Романова Ирина
Руководитель зоны Евразия бизнес-подразделения безрецептурных препаратов и товаров для здоровья Санофи
Пандемия коронавируса спровоцировала новый скачок развития онлайн–сервисов, в том числе в сфере медицинских услуг и на фармацевтическом рынке. Особое место среди них занимает электронная торговля лекарственными препаратами.
Миллионы людей со всего мира ежедневно покупают лекарства в интернете. Такая возможность крайне важна, например, для тяжелобольных, особенно в местах, где нет аптек в "шаговой доступности". Риски легализации онлайн–торговли лекарственными средствами на российском рынке обсуждались несколько лет. Несмотря на многочисленные опасения, электронная торговля препаратами запущена и успешно работает уже больше года. Многие потенциальные проблемы, в том числе вопросы безопасности, оказалось возможным решить и теперь лекарства доставляют даже на дом.
При этом нельзя сказать, что россияне с энтузиазмом отнеслись к новой услуге. Основная причина отказа от онлайн–покупок — доставка. Дойти до ближайшей аптеки оказалось проще, чем ждать курьера и платить за сервис. По данным аналитиков, доля дистанционных продаж на аптечном рынке за 2020 год составила всего 6,6%. Спустя год после старта дистанционной торговли лекарствами доля заказов с доставкой на дом была менее 20% от всех онлайн–продаж препаратов. И сейчас превалируют заказы с возможностью забрать товары из аптеки.
Почему доставка лекарств на дом не особенно популярна в России?
1. Высокая стоимость.
Доставка заказа может стоить от 300 до 700 рублей в зависимости от города. При этом средний чек по аптекам в России во втором квартале 2021 года, по данным исследования партнерской сети группы компаний Admitad, составил около 1500 рублей. Логично, что покупатель не готов отдавать за доставку от 30% до 50% стоимости самого заказа и предпочитает дойти до обычной аптеки.
2. Недоступность онлайн–покупки рецептурных препаратов.
Интернет–торговля пока разрешена только для безрецептурных препаратов, соответственно, за рецептурными придется идти самому. В таком случае проще купить все и сразу "офлайн" или оформить заказ с доставкой в ближайшую аптеку.
3. Обилие аптек.
В России почти 60 тысяч аптечных точек. В крупных городах в одном доме могут располагаться несколько аптек, поэтому заказать лекарства онлайн, а затем прийти в аптеку за заказом в любое время, забрать его без очереди, докупить что–то — достаточно удобно.
4. Условия доставки.
Ждать звонка, рассчитывать время, оставаться дома до приезда курьера - эти нюансы также не добавляют популярности доставке на дом.
5. Недоверие к онлайн–ритейлерам.
Похоже, потребитель пока не уверен в том, что лекарства, продающиеся онлайн, не являются подделками, хранятся, транспортируются и доставляются с соблюдением всех необходимых условий.
Что может помочь?
1. Контроль за деятельностью онлайн–ритейлеров.
С 1 сентября 2021 года несетевым аптекам также разрешили дистанционную торговлю лекарствами. Было отменено требование иметь не менее десяти аптек на территории России и собственный вебсайт. Аптеки смогут заключать договоры с маркетплейсами, чтобы вести торговлю на их сайтах. Это предоставит новые возможности интеграции фармацевтического рынка не только с экосистемами, но и с онлайн–ритейлом. Для потребителя такой подход, вероятно, будет удобным — всегда проще заказать все нужные товары в одном месте, нежели пользоваться услугами разных продавцов, переплачивая за доставку. Однако ответственность за качество в рамках доставки препаратов по–прежнему будут нести аптеки, даже если лекарства были куплены на сайте партнера и доставлены курьерскими компаниями.
Лекарственные средства требуют особых условий и контроля, поэтому за их транспортировку отвечают на данный момент дистрибуторы, у которых есть все юридические и технические возможности хорошо организовать этот процесс. Далее, если онлайн-продавцы осуществляют доставку препаратов потребителям, то они точно также легализуют все процессы, начиная с лицензирования своей деятельности. То есть все шаги, связанные с перемещением лекарств от изготовителя до потребителя, строго регламентированы. Информирование покупателей о безопасности дистанционной торговли и популяризация проверки потребителями приобретаемых препаратов с помощью систем обязательной маркировки лекарств могут помочь повысить лояльность потребителей к доставке.
2. Разрешение на электронную торговлю рецептурными препаратами.
Возможность заказывать онлайн и получать на дом не только безрецептурные, но и рецептурные препараты - серьезный триггер для развития дистанционной торговли лекарственными средствами. В пилотном режиме такую возможность планируют тестировать в этом году в Москве, Московской и Белгородской областях. Обязательным условием дистанционной торговли рецептурными препаратами станет переход на отпуск лекарств в аптеках по электронным рецептам, которые должны быть интегрированы в систему маркировки.
3. Снижение стоимости доставки заказа на дом.
С выходом несетевых аптек на маркетплейсы стоимость доставки для потребителя действительно может стать более "комфортной". Кроме этого, появится возможность объединять заказ лекарств с другими и также уменьшать плату за доставку.
4. Расширение зон доставки за пределы крупных городов.
Пока доставка препаратов еще не стала реальной ценностью для большинства российских потребителей. Однако эта услуга действительно востребована и необходима в отдаленных регионах страны, которые сталкиваются с проблемами доступности лекарств.
5. Индивидуальный подход в подборе препаратов, онлайн-консультации фармацевтов.
Люди по–прежнему ищут возможность получить совет фармацевта, задать вопрос, обсудить свою проблему. Но интернет–консультации с фармацевтами пока недоступны, а онлайн–приемы врачей достаточно дороги и не дают широких возможностей для подбора индивидуального лечения. Вероятно, рост популярности дистанционной торговли препаратами в целом и доставки, в частности, будет зависеть от развития телемедицинских сервисов.
6. Скидки, акции, особые условия для клиентов.
Персонификация покупок при онлайн–торговле в перспективе может принести еще больше пользы потребителям. Если мы говорим о лекарственных препаратах, вероятно, будут развиваться комплементарные продажи. Например, покупателям, часто заказывающим "фастфуд", было бы логичным предложить средства для профилактики проблем с пищеварением. Кроме того, усилить востребованность доставки могут такие сервисы, как предзаказ дорогостоящих редких препаратов и индивидуальное сопровождение регулярных заказов.
Пандемия внесла свои коррективы в привычную для нас жизнь. И в этой новой реальности все очень стремительно меняется. Логично предположить, что будет расти производство масок и других средств индивидуальной защиты. Но объем рынка лекарственных средств вряд ли изменится кардинально: потребление препаратов в России держится примерно на одном уровне уже много лет подряд — около 6 млрд. упаковок в год. Вероятно, он таким и останется. Поэтому я считаю, что на рынке найдется место всем. Россия — большая страна: возможно, на каких–то территориях онлайн–торговля все–таки будет вытеснять традиционный ритейл. Где–то будет превалировать офлайн–торговля лекарственными препаратами.
Но это во многом будет зависеть и от общемировой ситуации. Кто знает, может быть, на новом витке пандемии обычный ритейл совсем закроют? Или произойдет новая технологическая революция и по улицам будут ходить роботы, доставляющие лекарства в таблетницах? При таком сценарии, конечно, рост онлайн–ритейла и сервисов по доставке лекарств побьет все рекорды.