории России и собственный вебсайт. Аптеки смогут заключать договоры с маркетплейсами, чтобы вести торговлю на их сайтах. Это предоставит новые возможности интеграции фармацевтического рынка не только с экосистемами, но и с онлайн–ритейлом. Для потребителя такой подход, вероятно, будет удобным — всегда проще заказать все нужные товары в одном месте, нежели пользоваться услугами разных продавцов, переплачивая за доставку. Однако ответственность за качество в рамках доставки препаратов по–прежнему будут нести аптеки, даже если лекарства были куплены на сайте партнера и доставлены курьерскими компаниями.

Заказ ЛС в интернете

Лекарственные средства требуют особых условий и контроля, поэтому за их транспортировку отвечают на данный момент дистрибуторы, у которых есть все юридические и технические возможности хорошо организовать этот процесс. Далее, если онлайн-продавцы осуществляют доставку препаратов потребителям, то они точно также легализуют все процессы, начиная с лицензирования своей деятельности. То есть все шаги, связанные с перемещением лекарств от изготовителя до потребителя, строго регламентированы. Информирование покупателей о безопасности дистанционной торговли и популяризация проверки потребителями приобретаемых препаратов с помощью систем обязательной маркировки лекарств могут помочь повысить лояльность потребителей к доставке.

2. Разрешение на электронную торговлю рецептурными препаратами.

Возможность заказывать онлайн и получать на дом не только безрецептурные, но и рецептурные препараты - серьезный триггер для развития дистанционной торговли лекарственными средствами. В пилотном режиме такую возможность планируют тестировать в этом году в Москве, Московской и Белгородской областях. Обязательным условием дистанционной торговли рецептурными препаратами станет переход на отпуск лекарств в аптеках по электронным рецептам, которые должны быть интегрированы в систему маркировки.

3. Снижение стоимости доставки заказа на дом.

С выходом несетевых аптек на маркетплейсы стоимость доставки для потребителя действительно может стать более "комфортной". Кроме этого, появится возможность объединять заказ лекарств с другими и также уменьшать плату за доставку.

4. Расширение зон доставки за пределы крупных городов.

Пока доставка препаратов еще не стала реальной ценностью для большинства российских потребителей. Однако эта услуга действительно востребована и необходима в отдаленных регионах страны, которые сталкиваются с проблемами доступности лекарств.

5. Индивидуальный подход в подборе препаратов, онлайн-консультации фармацевтов.

Люди по–прежнему ищут возможность получить совет фармацевта, задать вопрос, обсудить свою проблему. Но интернет–консультации с фармацевтами пока недоступны, а онлайн–приемы врачей достаточно дороги и не дают широких возможностей для подбора индивидуального лечения. Вероятно, рост популярности дистанционной торговли препаратами в целом и доставки, в частности, будет зависеть от развития телемедицинских сервисов.

6. Скидки, акции, особые условия для клиентов.

Персонификация покупок при онлайн–торговле в перспективе может принести еще больше пользы потребителям. Если мы говорим о лекарственных препаратах, вероятно, будут развиваться комплементарные продажи. Например, покупателям, часто заказывающим "фастфуд", было бы логичным предложить средства для профилактики проблем с пищеварением. Кроме того, усилить востребованность доставки могут такие сервисы, как предзаказ дорогостоящих редких препаратов и индивидуальное сопровождение регулярных заказов.

Пандемия внесла свои коррективы в привычную для нас жизнь. И в этой новой реальности все очень стремительно меняется. Логично предположить, что будет расти производство масок и других средств индивидуальной защиты. Но объем рынка лекарственных средств вряд ли изменится кардинально: потребление препаратов в России держится примерно на одном уровне уже много лет подряд — около 6 млрд. упаковок в год. Вероятно, он таким и останется. Поэтому я считаю, что на рынке найдется место всем. Россия — большая страна: возможно, на каких–то территориях онлайн–торговля все–таки будет вытеснять традиционный ритейл. Где–то будет превалировать офлайн–торговля лекарственными препаратами.

Но это во многом будет зависеть и от общемировой ситуации. Кто знает, может быть, на новом витке пандемии обычный ритейл совсем закроют? Или произойдет новая технологическая революция и по улицам будут ходить роботы, доставляющие лекарства в таблетницах? При таком сценарии, конечно, рост онлайн–ритейла и сервисов по доставке лекарств побьет все рекорды.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Специализированные
мероприятия